Бизнес-инкубатор не вынес мастерков «Арагацстроя»

Источник
Очередными разбирательствами обернулась реконструкция бизнес-инкубатора Зауралья.
Скандально известный по работе в Курганской и Тюменской областях девелопер «Арагацстрой» пополнил коллекцию судебных разбирательств с чиновниками. Так, арбитраж обязал компанию за свой счет устранить выявленные недостатки в работах по контракту с Департаментом экономического развития Зауралья. После освоения бюджетных миллионов фирмой, возглавляемой Кареном Минасяном, в бизнес-инкубаторе Курганской области начали трескаться стены, стала протекать кровля и отпадать с фасада плитка. Говоря об этом конфликте, отраслевики, к прочему, вспоминают так и не достроенный жилой дом для сотрудников УМВД в Тюмени, комплекс зданий полиции в Заводоуковске, спортобъекты в Ялуторовске, которые также обернулись скандалами и разбирательствами для строителей. При этом участники рынка обращают внимание, что негативный шлейф не мешает фирме осваивать бюджетные средства в Зауралье, куда она «переехала» вслед за губернатором Вадимом Шумковым из Тюменской области. Такие парадоксы они объясняют вероятным покровительством бенефициаров бизнеса со стороны статусных чиновников, результаты которого потом приходится разгребать надзорам и в залах судов.

Арбитражный суд Зауралья вынес решение по иску регионального Департамента экономического развития к ООО «Арагацстрой» (генеральный директор и учредитель Карен Минасян). Чиновники добивались от застройщика исполнения гарантийных обязательств по ранее реконструированному объекту – зданию ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области».

Уточним, в мае 2015 года стороны подписали контракт на 53,4 млн, согласно которому фирма обязалась провести реконструкцию здания для размещения инкубатора. Акт о приемке работ был подписан в декабре 2017 года, но спустя несколько лет проявились серьезные дефекты, включая трещины в стенах, протечки кровли и отваливающуюся фасадную плитку. В досудебном порядке «Арагацстрой» устранять брак отказался, и в итоге конфликт перешел в арбитраж, где фирма пока терпит неудачу.

«Обязать «Арагацстрой» в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу за свой счет устранить выявленные в период гарантии недостатки в выполненных работах по контракту», – следует из решения. Впрочем, компания, вероятно, попытается оспорить его в апелляции.

Этот процесс, как отмечают отраслевики, далеко не единственный с участием «Арагацстроя» и его заказчиков. Напомним, в Тюменской области в длительные судебные разбирательства вылились работы по строительству многоэтажного жилого дома для сотрудников МВД, где на поверхности фундаментной плиты обнаружили деформационные трещины. Противостоянием в арбитраже закончились и работы по возведению комплекса зданий для муниципального МВД, к которому предъявил претензии Ростехнадзор.

В Курганской области компания и вовсе засветилась в коррупционном скандале. В 2016 году ФСБ выявила факт передачи взятки от руководства «Арагацстроя» главе регионального Управления капитального строительства Александру Бубликову. Как сообщалось, чиновник получал деньги за лояльное отношение во время проверки выполненных по госконтрактам работ. При этом только от одного НО «Региональный фонд капитального ремонта» Курганской области в картотеке арбитража упоминается 27 исковых заявлений.

Участники рынка между тем отмечают, что в Тюменской области, где ранее была прописана компания, теперь она «сосредоточилась на работе преимущественно в муниципалитетах», что также, возможно, связано с претензиями от заказчиков. В центре региона «Арагацстрой» на текущий момент задействован только в одном крупном соглашении по капремонту школы на улице Газовиков. Подряды фирма Карена Минасяна получает, главным образом, в Ялуторовске (где была зарегистрирована изначально), а также Исетском, Вагайском и Упоровском районах.

Как отмечают собеседники издания на рынке, «отчасти это можно объяснить связями на местах и низкой конкуренцией в сельских территориях». Однако и здесь исполнение работ сталкивается с претензиями и периодически заканчивается разрывом соглашений.

Так, к примеру, с конторой был расторгнут договор на капремонт ДК в селе Масали Упоровского района. Примечательно, что в конце 2021 года глава муниципалитета Леонид Сауков торжественно принимал объект; более того, на церемонии были награждены участники стройки в рамках нацпроекта «Культура». Но буквально через месяц контракт разорвали, а затем чиновники отправились в суд. Сразу несколько заявлений, касающихся неисполнения обязательств, арбитраж принял и от ялуторовского МКУ «Стройзаказчик». В этом городе фирма отметилась расторгнутыми соглашениями на ремонт автомобильных дорог и реконструкцию спортивных объектов.

Негативный бэкграунд, впрочем, не мешает предприятию, как говорят участники рынка, «вольготно чувствовать себя в Зауралье». Только за чуть более чем год фирма получила подряды на строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов в Шадринске на 242,6 млн, на возведение образовательного учреждения в поселке Красный Октябрь Каргапольского района на 422,5 млн, и на стройработы на объекте, подконтрольном ГБУ «Центр по обслуживанию деятельности государственных организаций культуры и искусства» на 49 млн рублей. При этом по последнему их нужно закончить до 31 декабря.

«Я бы не исключал, что такому положению может способствовать лояльность со стороны профильных чиновников. Примечательна в этой связи и фигура губернатора Вадима Шумкова. Не секрет, что у него есть связи в бизнес-кругах. Возможно, поэтому компания предпочла переехать в Курган, поскольку в Тюмени очень жесткие требования предъявляет ГУС. В этом регионе «Арагацстрой» вытеснен на периферию, где сложно найти подрядчиков, да и там возникают вопросы. А в Кургане им проще, никаких серьезных последствий нет. Наоборот, подкидывают контракты», – делится своими размышлениями представитель строительного сектора.

Совокупность факторов, среди которых, возможно «негласное кураторство», готовность предлагать низкие расценки, а также отсутствие жесткого контроля и позволяет компании, по мнению отраслевиков, чувствовать себя уверенно, несмотря на все конфликты.