Билет в один конец — это только начало

Источник
У коллапса на туристическом рынке множество причин — и государство не может справиться ни с одной из них.
На сегодня российской демократии удалось защитить два главных завоевания девяностых — свободный выезд граждан за рубеж и 51-ю статью Конституции. Но ситуация с открытой границей становится все менее однозначной. Сначала западные страны закрыли въезд для нескольких десятков россиян в рамках украинского санкционного пакета. Ситуация в статистическом плане неразличимая, но создающая важный прецедент и нервозность на рынке. Затем уже наше правительство закрепостило собственных силовиков, запретив для них выездной туризм, — пришло время покорять Крым, ну или хотя бы Сочи. Наконец, рынок туроператоров накрыла волна крупных банкротств, десятки тысяч россиян оказались за рубежом в беспомощном положении — и врио главы Ростуризма Олег Сафонов прямо заявил: лучше отдыхать в России.

Внезапный и невольный уход с рынка клиентов-силовиков сам по себе оказался ощутимым ударом, но не синонимом коллапса. По оценкам туроператоров, на силовиков и членов их семей приходилось около 10% выездного турпотока. Проблема в том, что рынок и без того находился в депрессивном состоянии. Продажи путевок в страны Европы значительно сократились из-за девальвации рубля, которая сделала их банально дороже. Чтобы не потерять долю на высококонкурентном рынке, где бал правит спрос, многие турфирмы принялись отчаянно демпинговать, надеясь отбить свои деньги в высокий сезон. И вот тут потеря силовиков, юрьев день которых обычно приходился на пики: новогодние, майские и лето, — стала для многих крупных компаний действительно невосполнимой.

Премьер-министр Дмитрий Медведев был во многом прав, сравнивая туристический бизнес по структуре с МММ. Туроператор выкупает отели и авиабилеты заранее, рассчитывая покрыть расходы и получить прибыль за счет будущих продаж. Если фирма демпингует, продавая туры ниже себестоимости, то это значит, что обязательства перед текущими клиентами выполняются за счет денег будущих. А кассовый разрыв обычно покрывается за счет кредитных средств.

Такая модель неплохо работала на рынке, который все посткризисные годы демонстрировал устойчивый, хотя и неравномерный рост. Но в этом году к драматическому снижению спроса добавились и серьезные сложности с управлением финансами.

Многие российские турфирмы, а также работающие с ними в пуле авиакомпании брали кредиты в иностранных банках (потому что российские дороги и получить их трудно). Но еще с начала весны в отношении российских заемщиков стали действовать неявные, но вполне реальные санкции. Перекредитовываться стало негде. Плюс к тому многие страховщики, адекватно оценив риски, в принципе отказались предоставлять услуги российским туроператорам, и те, чтобы получить страховку, необходимую по закону, стали обращаться к мелким и малоизвестным фирмам. (Так произошло, например, с турфирмой «Нева», которую бросил Согаз, а подобрала СК «Восхождение». Ноша оказалась для страховщика непосильной, и вскоре после приостановки деятельности «Невы» он и сам лишился лицензии).

Так что сама по себе череда банкротств, которая потрясла рынок этим летом, имеет вполне объективное происхождение. В условиях падающего спроса, дорогого фондирования и избыточного предложения с плохим риск-менеджментом ничего иного ждать и не стоило. Государство и профессиональное сообщество, конечно, должны приложить максимум усилий, чтобы нивелировать ущерб для туристов, оказавшихся в сложной ситуации, но в очередной раз перетряхивать правила игры на рынке, наверное, не стоит — на нем, судя по всему, идет процесс самоочищения, болезненный, но закономерный.

И уж тем более не нужно устраивать ему на пустом месте дополнительный внешний шок, расширяя круг закрепощенных, приговоренных к Крыму граждан. А ведь предпосылки к тому есть. Сотрудников госкомпаний и бюджетников (пока) не обязывают выкупать путевки на российское черноморское побережье, но уже настойчиво их рекомендуют. Но у нас ведь от добровольно-принудительного до обязательного — один законопроект, вполне проходной в условиях социальной мобилизации. Тем более что силовики, наряду с избранными представителями элиты, неожиданно оказались дискриминированной группой: простому народу, видишь ли, ездить «по европам» можно, были б деньги, а им нельзя.

Пока же проблема традиционно решается усилиями Следственного комитета, который ищет вредителей, то есть мошенников, среди руководства туроператоров.

