Новые атомные ледоколы страна строит, как орехи щелкает, а вот с беспилотниками у Российской Федерации какая-то непруха! И хотя устами министра обороны РФ Сергея Шойгу еще в конце декабря прошлого, 2021 года, было озвучено, что тяжелый беспилотник большой дальности "Альтиус-РУ" (разведывательно-ударный) прошел испытания, в небо этот ударный БПЛА пока так и не поднялся.
Вышеупомянутый "Альтиус" разрабатывается в стране уже более 11 лет. Беспилотником вполне успешно занималось Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) "Сокол" в Казани (позже - ОКБ им. Симонова). В ОКБ создало три летных образца под названием "Альтиус-М". Но потом вмешались некие "темные" силы, ведомые министром промышленности и торговли Мантуровым, и почти готовый проект Министерство обороны передало Уральскому заводу гражданской авиации (сокр.УЗГА, в то время - подразделение ГК "Ростех"). Главный конструктор ОКБ в Казани Александр Гомзин попал "под раздачу": был арестован, причем, дважды… В итоге вышел на волю, но потерял свое "детище".
"Детище" тем временем прописали в цехах УЗГА. И сменили ему позывные: беспилотник стал именоваться "Альтиус-У". Затем Министерство обороны заключило с УЗГА контракт на разработку беспилотника в его окончательном виде: так появился "Альтиус-РУ".
Но вся суета вокруг "семейства" "Альтиусов" пока закончилась только суетой. В небо "Альтиус-РУ" поднимался только в пробный полет. А вот действующего рабочего расписания у него пока нет.
Кто знает, если бы в процесс в Казани не вмешался бы г-н Мантуров сотоварищи, может быть,"Альтиус" уже давно был бы безотказной рабочей "лошадкой"?
Но на вооружение машина пока не принята.
В запутанной ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
Подковерные игры?
Работы над разведывательно-ударным беспилотником в рамках программы "Альтиус-М" начались еще в 2011 году. Министерство обороны РФ, изучив зарубежный опыт в области создания БПЛА, объявило тендер на разработку принципиально новой машины для армии. И победу в конкурсе одержало ОКБ им. Симонова.
Конструкторам и инженерам предстояла гигантская работа: спроектировать, построить, испытать и подумать над серийным производством беспилотного самолета, способного автономно действовать в небе 48 часов.
Через 5 лет беспилотник был спроектирован, построен и совершил первый полет на испытательном полигоне. ОКБ двигалось к успеху не очень быстро, но успешно, учитывая, что подобными БПЛА в стране больше никто не занимался.
Однако вскоре генерального директора ОКБ им. Симонова и по совместительству главного конструктора Александра Гомзина задержали. И отправили в СИЗО.
Г-на Гомзина подозревали в нецелевом расходовании бюджетных средств, мошенничестве на 900 млн. рублей и злоупотреблении служебным положением.
Но Александр Гомзин, находясь под следствием, утверждал, что его компания стала жертвой рейдерского захвата, который могли произвести лица, желающие перераспределить потоки гособоронзаказа. Об этом подробно писала "Версия".
Но Министерстве обороны приняли решение и закрыли все работы над беспилотником "Альтиус" в ОКБ им. Симонова.
К слову, на разработку БПЛА потратили около 3 млрд. рублей.
Захват со сговором?
Таким образом, все результаты многолетних исследований и технические разработки ОКБ им. Симонова передали Уральскому заводу гражданской авиации. УЗГА достались также инженеры и техники, которые работали над БПЛА у Александра Гомзина.
К слову, в СИЗО сам Гомзин был отправлен весной 2018 г., но через месяц его выпустили под подписку о невыезде.
Но вскоре громкое дело получило новый поворот. Александр Гомзин был арестован во второй раз… Как будто "захватчики" решили нанести новый, сокрушительный удар. И им это удалось.
И, по всей видимости, не последнюю роль в этом деле сыграл глава Минпромторга Денис Мантуров, ведь шла борьба за многомиллиардные денежные потоки.
По версии следствия, 12,2 млн. рублей были якобы похищены Гомзиным и иными неустановленными лицами в 2011-2012 гг. при выполнении госконтракта на разработку военного БПЛА "Зеница". Об этом тоже писала "Версия".
По версии следствия, все хищения совершались якобы посредством заключения фиктивных договоров с подконтрольными фирмами "Милтек" и "Спутник" и в рамках выполнения обязательств по госконтрактам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Всего как будто бы было три эпизода.
Эпизод 1. Фиктивные договоры через ООО "Милтек" на выполнение составных частей НИОКР обернулись, по версии СКР, уводом 91,3 млн. рублей в октябре 2011 - декабре 2012 года. Об этом сообщало "Реальное время".
Эпизод 2. Вывод 12,2 млн. рублей по липовому договору с ООО "Спутник" на разработку экспериментальных версий программного обеспечения пилотажно-навигационного комплекса с беспилотным летательным аппаратом и двигателем TJ-100S, которые скопировали с другого беспилотника.
Эпизод 3. По агентскому договору с ООО "Милтек" в 2012-2013 гг. средства Минобороны - 390,8 млн рублей - перевели на счета зарубежных компаний.
Суммы выглядят внушительно, но до заявленных ранее 907,5 млн рублей, из-за которых г-н Гомзин находился под подпиской, явно не дотягивали.
