Больше банков в Потанина не лезет

Источник
«Интеррос» после покупки Росбанка и 35% в Тинькофф Банке больше не планирует новых приобретений в банковской сфере, заявил основной владелец компании Владимир Потанин. 
Он рассказал, что владельцы этих банков сами на него вышли. После сделки с Росбанком «Интерросу» предложили купить «Юникредит», однако сделка компанию не заинтересовала.

Объединять купленные банки и увеличивать свою долю в головной компании Тинькофф Банка «Интеррос» не планирует, поскольку в этом нет смысла, заявил в интервью «Интерфаксу» Потанин. «Мы не видим никакой синергии у этих банков и относимся к ним абсолютно по-разному. Для нас “Тинькофф” — это высокотехнологичная финтеховская компания, а Росбанк — это классический, разумно консервативный банк», — объяснил бизнесмен.

По его словам, более вероятен вариант будущего привлечения менеджментом Тинькофф Банка партнеров для развития бизнеса и открытия новых рынков. «Интеррос» хочет сохранить максимальную независимость управления двух банков, поэтому интересуется активами в сфере Hi-Tech. Помимо стартапов рассматривает и лидеров рынка. Компания финансирует свои покупки за счет накопленных дивидендов от «Норникеля», отметил Потанин.

Инвестиция без вмешательства

В отличие от покупки Росбанка, приобретение 35% в головной компании Тинькофф Банка TCS Group — портфельная инвестиция. Управлять ею будет фонд Winter Capital во главе с Алексеем Башкировым, который и структурировал эту сделку. По мнению Потанина, такая модель докажет портфельный характер инвестиции и крайне низкий уровень вмешательства нового акционера в дела банка. «В интересах акционеров этого банка, его менеджмента и клиентов, чтобы уровень нашего вмешательства ограничивался разговорами о стратегии. Стратегия может быть связана с продвижением технологий, может быть, за рубежом, с какими-то цифровыми проектами», — объяснил владелец «Интерроса».

У компании нет планов по увеличению доли в TCS Group и выкупу акций миноритариев. Потанин считает, что перспективы такого высокотехнологичного бизнеса, как Тинькофф Банк, возрастают, если они развиваются независимо, имеют большое число акционеров и ассоциируются у всех участников рынка с независимой структурой. Владелец «Интерроса» считает, что 35% — это уже большая доля.

В будущем скорее в бизнес войдут новые партнеры, и доля компании сократится, чем произойдет выкуп и консолидация, считает Потанин. Он добавил, что инициатива в вопросе привлечения новых инвесторов должна исходить от менеджмента Тинькофф Банка.

«<…> В нашем понимании, это [Тинькофф Банк] высокотехнологичная компания, которая обладает определенными преимуществами в финтехе и способна развивать технологии в этой сфере. В том числе, возможно, и за рубежом», — предположил Потанин. Он добавил, что «Интеррос» готов и сам участвовать в развитии технологичного бизнеса в Европе, но пока готовых планов нет. «Я думаю, что в ближайшее время все будет оставаться как есть. Команда должна привыкнуть к новой ситуации, к новому крупному владельцу», — добавил Потанин.

«Назвать сотни миллионов долларов копейками у меня язык не поворачивается»

До сделки у «Интерроса» уже был небольшой пакет акций TCS Group, напомнил владелец компании. Он добавил, что «Интеррос» присматривался не только к Тинькофф Банку, но и к другим лидерам российского Hi-Tech, таким как «Яндекс», HeadHunter и ivi, в которых у компании тоже есть доли. «Мы на них внимательно смотрели и, конечно, не могли пройти мимо такой возможности, которая представилась в связи с тем, что основатель Тинькофф Банка [Олег Тиньков] решил продавать свою долю», — сказал он.

Стороны не раскрывали сумму сделки, но Тиньков ранее в интервью говорил, что расстался с активом «за копейки». Потанин с этим не согласился. «Назвать сотни миллионов долларов копейками у меня язык не поворачивается. Для меня это большие деньги», — отметил владелец «Интерроса».

В январе 2022 года, незадолго до конфликта на Украине, крупный американский инвестфонд предлагал Тинькову за 5% акций TCS $725 млн, что соответствовало бы оценке всей группы примерно в $14,5 млрд, а 35% пакета — около $5 млрд.

Тиньков в интервью The New York Times благодарил Потанина за возможность получить хоть какие-то средства от продажи актива, которая оказалась неизбежной после критики основателя банка в отношении действий России на Украине.

По словам Потанина, они с Тиньковым о цене вообще не говорили. «Я исходил из того, что он продает за ту цену, которая его по каким-то причинам устраивает. Мне показалось, что его больше интересовали вопросы сохранения бизнеса, команды и вообще будущего банка», — объяснил бизнесмен. Ему показалось, что для Тинькова «важнее было, чтобы банк попал в хорошие руки».

Цивилизованная поддержка

«Мы с сожалением восприняли известие о том, что группа Societe Generale вынужденно уходит с нашего рынка. Нас устраивали их банковские продукты и возможность осуществлять партнерские проекты с Росбанком — в частности, по работе с цифровыми финансовыми активами», — сказал он. «Интеррос» был заинтересован в том, чтобы Росбанк остался «в том же независимом, самостоятельном и эффективном виде, в котором он был», отметил бизнесмен. Сделка была не просто партнерской для цивилизованного ухода Societe Generale с рынка, но эмоциональным решением самого Потанина — «возвращение Росбанка, так сказать, в семью “Интерроса”, откуда он и происходил». При этом инициатива по сделке исходила от продавца, уверяет Потанин. По его словам, давние партнерские связи и тот факт, что «Интеррос» — основатель банка, позволили договориться о сделке и довольно быстро ее закрыть.

