Причина – долг в 800 млн рублей, который с него пытаются "стрясти" подконтрольные Дмитрию и Алексею Ананьевым организации – новые собственники компании Барщука.
Владельцы Промсвязьбанка братья Ананьевы никогда не были кристально честными бизнесменами, но вот так "кидать" партнеров… Видимо, в их империи все действительно плохо, раз из-за долга в 800 млн рублей они устраивают настоящий цирк, где вместо коней – курицы?
Офшоры: начало
Агрохолдинг "Белая птица" появился в 2000 году, его учредил и возглавил Игорь Барщук. После скупки нескольких недействующих птицефабрик. предприятию понадобился партнер. Как пояснял сам владелец холдинга, изначально Промсвязьбанк братьев Ананьевых инвестировал в возобновление производств на этих предприятиях, а затем некие "структуры "Промсвязькапитал" вошли в состав учредителей ООО "Белая птица – Курск" ("БП – Курск"), получив контрольный пакет.
Отметим, что напрямую никакой "Промсвязькапитал" учредителем не становился. И в банке причастность к "Белой птице" самого ПСБ и братьев Ананьевых всячески отрицают. Но тот факт, что 51% акций ООО "БП – Курск" получило некое ООО "Семпер Идэм" вместе со словами Барщука говорит о том, что это ООО связано непосредственно с Ананьевыми. Кстати, 99% "Семпер Идэм" принадлежит кипрскому офшору "Белбрук Холдингс Лимитед", установить владельцев которого не удалось – возможно, это тоже часть империи?
Вторым пакетом в "БП – Курск" в 49% владел сам Барщук – об этом он говорил сам. Но согласно ЕГРЮЛ, этот пакет принадлежал ООО "Инвест лтд". В последней 60% принадлежит Василию Барщуку, еще 40% - Нине Барщук. Предположительно, это родители Игоря Васильевича. Кстати, сейчас "Инвест лтд" находится в стадии ликвидации, правопреемники – две другие компании этих же учредителей.
Отдельным юридическим лицом является ООО "ХК "Белая птица", в которую входят ООО "Белая птица – Белгород", ООО "Белая птица", а также белгородская и курская зерновые компании и два комбикормовых завода – в Курской и Ростовской областях. Управляющей компанией владеют два офшора – кипрский "Стефонт Девелопментс Лимитед" и "Шеллинк Лимитед" с Виргинских островов.
Подведем промежуточный итог: на момент вхождения структур братьев Ананьевых в долю "БП-Курск" и вплоть до продажи им второй части компании, 51% ее был у ООО "Семпер Идэм", которая через кипрский офшор, вероятно, как раз и принадлежит Ананьевым. Еще 49% владела семья Барщука через ООО "Инвест лтд". Кто владеет головной компанией через офшоры – не ясно.
Сделка по совести?
В апреле 2016 года стало известно о намерениях Барщука продать свою долю в "БП-Курск" "партнерам". Оглашать названия и имена он отказался, но распространенной им ранее информации можно сделать вывод, что это как раз и были те самые "структуры "Промсвязькапитала" Ананьевых. Те, видимо, согласились, и сделка состоялась.
Особенность ее заключалась в том, что в 2013 году предприятие открыло кредитную линию в Россельхозбанке на 999.45 млн рублей. По договору кредитования, в залог шло оборудование, помещения и все поручительства "Белой птицы". Общая сумма залогового имущества составляла порядка 15 млрд рублей. Также был заключен договор о поручительстве отдельно между банком и Барщуком.
Предприятие при продаже долей может продаваться как с уступкой кредита новому владельцу, так и с оставлением кредита предыдущему. "БП-Курск" было продано по первому варианту. В договоре было прописано, что с Барщука должны снять все поручительские обязательства в течение трех месяцев после внесения изменений в ЕГРЮЛ. Дальше с кредитом новым владельцам предстояло "крутиться" самостоятельно, но не тут-то было…
Дмитрий Ананьев выжмет все из бизнесмена?
