В Томске прошли прения сторон по резонансному уголовному делу о преднамеренном банкротстве Инвестиционной лесопромышленной компании (ИЛПК), которая занималась строительством деревообрабатывающего комбината «Зеленая фабрика». Кредиторы, самым крупным из которых являлся Бинбанк, потеряли сотни миллионов рублей, инвестированных в амбициозный проект. Организатор махинаций, бывший депутат областной думы Сергей Кравченко, скрылся за границу. Для его подельников, винящих в проблемах ИЛПК мировой финансовый кризис, запросили четыре с половиной и пять лет заключения.
В Октябрьском райсуде Томска прошли прения сторон по делу о преднамеренном банкротстве ИЛПК. В 2007 год эта компания начала реализовывать амбициозный региональный проект — строительство комбината по глубокой переработке древесины «Зеленая фабрика». В частности, там планировался выпуск ДСП, многослойной фанеры, спичечной соломки. К 2018 году, согласно замыслам авторов проекта, комбинат должен был заработать на полную мощность. Однако в 2010 году арбитраж ввел в ИЛПК процедуру наблюдения, а спустя год объявил компанию несостоятельной.
В СКР полагают, что ситуация с банкротством ИЛПК была создана искусственно, а вложенные в «Зеленую фабрику» деньги похищены. Наибольший урон понес основной инвестор проекта — Бинбанк, заключивший договоры кредитования примерно на 500 млн руб.
В СУ СКР возбудили дело по ст. 196 (преднамеренное банкротство) и ч. 4 ст. 159 (особо крупное мошенничество) УК РФ. Как указывается в его материалах, с целью скрыть хищения руководство ИЛПК начало строительство нескольких объектов, входящих в комплекс «Зеленой фабрики». В дальнейшем они были проданы и тем самым выведены из собственности компании. Кроме того, правоохранители установили, что оборудование для строительства приобреталось по ценам, завышенным в несколько раз. При этом его продавцами являлись фирмы, подконтрольные, по версии следствия, руководству ИЛПК.
Предполагаемым организатором банкротства предприятия следствие считает крупного томского предпринимателя и экс-депутата законодательной думы области Сергея Кравченко. Он являлся председателем совета Сибирской топливной компании, в состав которой входила ИЛПК. В марте 2013 года Кравченко, которого отпустили под подписку о невыезде, скрылся, и его объявили в международный розыск.
Обвинение по ст. 196 УК РФ следователи предъявили главе ИЛПК Зое Сухаревой, старший брат Сергея Кравченко Владимир Кравченко обвиняется в пособничестве в этом преступлении (ст. 33, ст. 196 УК РФ). Он, говорится в деле, руководил рядом аффилированных коммерческих фирм, задействованных в криминальных схемах.
Подводя итоги судебному следствию, которое длилось с августа 2014 года, гособвинитель запросил для подсудимой Сухаревой пять лет колонии общего режима, а для подсудимого Кравченко — на полгода меньше. Каждого прокурор предложил оштрафовать на 150 тыс. руб.
Речь в прениях представителя Бинбанка, адвоката Сергея Азарова, продолжалась на протяжении трех судебных заседаний. В ходе своего выступления представитель потерпевшего прибегнул к необычной методике изложения доводов доказательства вины подсудимых: он использовал плакаты, на которых схематичным образом было изображено движение денег по расчетным счетам преднамеренно обанкроченной, по версии следствия, организации. «Таким образом удалось наглядно показать со ссылкой на экспертное заключение, что деньги из ИЛПК выводились под надуманным предлогом в организации, подконтрольные подсудимым, и с расчетных счетов этих фирм деньги в тот же самый день снова возвращались в ИЛПК, но уже в качестве процентных займов. ИЛПК искусственно загоняли в долговую яму»,— заявил «Ъ» Сергей Азаров.
Рассматриваемое дело, по мнению всех участников судебного процесса, является «эксклюзивным», «содержащим колоссальный объем сложнейшей фактуры». «До настоящего времени практики рассмотрения такой категории дел не существовало, но после рассмотрения она возникнет»,— отметил представитель потерпевшего. При обсуждении вопроса о назначении подсудимым наказания адвокат Азаров заявил, что «в случае если суд просто погрозит пальчиком подсудимым, то в последующем и другие судьи, рассматривающие аналогичные дела, станут поступать так же». «Если судья решит иначе, то и другие судьи будут решать по-другому»,— считает адвокат.
Выступавшие в прениях Зоя Сухарева и Владимир Кравченко просили оправдать их, потому что версия следствия, по их мнению, развалилась в судебном процессе. В финансовых проблемах ИЛПК они обвинили мировой экономический кризис.