Человек на фото – индийский футуролог Садхгуру Джагги Васудев. 24 мая 2018 года он побывал на Петербургском экономическом форуме и, в числе прочего, провел скрытую от публики встречу с владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным. Разговор учителя и российского предпринимателя был долгим.
Российский олигарх пытается выяснить, что будет с его химической империей. По результатам 6 месяцев 2018 года «Уралхим» находится не в самом лучшем состоянии. Российские банкиры, судя по всему, не готовы встречаться с одиозным бизнесменом и обсуждать выдачу все новых займов для поддержания экономики «Уралхима». Осталось только просить совета у звезды духовных практик из Индии...
Садхгуру обычно отвечает просто – «нужно понять, что завтра не существует и никогда не будет существовать». Очевидно, что завтра в буквальном смысле слова нет и у «империи» Дмитрия Мазепина.
Долги и бесконечные суды, вынуждают Дмитрия Мазепина тратить все новые сотни тысяч долларов. И если другие российские химики (Фосагро, ЕвроХим, Тольяттиазот) тоже тратят сотни тысяч долларов, но на благотворительность и социальные проекты, то Дмитрий Мазепин оплачивает перелеты private jet для индийского мистика и, вероятно, принимает бизнес решения так, как говорит ему индус.
«Бизнес империя» Мазепина – очень похожа на фейк, самого его можно назвать – «токсичный» бизнесмен. Методами работы, судя по его деятельности, являются – прямой лоббизм по получению имущества конкурентов. Бизнес-стратегия отсутствует. Исповедует бесконечное кредитование у государственных банков.
Десять лет назад Дмитрий Мазепин купил у компании Uritrans за 382 млн долларов 90,02% акций ОАО «Воскресенские Минеральные удобрения» (ВМУ). Приобретение оплачено за счет кредитных средствСбербанка в размере 3 млрд рублей, которые были выданы бизнесмену при том, что он уже был должен тому же кредитору порядка 700 млн рублей. Вдобавок к этому, обыграв на аукционе «Газпром», Мазепин стал владельцем пакета акций Кирово-Чепецкого химкомбината (КЧХК). Далее основные активы обоих заводов оказались выведены через другие предприятия – ЗАО «Завод минеральных удобрений» и кипрскую Assethill Holdings Ltd – и присоединены к АО «ОХК «Уралхим».
Вслед за этим КЧХК фактически был ликвидирован, а работа ВМУ к 2009 году оказалась приостановлена Ростехнадзором из-за многочисленных нарушений. В то же время в результате сделки с Ренова, также на заемные средства, Мазепин получил 9,76% Тольяттинского аммиачного завода. В результате всего этого, к 2009-му общая сумма задолженности «Уралхима» Мазепина перед Сбербанком достигла 5 млрд рублей. Будучи основателем и основным бенефициаром «Уралхима» (который, согласно документам, полностью принадлежит кипрским офшорам), в конце 2013 года Мазепин приобрел 20% «Уралкалия» – крупнейшего в стране производителя минеральных удобрений. Стоимость сделки оценивается в $4 млрд, для нее банк ВТБ выдал Мазепину кредит 4,5 млрд долларов под залог акций приобретаемого актива.
Сегодня долги «Уралкалия» достигают 5,5 млрд долларов, почти половина из них приходится на Сбербанк. При этом купленный Мазепиным пакет акций упал в цене до 1,2 млрд долларов. Одной из причин этого могли быть «незапланированные» траты – на предприятии постоянно происходят техногенные аварии, а по требованию президента РФ оно обязано расселить жителей г. Березники Пермской края, чьи дома находятся вблизи провалов земли, образовавшихся из-за добычи на предприятии. Сегодня АО «Уралхим» является ультра-закредитованной компанией. Долги холдинга, в том числе и за приобретенные в кредит акции предприятия «Уралкалий», почти в пять раз превосходит объем прибыли до вычета расходов (EBITDA).
Дмитрия Мзепина наставляет индийский футуролог Садхгуру Джагги Васудев
Доля заемных средств АО «ОХК «Уралхим» по данным СПАРК на 31.12.2016 составляет более 257 млрд рублей или 116% по отношению к активам компании, что является чрезвычайно большим показателем уровня закредитованности. Обслуживание такой долговой нагрузки средствами cash-flow ставит под удар инвестиционную программу «Уралхим». Общая долговая нагрузка компаний всей группы «Уралхим» составляет более 637 млрд руб., что по текущему курсу составляет более 11 млрд долларов.
По информации finanz.ru: чистая прибыль «Уралхима» по МСФО по итогам 2017 года (по данным СПАРК за апрель 2018 года) составляет 16,2 млрд.рублей., EBITDA – 25,5 млрд рублей. По итогам 2015 года «Уралхим» получил убыток в размере 554 млн. долларов против убытка в 1,3 млрд долларов убытка в 2014 году. EBITDA составляла 880 млн долларов, что на 5% меньше, чем в 2014 году. Компания не раскрывала данные отчетности за 2016 год. Фактически речь идет о том, что на протяжении последних 5 лет «Уралхим» находится в «финансовом пике» и не обладает экономическими возможностями для развития бизнеса и обслуживания долга.
Осложняет долговую ситуацию и неоднократное нарушение ковенантов — условий предоставления кредита. Но вместо реструктуризации и совершенствования предприятий Мазепин с легкостью использует кредитные деньги, чтобы платить своей головной компании на Кипре дивиденды. Для скорейшего увеличения EBITDA компании реального сектора могут использовать, например, демпинг. Но резко повысить ее сложно. Нужно как-то развивать бизнес. Во избежание досрочного их погашения компании придется либо значительно сократить расходы и либо серьезно повысить эффективность ведения бизнеса, либо пойти по пути экспансии – получить новый актив с хорошей экономикой (Тольяттиазот) и извлечь из него всю «оборотку».
Если смотреть на уровень долговой нагрузки предприятий группы компаний «Уралхим», то по состоянию на 31.12.2016 года доля заемных средств в валюте в балансе АО «Минеральные удобрения» может составить 52%, ПАО «Уралкалий» - 63%, ООО «Уралхим-ТРАНС» - 17%.
Судя по всему, жемчужина ОАО «Уралхим» - крупное предприятие ОАО «Воскресенские минеральные удобрение» (г. Воскресенск) – морально устарело, а модернизация оборудования 1960х годов не проводится. Вместо этого – на «развитие» предприятия Мазепин взял кредит в 700 млрд рублей у Сбербанка. Похоже, что кредит мало чем обеспечен, учитывая общее положение дел в «Уралхиме». При этом, по информации официального сайта «Уралхим», акции компании на 99% принадлежат одному кипрскому оффшору и еще 1% - другому кипрскому оффшору. При такой «патриотической» структуре капитала Мазепин периодически обращается к государству за финансовой помощью.
На протяжении последних 5 лет миноритарный акционер Д.Мазепин предпринимает усилия, чтобы получить себе крупнейшего производителя аммиака «Тольяттиазот». Предыстория корпоративного спора такова. Около 10 лет назад 10% «Тольяттиазота» приобрел «Уралхим», принадлежащий «химическому олигарху» Дмитрию Мазепину. С тех пор между структурами господина Мазепина и владельцами «Тольяттиазота» (ТоАЗ) тянется конфликт.
Кстати, кредиты Мазепин берет в Сбербанке у другого мистика и возможного ученика Садхгуру - Германа Грефа. Видимо, в главном банке страны Мазепина готовы обслужить по льготному проценту.