Изменения в реестр были внесены в августе 2016 года. Но есть один нюанс. Сделка на 500 млн рублей была совершена в мае между "Инвест лтд" и экс-сенатором и бывшим акционером Промсвязьбанка Виктором Пичуговым, который, по словам Барщука, представлял "Семпер Идэм". Вот только после выхода "Инвест лтд" из состава учредителей, вместо "Семпер Идэм" это место заняли две компании – ООО "Омега" и ООО "Альянс" (по 24.5%, в сумме – те самые 49%). Обе они зарегистрированы в местах массовой регистрации и никакой коммерческой деятельности не ведут.
Похоже, что таким образом Ананьевы постарались увести активы в агрохолдинге еще дальше от себя, чтобы их след не был обнаружен? Или чтобы в предстоящих разбирательствах с залогами, поручительствами и кредитами они были "не при делах"?
Кто виноват и что делать?
А теперь на сцену вступает Дмитрий Ананьев собственной персоной. Как станет известно позже, долги "БП-Курск" он перепоручает некому ЗАО "ТД "Веста" в ноябре 2016 года. При этом известно, что "Веста" зарегистрирована по тому же адресу, что и еще 180 компаний, а в 2014-2015 годах сдала нулевую отчетность, то есть экономической деятельности не ведет.
РСХБ в том же ноябре передает право требования 779.1 млн рублей ООО "СК актив". Интересно, что у этой компании в 2014 году изменился учредитель – им стал Магомед Шаваев. Он же является учредителем ООО "Инвестстрой", которое занимается строительством и регулярно выигрывает тендеры на государственные подряды.
Также Шаваев возглавляет некое "Либра-Консалт", учредителем которого является "Позитив Резолв Лимитед", офшор с Виргинских островов. Эта компания тоже выиграла пару госзакупок у ПАО "Сбербанк" всего-то на 104 млн рублей, а офшору доставались права требования на долги… перед банком братьев Ананьевых!
При этом сам "СК Актив" имеет расчетный счет в Промсвязьбанке, а злые языки поговаривают, что он связан со структурами Ананьевых чем-то покрепче, чем депозит. Об этом же говорит и сам Барщук.
И это самое – возможно, подконтрольное Ананьевым – "СК Актив" подает в суд иски. С "ТД "Веста" организация требует 827.3 млн рублей вместе с процентами, а с Барщука – те самые 779.1 млн рублей в субсидиарном порядке.
Но в договоре указано, что поручительство снимается с Барщука. Как этот факт можно было опустить, и кто его "проглядел"? Россельхозбанк? Судья? Или этот фокус в своих же интересах провернули братья Ананьевы?
По факту, они выкупили долю у Барщука, причем за бесценок, пообещав заплатить долги. В итоге Барщук недополучил денег за свою часть компании, а теперь вынужден выплачивать ее долги – да не кому-то, а структурам, прочно связанным с Промсвязьбанком! В итоге Ананьевы получают двойную прибыль, а Барщук – двойной убыток? Очень выгодная сделка!
Адвокаты и юристы хором твердят, что это абсолютно незаконно. Но не удивительно, если влияние Ананьевых окажется достаточным для победы над экс-владельцем птицефабрики, и он вернет им больше, чем ему заплатили за долю в компании.
Схема, конечно, не нова. В российской бизнес-среде никого не удивишь перекладыванием кредитов с больной головы на здоровую. Но наглость и масштаб, с которыми она реализована, просто поражает!
То, что произошло с "БП – Курск" – это даже не рейдерский захват. Это больше похоже на мошенничество с целью извлечения прибыли. С вовлечением в него нескольких собственных структур. В итоге владельцы империи доведут Барщука до банкротства, но может быть справедливость восторжествует и такие схемы все-таки доведут и Ананьевых до скамьи подсудимых?