Крах бывшего владельца «Уралкалия» может ударить по важным фигурам в администрациях России и США, сообщает источник
Еще недавно Дмитрий Рыболовлев казался эталоном везения и удачи. История его взлета началась в «штормовые» 90-е. Молодой, но подающий надежды предприниматель, недавний выпускник Пермского медицинского института быстро сориентировался в перспективах начавшейся приватизации. Его целью стал один из самых ценных активов экономики России, по случаю находившийся в Пермском крае, – крупнейший в мире производитель калийных удобрений «Уралкалий».
В борьбе за него Дмитрий не стеснялся в выборе средств. Но и не ошибался в выборе перспективных партнеров. На первых этапах он, похоже, не мог обойтись без помощи организованной преступности, затем быстро переориентировался и нашел союзника в лице руководителя одного из пермских силовых ведомств.
От губернатора Трутнева к принцу Альберту
Как уже было сказано, в методах борьбы за калийный гигант Дмитрий не брезговал ничем. Как утверждает бывший опер пермского УФСБ майор в отставке Бессонов, Рыболовлев мог быть замешан более чем в 15 убийствах. Однако только по одному из них, в результате которого погиб его партнер по бизнесу Евгений Пантелеймонов, следствие было доведено до суда. Непосредственный организатор убийства Олег Ломакин дал прямые показания на Дмитрия Рыболовлева как на заказчика преступления, передавшего ему оружие для убийц и обещавшего 50 тыс. долларов исполнителям. Рыболовлев получил обвинительный приговор областного суда. Но… удача снова повернулась к нему лицом. Деньги, друзья в спецслужбах, связи с бандитами, давление на свидетелей – и вот уже главный свидетель в тюрьме отказывается от своих показаний, Верховный суд отменяет приговор заказчику убийства, и Дмитрий Рыболовлев выходит на свободу. Теперь он миллиардер, живущий в самом дорогом районе Женевы, у него два личных самолета, яхта, собственное модельное агентство и, наконец, «Уралкалий» – актив, приносящий баснословные доходы.
Спокойствие и защиту актива в России обеспечивает не только его доверенное лицо – генерал ФСБ Сергей Езубченко, но и ближайший друг и партнер Дмитрия Рыболовлева по бизнесу, губернатор, министр природных ресурсов, вице-премьер и представитель президента в ДВФО Юрий Трутнев.
Зять и советник президента Трампа Джаред Кушнер
Рыболовлев проводит время в мире досуга и наслаждений, доступных только сильным мира сего: покупает элитную недвижимость в разных концах света, в том числе у Дональда Трампа, правда, у последнего почему-то по двойной цене; собирает художественные произведения мирового значения, тратя на это миллиарды долларов; обеспечивает конюшню элитных лошадей для своей дочери, увлекающейся конным спортом; совершает увлекательные круизы на своей роскошной яхте в сопровождении юных моделей… В общем, жизнь удалась.
Даже от ответственности за технологическую катастрофу, в результате которой сотни людей остались без имущества и крова над головой, Дмитрию Рыболовлеву удалось уйти без каких-либо серьезных последствий. Катастрофа была вызвана хищнической эксплуатацией природных ресурсов и отсутствием инвестиций в обеспечение безопасности горных работ на рудниках «Уралкалия» и привела к затоплению части выработок и провалам грунта прямо под жилыми строениями и производственными помещениями в городе Березники. Все последствия были нейтрализованы его верным соратником, в то время министром природных ресурсов России, Трутневым.
Удача не покидала Дмитрия. Даже в ситуации скандала и угрозы самому существованию «Уралкалия» он умудряется продать компанию по рыночной цене и положить еще почти 7 млрд долларов себе в карман.
Также ему удается с минимальными финансовыми потерями выйти из громкого судебного процесса по разводу с женой Еленой, откупившись от нее суммой, несопоставимой с ее требованиями 5 млрд долларов.
Рыболовлев переезжает в Монако и решает войти в европейскую элиту, купив для этого футбольный клуб «Монако». Параллельно он обретает славу щедрого дарителя, а с ней и друзей в высшем свете княжества. Принц и его доверенные лица из высшей иерархии княжества присутствуют вместе с хозяином клуба на всех матчах. Фотографии Дмитрия рядом с принцем Альбертом – на обложках европейских глянцевых журналов.
Казалось бы, все. Рыболовлев прошел большой и трудный путь от пермской тюрьмы до президентской ложи на стадионе Монако, более беспокоиться не о чем. Но…. что-то пошло не так.
Роковая коллекция
Рыболовлев вступает в рядовой, казалось бы, конфликт с собственным арт-дилером, хорошо известным в кругах собирателей и торговцев искусством Ивом Бувье. Он обвиняет Бувье в обмане на сумму более миллиарда долларов при продаже ему картин для коллекции. Вроде бы, Бувье не имеет никаких шансов на победу. На стороне Рыболовлева огромные деньги и верные ему люди, чья услужливость прямо пропорциональна денежным средствам, которые они от него получают. А люди эти непростые.