По всей видимости, это и стало одной из причин снятия с Александра Гомзина части обвинений.
Защита обвиняемого заявляла, что 390,8 млн. рублей впоследствии были возвращены ООО "Милтек" на счета конструкторского бюро.
Напомним, что ОКБ им. Симонова (на тот момент ОКБ" Сокол") получило госконтракт на разработку БПЛА "Альтиус" в ноябре 2011 года. Стоимость работ – 3,6 млрд рублей.
В конце 2017 г. заказчик объединил в один этап летно-конструкторские и государственные испытания. И ОКБ приступило к летным испытаниям беспилотника. Но бюро получило от заказчика письмо о приостановке с последующим прекращением опытно-конструкторских работ по теме "Альтиус-О".
А инициатором замены исполнителя госконтракта стал заместитель министра обороны Алексей Криворучко.
Это стало шоком для ОКБ. Ведь в соответствии с ГОСТами и условиями контракта, Министерство обороны не могло принять такое решение в одностороннем порядке. Расторжение договора возможно только по соглашению сторон или по решению суда…
Тем не менее, в сентябре-октябре 2018 г. в ОКБ им. Симонова работала комиссия заказчика, которая провела инвентаризацию результатов работы по разработке БПЛА "Альтиус".
По итогам работы комиссии составлен акт, включающий более 15 тыс. позиций. В акт вошли результаты выполнения трех этапов опытно-конструкторских разработок, а также испытаний и доводки БПЛА в период с марта 2017 г. по сентябрь 2018 года.
В декабре 2018 г. Министерство обороны потребовало, чтобы весь научно-технический задел ОКБ им. Симонова по проекту был передан в АО "УЗГА".
Но есть любопытная деталь: уральский завод, оказывается, делал Александру Гомзину предложение о поглощении ОКБ им. Симонова. Но получил твердый отказ.
При этом известно, что контролирующим акционером УЗГА является Виктор Григорьев. Он - бывший заместитель генерального директора Оборонпрома.
Г-на Григорьева называли деловым партнером советника президента Татарстана Рустэма Магдеева.
К слову, ранее принадлежавший правительству Татарстана пакет акций ОКБ им. Симонова каким-то макаром оказался в собственности структуры, аффилированной с господином Магдеевым.
И как тут не вспомнить про связь Виктора Григорьева с главой Минпромторга Дениса Мантурова?
В 2003-2007 гг., когда Мантуров был генеральным директором АО "ОПК Оборонпром, Григорьев занимал должность первого заместителя. Об этом сообщала "Лайф-24".
Возможно, этих двух ярких деятелей и сегодня связывают совместные проекты?
Злые языки называют акционера УЗГА чуть ли не "кошельком" министра.
К слову, замминистра обороны Алексей Криворучко в компании Мантурова-Григорьева тоже не совсем чужой человек. Он был партнером Виктора Григорьева, когда руководил концерном "Калашников". И в 2012 г. Криворучко вместе с Магдеевым входил в совет компании "Мосметрострой", принадлежащей Искандеру Махмудтову и Андрею Бокареву. Об этом писала "Версия".
Рустэм Магдеев, по всей видимости, сыграл одну из ведущих ролей в рейдерском захвате ОКБ в Казани.
Первый полет
Что же было дальше?
В 2019 г. "Альтиус-У" даже совершил первый полет.
В январе 2020 г. пришла еще одна новость: Уральский завод гражданской авиации завершил испытания экспериментального образца беспилотного летательного аппарата.
Однако после окончания заводского цикла испытаний о серийном производстве и принятии БПЛА на вооружение не было сказано ни слова. И машину даже не привозили на форум "Армия-2020".
Такая странность могла свидетельствовать о серьезных проблемах в разработке комплекса.
Одним из уязвимых мест беспилотника и ключевой причиной задержки работ по "Альтиусу" считаются двигатели A03, разработанные компанией RED Aircraft (Германия).
Основатель компании Владимир Райхлин эмигрировал в Германию из Казани. И создал там успешный бизнес.
Из-за санкций после 2014 г. дальнейшее сотрудничество ОКБ им. Симонова с компанией RED оказалось невозможным. И "Альтиус" остался без двигателей.
Производить двигатели A03 по лицензии в России нельзя, а полностью отечественный двигатель ВК-800, о работах над которым эксперты сообщали некоторое время тому назад, по-прежнему не готов, хотя именно этот агрегат рассматривается в качестве одного из вариантов для замены немецкого двигателя.
Разработчики "Альтиуса" могли столкнуться с трудностями при адаптации отечественного двигателя к созданному беспилотнику?
Размещение двигателя ВК-800С вместо RED A03 потребовало значительного изменения конструкции. И беспилотники нужно было перепроектировать.
И суть проблемы заключается в выборе компоновки - одномоторный беспилотник не может находиться в воздухе 48 часов и более, его скорость ниже двухмоторной версии. Двухмоторная схема размещения двигателей существенно увеличивает массу машины.
С начала разработки БПЛА "Альтиус" потяжелел на 2 тонны стал весить 7 тонн вместо пяти, о которых просило Министерство обороны. Об этом сообщал Life.ru.
Получается, проблема с БПЛА "Альтиус" очень серьезная, ведь пробный полет прошел еще 3 года назад? Получается, что в фантом беспилотник легко превратила "могучая кучка" во главе с министром промышленности и торговли Мантуровым?