Столичный адвокат Борис Сокальский проиграл суд о защите деловой репутации экс-руководителю банковской группы МВД Дмитрию Целякову, который занимался расследованием финансовых махинаций из прошлой жизни юриста. В ходе процесса истец неоднократно нарушил адвокатскую этику и напомнил о сомнительных заслугах своего покровителя — бывшего зампредседателя ВС Олега Свириденко, получившего после скандальной отставки место в Минюсте.
Посягнувший на рубль
Председатель московской городской коллегии адвокатов “Сокальский и партнеры” Борис Сокальский усмотрел угрозу своей чести, достоинству и деловой репутации в интервью бывшего руководителя по оперативной работе банковской группы МВД Дмитрия Целякова. Материал, опубликованный на сайте ПАСМИ в феврале, касался событий 2005-2007 годов, когда созданное по поручению президента Владимира Путина особое подразделение полиции активно занималось ликвидацией незаконного рынка обналичивания денег.
Одним из самых серьезных “трофеев” этой группы и стал Борис Сокальский — в то время он являлся председателем правления коммерческого банка «Новая экономическая позиция» (НЭП). Правоохранители вышли на его след в 2005 году, когда была пресечена работа банка “Родник” — одной из самых крупных площадок по отмыванию денег в стране. Бенефициаром этого кредитного учреждения, по данным полицейских, был Сокальский.
Банкира арестовали в 2007 году, а в 2009 Таганский райсуд признал его виновным по ст. 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность») и ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями») и приговорил к семилетнему сроку. Согласно позиции обвинения, Сокальский организовал схему обнала, прогоняя деньги со счетов подставных компаний через банки “НЭП” и “Родник”. По подсчетам следователей, в результате этих операций в теневой оборот ушло более 62 млрд рублей.
Представители правоохранительных органов, комментируя приговор Сокальскому отмечали что в результате его действий был «причинен вред осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля». Однако, отсидел один из крупнейших обнальщиков страны не семь лет, а гораздо меньше. В 2010 году кассационная инстанция сняла с банкира обвинение в незаконной банковской деятельности — в связи с декриминализацией ряда экономических статей, оставив в силе приговор по статье о злоупотреблении полномочиями. В итоге срок наказания был снижен до трех лет, которые Сокальский уже отбыл в СИЗО.
Не исключено, что мягкость Фемиды объясняется не только изменениями в законодательстве, но и связями финансиста. В интервью ПАСМИ Дмитрий Целяков, в частности, вскрыл пикантные подробности задержания Сокальского — его взяли прямо в Арбитражном суде Москвы, где он работал секретарем. Председателем суда в то время был Олег Свириденко. Как заявил Целяков, Свириденко с помощью кураторов в ФСБ сначала пытался замять эту историю, а потом через свою пресс-службу заявил, что Сокальский не имел к столичному арбитражу никакого отношения: якобы он пытался трудоустроиться в суд, но был уволен за день до задержания, так как не предоставил трудовую книжку.
Непотопляемый покровитель
Эту версию Свириденко повторил и в 2019 году, когда ВККС рассматривала его кандидатуру для утверждения на второй срок в должности заместителя председателя Верховного суда. Впрочем, в итоге Кремль отказал ему в переназначении.
По данным ПАСМИ, ухода Свириденко с поста главы судебной коллегии по экономическим спорам активно добивался председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев, недовольный скандальным замом. Репутация у Олега Свириденко, действительно, неоднозначная: помимо истории с Сокальским, он оказался замешан в целом ряде скандалов — от обвинений в плагиате при написании докторской диссертации и сообщений о недвижимости его семьи стоимостью около 2 млрд рублей, до информации о причастности к отъему активов у Павла Грудинина и задокументированных спецслужбами фактов вмешательства в судебные процессы с участием госбанков и Агентства по страхованию вкладов.
Тем не менее, после отставки из ВС без работы Свириденко сидел недолго — на следующий день его назначили замом министра юстиции Константина Чуйченко. При этом вакантных мест в Минюсте на тот момент не было — должность создал президент России своим указом 6 августа 2020 года, и в этот же день Свириденко получил новый пост.
Неподтвержденная честь
А 5 августа, практически одновременно с трудоустройством Олега Свириденко в правительство, Борис Сокальский подал иск о защите чести и достоинства к Дмитрию Целякову и ПАСМИ.
Он потребовал удалить опубликованный более полугода назад материал, в котором бывший руководитель банковской группы МВД разоблачает его связи с высокопоставленным судьей. По информации источников редакции, инициатива Сокальского могла быть продиктована личной просьбой Олега Свириденко.
Также в иске бывшего банкира, а ныне адвоката Бориса Сокальского содержались требования опубликовать опровержение 11 высказываний из интервью и возместить моральный ущерб — полмиллиона рублей.
Впрочем, судья Таганского районного суда Москвы Надежда Киселева 26 ноября 2020 года оставила иск Сокальского без удовлетворения. Сокальскому не только не удалось опровергнуть высказывания Дмитрия Целякова о его незаконной банковской деятельности и участии в отмывании денег: в ходе процесса к истцу возникло немало вопросов, касающихся его амплуа адвоката.
Так, Сокальский утверждал, что статус адвоката он получил в 2012 году, после того, как с него была снята судимость. Однако, юристы ПАСМИ обнаружили, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, был генеральным директором ООО «МСК-КОНСАЛТИНГ» вплоть ликвидации общества в 2015 году, хотя закон запрещает адвокатам состоять в трудовых отношения.
В настоящий момент, согласно госреестру юрлиц, Борис Сокальский является одним из учредителей ООО «Пушкино-Хлебопродукт».
Кроме того, у юристов возникли сомнения в законности получения Сокальским статуса адвоката.
“ Статья 201 ч.2 УК РФ, по которой был осужден Борис Сокальский, является тяжким преступлением. Погашение судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, возможно по истечении восьми лет после отбытия наказания. То есть, с учетом того, что Сокальский вышел на свободу в 2010 году, его судимость не могла быть погашена ранее 2018 года”, — обратил внимание представитель ПАСМИ Николай Гринько.
Гринько также отметил несовместимое с адвокатской этикой поведение Сокальского в ходе заседаний, которое, в частности, выражалось в неуважении к суду.
“Сокальский неоднократно перебивал всех участников процесса, в том числе и судью. С места он выкрикивал различные заявления, в том числе и оскорбления в адрес Целякова. За три заседания, в общей сложности судья Киселева сделала ему как минимум пять замечаний и около двух десятков раз просила не перебивать, не выступать сидя с места, не кричать в зале судебных заседаний”, — рассказал юрист.
В ходе процесса представитель ПАСМИ заявил ходатайство, в котором просил суд направить в адрес адвокатской палаты города Москвы обращение о возбуждении дисциплинарного производства в отношении Бориса Сокальского из-за неоднократных нарушений кодекса адвокатской этики. Однако, судья отправлять такое обращение отказалась.
Между тем, Дмитрий Целяков, готовясь к выступлению в суде, поднял большой объем документов о незаконных финансовых сделках, в которых, возможно, был замешан Сокальский. Эти данные, не получившие оценки следствия в 2009 году, когда выносился приговор, бывший сотрудник МВД собирается направить в “Агентство по страхованию вкладов” для принятия мер по возврату выведенных из банков активов.