Дмитрий Рыболовлев и принц Монако Альберт
Среди них практически все руководители правоохранительной и судебной системы Монако. В том числе начальник полиции княжества Режис Ассо и министр юстиции Филипп Нармино. А также бывший директор Главного управления внутренней безопасности Франции (DGSI) Бернар Скарсини. Действительно, созданная Дмитрием Рыболовлевым сеть действует эффективно. По приказу полиции монегасский банк фальсифицирует письмо, в котором обвиняет Бувье в отмывании денег через его счета. Рыболовлев вызывает арт-дилера якобы для переговоров в Монако, где его сразу берут под арест. Война с Бувье выглядит как победный блицкриг. Но только войной с Бувье Рыболовлев не ограничивался. Почувствовав себя всемогущим, он платил высшим чинам правоохранительной системы Монако даже за то, чтобы выселять из княжества тех лиц, которые ему лично не нравились.
Однако, кажется, с этого момента против Дмитрия начинают действовать какие-то таинственные силы. Бувье быстро выходит из тюрьмы, а затем неожиданно выигрывает судебный процесс в Сингапуре по иску против него, поданному Рыболовлевым. Суд признает Сингапур, где проживает Бувье, неподходящей юрисдикцией и адресует иск Швейцарии, где у Рыболовлева окончательно испорченная репутация и шансов выиграть дело у него практически нет.
Параллельно серьезные проблемы возникают у людей, на которых опирается олигарх. В апреле этого года проходят обыски в офисе у Скарсини, которого обвиняют в превышении должностных полномочий и коррупции. Материалы, изъятые при обыске, свидетельствуют о его работе на Рыболовлева.
Далее события нарастают с поразительной скоростью. По решению суда с мобильного телефона Татьяны Бершеды – адвоката и доверенного лица Рыболовлева – копируются все сообщения, переписка и история телефонных звонков. Татьяна Бершеда не только адвокат, но и переводчик, а также фактический соучастник сговора между Рыболовлевым и верхушкой правоохранительной системы Монако. Все эти материалы таинственным образом утекают в ведущие французские издания, после чего одно из крупнейших – парижская газета Le Mondе – публикует в начале сентября результаты журналистского расследования, которое потрясает Монако и отправляет в отставку министра юстиции княжества Филиппа Нармино, центральную фигуру в сети влияния Дмитрия Рыболовлева. Самому Рыболовлеву власти Монако рекомендуют срочно покинуть территорию княжества.
Кто вы, мистер Кар?
Последние несколько лет основным человеком, действующим в интересах Дмитрия Рыболовлева в Европе, является некий Чарли Кар. Господин Кар – «бывший» сотрудник британской разведки, ранее работавший под крышей небезызвестного частного разведывательного агентства «Кролл». Впоследствии Чарли Кар организовал собственную фирму, предоставляющую специфические услуги состоятельным клиентам. Рыболовлева он обслуживает во всех интересующих того направлениях – обеспечивает информацией в отношении друзей и недругов, запугивает действующих против него оппонентов, оказывает оперативную поддержку в судебных процессах, в которых участвует Рыболовлев и пр., и пр., и пр. Скорее всего Кар так старательно работает не только за деньги, которые платит ему Дмитрий.
Сотрудничество между такими крупными предпринимателями, как Дмитрий Рыболовлев, имеющими устойчивые связи в России, и сотрудниками западных спецслужб обычно представляет собой «дорогу с двусторонним движением». С одной стороны, клиенту предоставляются специфические конфиденциальные услуги, с другой – от него получают не менее конфиденциальную информацию, представляющую интерес для спецслужб.
Дмитрий Рыболовлев может располагать особо ценными для западных служб данными, так как его ближайшим и самым доверенным лицом является его партнер по бизнесу – вице-премьер и полномочный представитель президента в ДВФО Юрий Трутнев, который по долгу службы обладает допуском к совершенно секретной информации. Кстати, в последнее время Рыболовлев часто высказывался в узком кругу о том, что скоро все его проблемы останутся позади, намекая на близкое возвышение его друга и партнера. По слухам, которые циркулируют в русскоязычном сообществе в Европе, в ближайшее время Юрий Трутнев должен стать как минимум председателем правительства.
И еще одно весьма странное обстоятельство. За три месяца до задержания и ареста Сулеймана Керимова на юге Франции Кар резко увеличивает частоту своих визитов в этот курортный регион. Одновременно он развивает большую активность по сбору информации по Керимову, наводит справки буквально обо всех сторонах его жизни и перемещениях.
Здесь следует вспомнить, что бывший основной актив Рыболовлева – АО «Уралкалий» – был продан именно Керимову. Потом Рыболовлев пытался приобрести его обратно по гораздо меньшей цене. В Белоруссии, с руководством которой у Рыболовлева сложились доверительные отношения, было возбуждено уголовное дело в отношении Сулеймана Керимова и генерального директора компании Владислава Баумгертнера. Баумгертнер был арестован в Минске. Однако обратный выкуп компании по бросовой цене Рыболовлеву не удался.
