Башнефтегейт

Источник
Скандал с «Башнефтью» и «Лукойлом» продолжается.
12 октября ПАО «Роснефть » приобрела 50.08% акций компании «Башнефть», находившихся в госсобственности. В итоге бюджет получит 329, 69 млрд рублей, а сама компания – новую инвестиционную программу. Казалось бы, в долгой и скандальной истории с приватизацией «Башнефти» наконец поставлена точка, но «груз прошлого» компании, похоже, так тяжел и непригляден, что становится известно о новых разоблачениях.

На прошлой неделе целый ряд зарубежных СМИ анонсировал выход документального фильма «Башнефть. Баш на баш», снятого группой журналистов-расследователей. Речь в картине идет о возможных махинациях, имевших место в «Башнефти», к организации которых могли быть причастны руководители компании, представители крупного бизнеса, а также работники еще одного крупного игрока на нефтяном рынке – ПАО «ЛУКОЙЛ». Называются и конкретные имена – бывший глава «Башнефти» Александр Корсик, сотрудник «ЛУКОЙЛа» Валерий Субботин, а также небезызвестный в определенных кругах нефтетрейдер Михаил Голубь.

Как пишет издание Political Lore, влиятельные защитники последнего могут всеми силами стараться нынче не допустить появления в прессе информации о делах, происходивших внутри «Башнефти». Однако, тайное, как известно, всегда становится явным.

Любовь с интересом

О том, что между Голубем, «Башнефтью» и «ЛУКОЙЛом» существует незаметная и при этом очень подозрительная связь, ранее уже высказывались мнения. Трудно было не задуматься, отчего «Башнефть» порой ведет себя так, будто является Вагита Алекперова, с которым, по идее, должна была конкурировать. Так, главным и стратегическим проектом «Башнефти», способным обеспечить ей безбедное будущее, считалось освоение месторождения Требса и Титова – одного из самых крупных в континентальной части России.

Однако полученную с боем лицензию на его освоение компания неожиданно передала своему дочернему предприятию «Башнефть-Полюс», после чего еще более неожиданно продала блокирующий пакет акций своей «дочки» «ЛУКОЙЛу», который также зарился на месторождение, но не был допущен к конкурсу. Благодаря этому последний получил доступ к стратегическому ресурсу и принялся разрабатывать его в рамках совместного с «Башнефтью» проекта.

После этого вспыхнувшая между двумя нефтяными компаниями любовь крепла с каждым годом. Дошло до того, что, когда заговорили о приватизации «Башнефти», ее президент Александр Корсик публично заявил – критериям приватизации соответствует только «ЛУКОЙЛ»! Очевидно, что подобные высказывания со стороны руководителя компании, которую государство готовит к продаже, вряд ли можно считать этичными.

Любовь штука загадочная и объяснению часто не подлежит. Но, судя по всему, не в этом случае. Правда, тут она оказалась несколько в извращенной форме – третьим участником процесса, похоже, был Михаил Голубь, который, видимо, является истинным владельцем компаний «Трейд-нафта», «Арктик бункер», «Эксим Лимитед» и др.

«Практически всю нефть, добываемую на месторождении Требса и Титова, «Башнефть» реализует структурам, подконтрольным одному человеку, - писала «Новая газета». - При этом, по ценам ниже рыночных. Затем Голубь продает сырье единственному возможному покупателю – ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». Но, что интересно, ЛУКОЙЛ покупает у Голубя нефть по вполне рыночным ценам. Это дает возможность предположить, что разница между ценой покупки нефти у «Башнефти» и ценой реализации «ЛУКОЙЛу» оседает в офшорах и делится участниками схемы».

Вся незатейливая схема, похоже, выглядела следующим образом: оффшоры Михаила Голубя по заниженной цене покупали у «Башнефти» добытую нефть, после чего перепродавали ее структуре «ЛУКОЙЛа», а полученную разницу (до 25 долларов на каждой тонне) выводили, опять-таки, в оффшоры. Как подсчитали эксперты, благодаря этой схеме государство лишилось примерно 300 млн долларов. В выигрыше же, получается, оставались Михаил Голубь, топ-менеждмент «ЛУКОЙЛа» и Александр Корсик со своим заместителем Русланом Геншем.