Теперь «Интеррос» собирается поддержать стандарты управления банка, сохранив независимых членов в совете директоров, позиции менеджмента и программ его стимулирования. Более того, компания Потанина заместит Societe Generale в субординированных кредитах на 43 млрд рублей, составляющих часть капитала Росбанка. «Интеррос» перекредитует эти обязательства, предоставленные Росбанку французским конгломератом, уточнил Потанин. «Они не гасятся, они остаются в капитале Росбанка, что дает ему очень серьезный запас по капиталу», — добавил он. И кредиты останутся на балансе банка ровно столько, сколько нужно для сохранения его устойчивости.

Инвестиции и Hi-Tech

«Интеррос» сохраняет аппетит к инвестициям в высокотехнологичные российские компании, которые занимают лидирующие позиции на рынке. На такие сделки «Интеррос» готов выделить средства не только из созданного в прошлом году и ориентированного на Hi-Tech проекты фонда с капиталом в $1 млрд, но и более значительные ресурсы. По словам Потанина, компанию интересуют не только стартапы, но и продвинутые и состоявшиеся участники рынка.

«Считаем, что хайтек наряду с сырьевым бизнесом, туризмом и финансовыми технологиями — это то, куда должен двигаться “Интеррос”», — заявил бизнесмен. Перспективные направления в этой сфере — изучение возможностей мозга, создание сенсоров, разработки нейроморфных компьютеров, а также инвестиции в возобновляемые источники энергии вплоть до работы с производством зеленого водорода.
Персоны Компании
СДЭК, «Билайна» и Wildberries засветили клиентов
Хакеры заявили о похищении баз популярных российских сервисов.
Deutsche Bank российские банки в упор не видит
Deutsche Bank перестал работать с рядом крупных российских банков, закрыв им корсчета. Ранее похожее решение приняла группа Raiffeisen.
Театр кибервоенных действий
Как виртуальный фронт повлиял на российскую власть, силовиков и преступность.
«Хоум Кредит» приземлился во двор Ивана Тырышкина
Чешская группа продаст российский «Хоум Кредит». Новыми владельцами банка станет группа частных инвесторов во главе с председателем совета директоров СПБ Биржи Иваном Тырышкиным.
Cобянин пересаживается на "Москвич"
Завод Renault поступит на баланс столицы, производство «москвичей» при партнерстве КамАЗа будет возобновлено. 
Куда катится поселок Молодежный? Или тайная игра мэра Степанова
О точечной застройке под прикрытием чеченской братвы прямо в центре Молодежного мы уже не раз рассказывали. Застройку вели лучшие друзья Степанова. Дело дошло даже до Генеральной прокуратуры
Олег Тиньков без банка и ледокола
Олег Тиньков, продавший долю в группе «Тинькофф», также избавился от дачных комплексов на Камчатке и в Астрахани и намерен продать яхту-ледокол. По его словам, он перестал быть миллиардером и его состояние составляет 0,2 миллиардов долларов.
Тиньков продал банк на всякий пожарный
Как Олег Тинькофф продавал Тинькофф банк и что с ним будет дальше.
Миллиардеры Судариков и Свиблов рвутся в цари золотой горы
Цены на золото с 2020 года бьют исторические рекорды. Драгоценный металл привлекает все новых инвесторов, среди которых богатейшие люди России. 
Прохоров и другие: как российские миллиардеры ищут еврейские корни
Израильский паспорт — один из самых востребованных у миллиардеров, родившихся в России. Сворачивание программ «золотых паспортов» в Европе работает на его популярность.
Марктеплейсы, съемка с дронов и шеринг самокатов - ТОП молодых российских бизнесменов
Рейтинг перспективных предпринимателей моложе 30 лет.
Понасенкова приплели к Невзорову не глядя
Евгений Понасенков считает, что никаких фейков про армию не распространял. Объявленный одновременно с ним иноагентом Александр невзоров разыскивается полицией.
Банковский гербарий Потанина
Олигарх может попробовать повторить схему с Росбанком опробованную 14 лет назад. Что останется от банковских активов Потанина.
Тиньков благодарен Потанину за копейки
Бизнесмен заявил, что в Россию «больше не ездок», и подчеркнул, что у него в стране «не осталось ничего». И поблагодарил Потанина за выкуп его доли в TCS Group. 
От «Яндекса» отпочковываются не только сотрудники, но и проекты
Крупнейшая российская IT-компания из-за «спецоперации» оказалась на грани дефолта, ее гендиректор — под санкциями, а опционы тысяч сотрудников обнулились одним днем. 
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 30.04.2022
Сообщения канала за 30 апреля 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 29.04.2022
Сообщения канала за 29 апреля 2022 года.
Аркадий Волож погрузил VK в «Дзен»
«Яндекс» договорился с VK о продаже своих сервисов «Новости» и «Дзен». Планы избавиться от них заявлялись еще в марте, объясняя решением сконцентрироваться на технологических проектах.