Российские спецслужбы уже давно должны были бы заинтересоваться Каром. Особенно если учесть, что помимо Дмитрия Рыболовлева еще одним его конфиденциальным клиентом является Олег Дерипаска. Причем степень его близости с Чарли такова, что Дерипаска звонит ему напрямую сам, не доверяя контакты никому. Какую информацию собирает Кар с российских олигархов, можно только догадываться. Странно, если российские спецслужбы не уделяют достаточного внимания ветерану британской разведки, так как подобные контакты весьма небезопасны. Или кто-то может серьезно полагать, что, торгуясь за собственную безопасность на Западе, олигархи могут руководствоваться любовью к Родине? Скорее наоборот – можно предположить, что ради своей безопасности и сохранности своих средств, они могут пойти на весьма сомнительные сделки.
Тучи сгущаются вокруг Дмитрия Рыболовлева не только в Европе, но и за океаном, где он так любит бывать. Дмитрий стал в США настоящим медийным персонажем, постоянно возникая в качестве подозрительной связи президента Трампа и его зятя Джареда Кушнера. Сюжеты о Рыболовлеве, намекающие на необходимость расследования его деятельности, регулярно появляются на главных американских телевизионных каналах и в прессе. Особый интерес проявляет NBC, героем расследования которого Дмитрий Рыболовлев становился уже несколько раз.
Зная, как работает связка СМИ и правоохранительных органов в США, нетрудно догадаться, какие дальнейшие события могут развернуться в ближайшее время вокруг Рыболовлева. Похоже, Дмитрий понимает это и сам и готовится исчезнуть с радаров СМИ и слуг закона. Иначе непонятно, зачем он распродает практически все принадлежащее ему имущество, начиная с коллекции картин и заканчивая футбольным клубом «Монако» и недвижимостью.
Продажа картины «Спаситель мира» заморожена
Кстати, даже на этом поприще, похоже, кто-то активно ставит ему палки в колеса. Последняя аукционная продажа картины «Спаситель мира», приписываемая кисти да Винчи, за рекордные 450 млн долларов, заморожена. Ряд экспертов, ранее не подвергавшие подлинность картины сомнению, неожиданно высказали свою неуверенность относительно авторства великого итальянца. Рыболовлев не только не получил деньги, но и не может теперь получить картину обратно, пока не закончена всеобъемлющая экспертиза ее подлинности. Сомнения относительно которой в последнее время возрастают.
На грани краха
Итог последних полутора лет жизни Дмитрия Рыболовлева весьма печален. Он выслан из Монако и полностью потерял свой статус респектабельного бизнесмена. Приобрел славу закулисного дельца. Потерял значительную часть своего состояния. Во Франции и в Монако возбуждены уголовные дела по фактам коррупции, прямым участником которых является Рыболовлев. Против его доверенных лиц во Франции и Монако также возбуждены уголовные дела. В Монако взятки высшим должностным чинам правоохранительной системы расследует французский следственный судья Эдуард Левро, обладающий чрезвычайно широкими полномочиями. В ближайшее время следует, очевидно, ожидать вызова Дмитрия Рыболовлева на допросы либо в качестве подозреваемого, либо в качестве обвиняемого. В США раскручивается маховик расследования его связей с командой Трампа, последствия которого могут быть для Дмитрия еще хуже, чем его проблемы в Европе.
И все это катастрофическое падение – всего за полтора года? Только очень наивный человек может предположить, что все произошедшее с Рыболовлевым является цепью случайных совпадений. Очевидно, что все вышеперечисленные события являются результатом огромной работы.
Подобная деятельность, включающая в себя сбор и анализ информации о контактах Дмитрия, выявление коррупционных связей, подключение официальных правоохранительных и судебных органов к расследованию обнаруженных фактов преступлений в разных странах означает, что Дмитрий Рыболовлев перешел дорогу сильной спецслужбе, имеющей глобальное влияние. Это означает, что в воронку событий вокруг Дмитрия Рыболовлева будут затянуты не только он сам, но и все персоны, так или иначе помогавшие Рыболовлеву в его «схемах» или входившие в круг его доверенных лиц. Это касается его адвокатов, бывших и действующих чиновников, сотрудников спецслужб, доверенных финансовых лиц и т.д. Вряд ли министр юстиции Монако или бывший директор французской контрразведки думали о том, что с ними произойдет то, что произошло. Сейчас уже мало сомнений, что остальные «соратники» Рыболовлева могут разделить их судьбу.
Многого о деятельности и дальнейшей судьбе бывшего владельца «Уралкалия» мы еще не знаем, и очень многое нам наверняка предстоит узнать весьма скоро. Как говорят эксперты, наступающий 2018 год будет очень «веселым» и для Дмитрия Рыболовлева, и для тех, кто причастен к его деятельности, а воронка затягивающего их всех водоворота является бездонной.