О масштабах отношений свидетельствуют данные, которые приводит «Новая газета». В конце 2014 г, после того, как стало известно о возвращении «Башнефти» в госсобственность, совет директоров компании спешно утвердил сделки на продажу нефтепродуктов на фантастическую сумму в 443 млрд рублей, что составляет 88% балансовой стоимости самой «Башнефти». При этом, значительная часть контрактов пришлась – вот неожиданность! - на компании, ассоциируемые с Михаилом Голубем. Так, «Эксим Групп» и «Арктик Бункер» достались сделка по 85 млрд рублей, Trubond Limited - 98,5 млрд рублей, «Минко Энтерпрайз лимитед» и «Трейд Нафта» - 83 млрд рублей. По-видимому, речь шла о том, что компанию перед приватизацией сознательно «сливали».

Скандал в нефтяном семействе

Обо всем этом до последнего времени свидетельствовали либо документы, либо косвенные факты. Теперь же появился реальный свидетель. В упомянутом выше фильме-расследовании, который обещает положить начало новому витку скандала, своими признаниями поделился Евгений Мулюков – бывший партнер по бизнесу Михаила Голубя и экс совладелец ООО «Трейд-Нафта». Раздор между ними произошел как раз после того, как директорат «Башнефти» утвердил пакет миллиардных контрактов на поставку нефти.
«Было совершенно очевидно, что это мошеннический договор. И его целью является перед сменой собственника обременить компанию «Башнефть». И когда придет новый директор, он увидит, что все объемы нефтепродуктов уже проданы. И я, конечно, потребовал от Голубя этот контракт разорвать. Тем более что, я эту сделку не согласовывал. Но получил отказ», - рассказывает Мулюков по ходу фильма.

Не желая участвовать в заведомо подозрительных делах, Мулюков обратился к руководству ФСБ и СКР, попросив проверить законность заключения сделок, способных обернуться большими убытками для государства.

«Обращения Мулюкова вызвали реакцию, - сообщал тогда bfm.ru. - Так, в «Башнефти» их назвали не соответствующими действительности. Однако, там не пояснили, расторгнуты ли упомянутые бизнесменом соглашения или же продолжают действовать. Если нет, то не исключено, что новый владелец «Башнефти» может получить компанию с обременением».

Шум, поднятый Мулюковым, оказался силен настолько, что начал вредить интересам «Трейд-Нафта». Последовали проверки и суды. Как утверждают авторы фильма, Восточно-Карибский Верховный суд наложил арест на любое имущество Михаила Голубя по всему миру в пределах 25 миллионов долларов. Одновременно Мулюков через суд потребовал предоставить ему документы «Трейд-нафта» для проведения ревизии.

Надо полагать, нефтетрейдеру это вряд ли понравилось. И вскоре Мулюков узнал, что в отношении него возбуждено уголовное дело по обвинению в вымогательстве – заявление написал не кто иной, как Михаил Голубь. Правда, как подчеркивают авторы расследования, ни сам пострадавший, ни его единственный свидетель не могут вспомнить, в какой же именно день октября имело место преступление. Да и место называется странное – обочина Одинцовского шоссе. При этом, билинг сотовых телефонов Мулюкова и Голубя, а также данные с камер, фиксирующих движение автомобилей, показывают, что за весь месяц никто из них не был в месте, указанном потерпевшим Голубем. В результате сложно не задуматься, а не прав ли адвокат Мулюкова Федор Трусов, заявивший в фильме буквально следующее:

«Как только после смены собственника стало понятно, что прежний менеджмент «Башнефти» остается, и сохраняют свою силу все контракты, которые оспаривал Евгений Мулюков, государственные органы вдруг, неожиданно проявили к нему такую жесткость. Наверное, для того, чтобы Евгений перестал писать различные обращения в государственные инстанции».

