Период подачи деклараций для губернаторов, вице-губернаторов, мэров и других чиновников – время всегда тяжелое. Укажешь мало – не поверят, резонно поднимут на смех. Укажешь много – того и гляди, начнут интересоваться, откуда деньги. В прошлом номере «Наша Версия» проанализировала доходы депутатов, сенаторов и губернаторов. Теперь пришла пора присмотреться к последним внимательнее.
Стремление заглянуть в чужой карман – свойство человеческой природы, тут ничего не поделаешь, пора это признать. И, прямо скажем, не совсем красивое свойство. Но тут совсем другое дело, ведь речь идет о карманах лиц, поставленных государством руководить, делая это честно и бескорыстно. Неудивительно, что у граждан возникает вопрос: откуда дровишки? Потому, дабы не дразнить население, региональные начальники стараются найти доступное объяснение своим сверхдоходам. Особенно сейчас, когда в законодательство вернулись прямые выборы глав субъектов РФ.
Ошибочка вышла
При подаче декларации чиновник может ошибиться в оценке семейного имущества на 20%. И ему за это ничего не будет: в соответствии с рекомендациями Минтруда такая ошибка не считается коррупционным проступком. Однако существуют также «весомые нарушения», за которые можно и должность потерять, и даже присесть на скамью подсудимых. Весь вопрос в том, кто будет оценивать эту самую весомость.
Вот, скажем, как будет квалифицирована история с декларацией первого вице-губернатора Новосибирской области Юрия Петухова? К чиновнику «привязался» Фонд борьбы с коррупцией, обвиняя его в подлоге деклараций о доходах. Причем уже не в первый раз. Ранее фонд утверждал, что в избирательной комиссии Новосибирской области подменили файл с декларацией о доходах вице-губернатора Юрия Петухова, сокрыв квартиру площадью 140 квадратных метров. Теперь юрист ФБК Вячеслав Гимади заявил, что на сайте правительства области изменена декларация вице-губернатора за 2015 год. На этот раз в файле якобы появился земельный участок площадью 600 квадратных метров, которого раньше не было. Юрист отметил, что файл был создан 27 апреля – как раз в то время, когда фонд нашел у Петухова недекларированную квартиру. А 22 мая документ вроде как был изменен начальником отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Татьяной Дергач.
Впрочем, мало ли что придумают оппозиционеры – начальник департамента информационной политики Новосибирской области Сергей Нешумов уже заявил, что речь идет не о служебном подлоге, а о простой ошибке.
Показная скромность
Потому лучше всего о благосостоянии губернаторов и их присных свидетельствуют не их декларации, а заявления Следственного комитета. Стоит правоохранителям прийти с обыском к очередному региональному начальнику, как в закромах у него обнаруживаются такие богатства, которые 99% населения региона не могло бы представить даже в смелых фантазиях. Примеров тому предостаточно. Например, экс-глава Коми Вячеслав Гайзер декларировал садовый участок 1062 квадратных метра, квартиру площадью 51,2 квадратного метра, другую квартиру – площадью 180,5 квадратного метра, где ему принадлежала только четверть, садовый дом и гараж. При этом в ходе обыска у него нашли целую коллекцию часов стоимостью в среднем несколько сотен тысяч долларов за каждые, а также проект по приобретению самолетов Bombardier Learjet и Hawker 800XP.
Бывший глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов скромно декларировал доходы на уровне 3 млн рублей в год и три квартиры. Правда, еще по нескольку объектов недвижимости оказались записаны на его родственников. Позже в ходе обыска сотрудники ФСБ обнаружили еще и предметы искусства, которые сделали бы честь даже столичному музею. Например, произведения Боттичелли, Рафаэля и других художников эпохи Возрождения, часть которых, как выяснилось, находится в международном розыске. Эксперты оценивают стоимость изъятого у Маркелова в сумму от нескольких десятков до сотни миллионов евро.
Неожиданные оправдания
Тем не менее время от времени в декларациях губернаторов появляются весьма значительные суммы. Например, доход семьи президента Минниханова составил 1/10 от бюджета Казани, который равняется почти 20 млрд рублей. Впрочем, тут спасибо ему надо сказать супруге, которая обеспечивает семейное благосостояние. Равно как и супруга губернатора Ростовской области Василия Голубева и многие другие «государственные» жены.
Правда, иногда губернаторы удивляют указанием на источник своего благосостояния. Например, глава Карелии Артур Парфенчиков задекларировал свой доход в размере 7 808 246 рублей, отметив при этом, что часть средств получена от сдачи квартиры в наем. Действительно, никаким доходом нельзя брезговать. Сегодня ты губернатор, а завтра неизвестно, как дело может повернуться. Хорошо, когда есть квартира-кормилица.
Руководитель Калужской области Анатолий Артамонов объяснил, почему при сокращении его губернаторской зарплаты в 2015 году доход вырос почти в 1,7 раза. «В 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло снижение моей заработной платы на 12,38% – с 2 718 583 рублей в 2014 году до 2 381 978 рублей в 2015 году. Что же касается моих общих доходов, то они, как видно из моей декларации, действительно увеличились. Этому послужили две причины. За многие годы работы, в том числе и в бизнесе, которым я занимался до избрания меня вице-губернатором области в 1996 году, у меня накопились небольшие сбережения, которые я размещаю на счетах в банках и получаю от этого пусть и не очень большой, но все-таки доход, который зависит в том числе и от курсов валют», – сказал Артамонов. Другая причина роста доходов, по словам главы региона, состоит в том, что он не уходил в отпуск, и у него накопилось 178 неиспользованных отпускных дней, за которые ему была положена компенсация.
А вот о росте доходов главы Липецкой области Олега Королева в его декларации ничего не сказано. Тем не менее журналисты раскопали, что доход главы региона за год вырос втрое за счет переданных ему в доверительное управление ценных бумаг. Что интересно, если верить декларации, то липецкому губернатору в сравнении с 2015 годом тоже чуть ли не вполовину урезали зарплату. И, вероятно, за дело: по данным Росстата, в Липецкой области за чертой бедности проживают 8,9% населения. Все-таки нельзя не восхититься смекалкой глав регионов, которые при урезании зарплаты находят – и весьма успешно! – иные источники дохода.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Самую удивительную декларацию представил глава Чечни Рамзан Кадыров. Как указал он, в 2016 году его доходы составили 11,46 млн рублей. Впрочем, это копейки по сравнению с тем, сколько сумели заработать двое несовершеннолетних детей чеченского лидера: согласно представленной декларации их доход составил 19 с лишним миллионов рублей (по 9,95 млн каждый). Источник доходов при этом не указан.