Направление поисков не совсем уж тупиковое. Ведь в ситуации падающего рынка естественным образом возникает соблазн превратить неустойчивую компанию в пылесос, то есть собрать клиентские деньги, вывести их на офшорки и обанкротиться, ссылаясь на сложную ситуацию на рынке. Аналогичную ситуацию мы уже сравнительно давно наблюдаем в банковской сфере. Тут регулятор обычно упреждает банкротства, и вкладчики исправно получают свои деньги в пределах страхового покрытия, а вот правоохранителям похвастаться особо нечем. Если уголовные дела и доводят до суда, то отвечают не руководители и владельцы «пылесосов», а менеджеры среднего звена. К тому же Следственный комитет имеет привычку утрачивать интерес к историям, которые выпадают из эпицентра общественного внимания.

Так что врио главы Ростуризма был не совсем прав, утверждая, что лучше отдыхать в России. И не потому вовсе, что наши курорты проигрывают по соотношению цена–качество. Если говорить откровенно, то государство расписалось в собственной неспособности регулировать туристический рынок. А значит, чтобы хоть как-то себя обезопасить, лучше планировать отдых самостоятельно, хотя это и труднее, и дороже.

Комментарии

Ирина ЩЕГОЛЬКОВА, пресс-секретарь Ростуризма:

— Впервые в разгар сезона с рынка ушло столько туроператоров. На данный момент мы проводим анализ, почему это произошло. Первая и главная наша задача: вернуть туристов на родину, потому что у кого-то не оплачены билеты, у кого-то — жилье, еще какие-то проблемы. Вторая задача: провести анализ — что же произошло в отрасли, почему и крупные, и мелкие операторы уходят с рынка. Для туроператоров это был сложный год, так как в связи с изменением курса евро и доллара подорожал турпродукт. Также повлияли разговоры о введенных на Западе санкциях — люди боятся ехать. Они чувствуют неуверенность. Спрос понизится, по прогнозам, на 30% — это очень много. Основная проблема в перспективе: кризис доверия. Люди опасаются ехать. Вопрос, который задают все: а кто же следующий в очереди на закрытие?

Ирина ТЮРИНА, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

— Давайте я сейчас не буду об этом говорить. Коротко об этом говорить невозможно. Пока идет разбирательство, обсуждать это очень трудно, на это сейчас просто физически нет времени. У меня людей из гостиницы выселяют, а я сейчас буду обсуждать. Извините.

Майя ЛОМИДЗЕ, исполнительный директор «Ассоциации туроператоров России»:

— Идет зачистка рынка. Выживает сильнейший, это естественный отбор. Конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция. Закономерные последствия жесткой конкуренции и массы обстоятельств, которые в этом году собрались воедино: рецессия, курс валют, банковский кризис.

Мы хотели предложить ассоциации «Турпомощь» устроить совместную конференцию. Из-за того, что телефоны организации постоянно заняты и у сотрудников просто не хватает рук, чтобы ответить на вопросы всех желающих, мне пришлось самой приехать в офис «Турпомощи». Помимо телефонных звонков на почту организации ежеминутно приходят письма с просьбами о помощи, связанными с выселением туристов. Проблема с вывозом, билетов нет. Процесс вывоза идет нон-стоп. Сотрудники «Турпомощи» намерены до конца недели вывезти всех пострадавших. Из-за этого провести конференцию удастся не раньше чем через 10 дней.

Хронология коллапса

5 августа 2014 года. Группа компаний «ИнтАэр» объявила о приостановке своей деятельности. Группа компаний «ИнтАэр» представлена двумя юридическими лицами: ООО «ИнтАэр» и ООО «ИнтАэр Трэвел». Причина приостановки деятельности заключается в падении спроса и покупательской способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией.

Пострадали: ориентировочно 1800 человек (500 человек находятся за рубежом, 1200–1300 человек не смогут отправиться в отпуск).

2 августа 2014 года. Туроператор «Лабиринт» сообщил о приостановке своей деятельности. Причинами такого решения, по словам компании, стали резкий рост курса валют, который сказался на покупательской способности; негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок — подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые горящие туры).

«Лабиринт» являлся основным клиентом «Идеал-тура». Обе структуры связаны через общих владельцев.

Пострадали: ориентировочно 65 тысяч (около 40 тысяч человек купили туры на ближайшее время, примерно 25 тысяч находились за рубежом).

1 августа 2014 года. Туроператор «Идеал-тур» столкнулся с финансовыми проблемами. Авиакомпания «Оренбургские авиалинии» отменила ряд чартерных рейсов, заказанных, но не оплаченных компанией «Идеал-тур». Сумма задолженности компании перед «Оренбургскими авиалиниями» составила около 1,5 миллиарда рублей.

Пострадали: от 20 до 25 тысяч человек. По количеству пострадавших туристов этот случай может стать крупнейшим банкротством на российском туристическом рынке.