КОНКРЕТНО

Изложенной в фильме информации можно верить, а можно нет – все-таки, это лишь журналистское расследование, а не решение суда, имеющее юридическую силу. Но нельзя не отметить многочисленные совпадения: Мулюков пытается привлечь внимание к странным сделкам и получает уголовное дело, возвращенная в государственную собственность «Башнефть» готовится к продаже – и тут же появляется информация о возможных мутных схемах, в которых могут быть замешаны «ЛУКОЙЛ» и Михаил Голубь. Подчеркнем – могут быть. Однако, если раз за разом название компании Вагита Алекперова звучит в подобных историях, это повод задуматься. Или самой компании о своей репутации, или же соответствующим органам – об интересах и безопасности государства.
Персоны Компании
Игорь Сечин купит себе еще немножко Роснефти
За счет денег российского бюджета.
Андрей Костин: частный император сырья
Зачем глава ВТБ Андрей Костин создает подразделение по торговле биржевыми товарами.
Миноритарии «Газпрома» попросили защиты у Путина
Миноритарии облгазов «Газпрома» обратились к Владимиру Путину с просьбой остановить принятие законопроекта, который освободит госкомпании от обязанности выставлять оферту при покупке крупных пакетов других госкомпаний.
Люди Усманова и солнцевские бандиты распилят деньги для аэропорта "Внуково"
Аэропорт «Внуково» получит госгарантии на 5,5 миллиардов рублей.
Семь печатей Игоря Сечина
Народ и правительство России не могут совладать с «Роснефтегазом».
Почему «Роснефть» стала единственным претендентом на «Башнефть»
Госкомпания проявила инициативу, а других претендентов организаторы приватизации даже не спрашивали.
Снова на трубе
Крупный поставщик «Газпрома» выиграл войну у ФАС.
Корпорация сырьевых монстров
Как оказался за решеткой гендиректор "Корпорации развития" и обладатель двух гражданств - РФ и Швейцарии Сергей Маслов, получивший первое высшее образование в возрасте 46 лет.
Сечин заявил о «выводе» из «Башнефти» активов на 4 млрд руб.
После покупки «Башнефти» глава «Роснефти» Игорь Сечин впервые прокомментировал сделки ее предыдущих собственников. По его словам, нефтесервисные активы компании в конце 2013 года были проданы вдвое дешевле рыночной стоимости — за 4 млрд руб.
В Британии появились «клоны» крупнейших российских нефтяных компаний
Почти у всех крупнейших российских нефтяных компаний обнаружились британские «двойники» — юрлица непонятного происхождения с идентичными английскими названиями. Компании ничего про них не знали и опасаются мошенничества.
«Труба» Вагита Алекперова
У нефтяного магната нет обязательств перед законами.
Корпорация растраты
Деньги, выделяемые на развитие региональных проектов, исчезали в проблемных банках.
«Уралкалий» на грани банкротства
Крупнейший в мире производитель калийных удобрений не может отдать ВТБ 800 млн долларов. Госбанк может затребовать акции «Уралкалия» в качестве компенсации.
Якутия обетованная
Почему Леонид Михельсон предпочел тундру Израилю.
Гонщики на Gelandewagen признаны виновными в оскорблении полицейских
Суд приговорил сына вице-президента ЛУКОЙЛа к 300 часам работ.
Десант «Роснефти»: что происходит в «Башнефти» после смены собственника
На следующий день после покупки «Башнефти» «Роснефть» сменила ее президента и начала назначать своих людей на ключевые направления. Интеграция «Башнефти» уже произошла, «мы полностью управляем ситуацией», заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Пока Сечин «ходил» за «Башнефтью», его бывшая жена «пошла» по молоку и мясу
«Абсолют-Агро», который «кошмарят» силовики и пытается обанкротить «Сбербанк», давно хочет приобрести Марина Сечина, по слухам, «теневой банкир», и бывшая супруга главы «Роснефти». Таким образом, как полагает ряд наблюдателей глава «Роснефти» Игорь Сечин, и его экс-жена захватывают ключевые российские компании.