30 июля 2014 года. Турфирма «Экспо-тур» сообщила о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами. В качестве одной из причин приостановки деятельности в компании называли проблемы с выполнением круиза по Черному морю.

Пострадали: 1027 человек (за границей находились 16 клиентов компании, 73 клиента туроператора отдыхают в России, а у 102 человек были забронированы авиабилеты).

25 июля 2014 года. Турфирма «Роза ветров Мир» объявила о приостановке деятельности с невозможностью выполнения обязательств перед клиентами. Приостановка деятельности коснулась двух юридических лиц — ООО «Роза ветров Мир» и ООО «РВ МИР». Страховые выплаты клиентам компаний осуществляли «БИН Страхование» и «Ингосстрах», каждая из которых предоставила размер финансового обеспечения в 30 000 000 рублей.

Пострадали: около 1130 человек (130 человек находились за рубежом, 800 собирались отправиться в поездки).

16 июля 2014 года. Турфирма «Нева» приостановила свою деятельность «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта». Фирма была застрахована на 454 миллиона рублей в страховой компании «Восхождение», руководство которой находится в розыске.

Пострадали: по разным источникам, от 23 до 27 тысяч туристов (от 6 до 7 тысяч находились в этот момент за рубежом, от 17 до 20 тысяч собирались отправиться в поездки).


Персоны Компании
Дефицита продуктов не будет
Президент Владимир Путин запретил ввоз продовольствия из стран, которые ввели санкции против России; ритейлерам придется оперативно пересматривать ассортиментную политику и пул поставщиков, но массового дефицита продуктов рынок не ждет.
Возможное ограничение транссибирских перелетов обрушило акции авиакомпаний
Возможное ограничение Россией транссибирских перелетов снизило капитализацию крупнейших авиакомпаний мира. Больше всех вчера дешевели «Аэрофлот» и Finnair.
Причиной краха крупных туроператоров стал демпинг
Причиной краха крупных туроператоров могло стать плохое планирование: компании рассчитывали на спрос не ниже, чем год назад, а продажи сократились по некоторым направлениям на 1/4.
Геннадий Тимченко: за все в жизни надо платить. И за знакомство с руководством страны тоже
Основатель и владелец Volga Group согласен с тем, что деньги любят тишину. В новом проекте ИТАР-ТАСС "Первые лица" он рассказал о том, как санкции повлияли на его бизнес.
Тимченко готов «завтра же» передать свои активы государству
«Лично нам миллиарды не нужны», — заявил основной владелец Volga Group; он также рассказал, где его дети получили образование, как на нем сказались санкции и почему в России ему дышится легче.
Чумовой экспорт
В украинских продуктах нашли вредителей.
Ё-политик
Завалив проект «Ё-мобиля», Михаил Прохоров теряет теперь и свою партию.
Средства на АТЭС провели по статье УК
Дело о хищении 29 миллионов направлено в прокуратуру.
По старой дружбе: как французы увеличили долю в «Новатэке» на фоне санкций
Санкции Запада против «Новатэка» и его совладельца Геннадия Тимченко не помешали французской Total нарастить долю в крупнейшем независимом производителе газа в России: с начала года она могла вырасти почти на 3%.
Зарплаты депутатов Мосгордумы выше, чем у министров и сенаторов
Среднемесячный доход столичных парламентариев достигает 465 тыс. рублей.
Командная игра: как чиновники и бизнес готовятся к ЧМ-2018 по футболу
Общий объем затрат на мировое первенство в России оценивается в 664 млрд рублей. Как государство собирается потратить эти деньги и кто из участников списка Forbes поможет в организации турнира?
Андрей Клепач подтвердил увольнительный прогноз
Замминистра ушел из Минэкономики.
"Неву" похоронил "плохой сезон"
Турфирма "Нева", чье основание связывают с именем экс-председателя правления "Норильского никеля" Владимира Стржалковского, приказала долго жить.
Окно в Китай
Братья Магомедовы построят самый крупный порт на Дальнем Востоке.
Думский блок: по кому бьет запрет рекламы на платных каналах
Пострадать от поправок депутата Игоря Зотова могут как спортивные, так и эфирные каналы.
«Репетиция отставки» губернатора Жилкина?
Над губернатором Астраханской области сгущаются тучи.
Дачи класса «премьер»
Благотворительные фонды, связанные с однокурсниками и родственниками Дмитрия Медведева, инвестируют миллиарды рублей в уникальные девелоперские проекты.
Как родственники и бывшие жены госменеджеров занимались бизнесом
Декларации о доходах руководителей госкомпаний не шокировали: они получают обычный доход для управленцев такого уровня. Но в отчетах не сказано о выгодах, полученных их родственниками.