В Октябрьском райсуде Уфы состоялось заседание суда по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Росгидромету и к ее местному подразделению — Башгидромету. Поводом для иска стало отсутствие в девяти городах республики стационарных постов наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха. Как пояснил «Ъ-Уфа» природоохранный прокурор Евгений Гуслов, без этого невозможно оценить последствия ущерба и наказать виновных. На суде представитель Башгидромета с претензиями не согласился.
В Октябрьском райсуде Уфы прошло заседание суда по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Евгения Гуслова к Росгидромету и ее местному подразделению — Башгидромету. Представитель надзорного органа просит суд обязать Росгидромет в течение девяти месяцев профинансировать установку постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в девяти городах республики — Сибае, Кумертау, Нефтекамске, Октябрьском, Белебее, Ишимбае, Мелеузе, Учалах и Туймазах, а его региональное подразделение — оборудовать их.
Как пояснил «Ъ-Уфа» Евгений Гуслов, нарушения были выявлены в ходе сентябрьской проверки. По его словам, без стационарных постов невозможно оценить негативные последствия источников загрязнения воздуха. «Какие конкретно предприятия и в каком объеме загрязняют воздух, например, и принять соответствующие меры реагирования», — добавил прокурор.
По данным Росприроднадзора, в 2021 году в Башкирии было зарегистрировано 3,9 тыс. объектов, которые выбросили в атмосферу 449,2 тыс. т загрязняющих веществ. В октябре 2021 года сообщалось, что в республике работают девять автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха: три — в Уфе, по две — в Стерлитамаке и Салавате, по одной — В Сибае и Учалах.
Помощник природоохранного прокурора Виталий Михайлов заявил в суде, что отсутствие постов является нарушением требования законодательства как об охране окружающей среды, так и принятых в связи с этим нормативных правовых актов, в том числе, ГОСТ и руководящих документов, на основании которых работает Росгидромет и Башгидромет.
Представитель ответчиков Фарит Сабиров с исковыми требованиями не согласился. Он указал, что ни ГОСТ, ни в другие документы не обязывают Башгидромет оборудовать стационарные посты. Он также добавил, что до 2026 года в двух башкирских городах, Нефтекамске и Октябрьском, будут организованы посты, поскольку там живет свыше 100 тыс. человек. «Но что же касается городов с населением меньше 100 тыс. человек, то прямой обязанности Росгидромета в организации там наблюдения нормативными документами, на которые ссылается истец, не приводится», — отметил представитель ответчика.
Господин Сабиров заявил в суде, что не понимает, как можно обязать Башгидромет «оборудовать» посты, если их не существует.
«Представитель ответчика занимается больше буквоедством», — возразил ему Виталий Михайлов, отметив, что под «оборудованием» имеется в виду «оснащение» стационарного поста.
«То есть мы просим Росгидромет профинансировать установку и оснащение стационарного поста, а Башгидромет — проводить мониторинг окружающей среды»,— добавил он.
Судья Юлия Проскурякова поинтересовалась у Фарита Сабирова, смогут ли ответчики в течение девяти месяцев исполнить исковые требования прокуратуры. «Еще раз повторюсь, как мы можем оборудовать то, чего нет? Формулировка тут должна быть более ясная, мне кажется. С исполнением тогда вообще заплюхаемся», — ответил господин Сабиров.
Он пояснил, что перед установкой стационарного поста необходимо найти земельный участок, который будет подходить по критериям, с двухсотметровой охранной зоной. «Города же застроены. Это уже настолько нереально», — добавил представитель ответчика.
По мнению господина Сабирова, даже если удастся оформить землю и купить стационарный пост, то начнется «самое сложное» — поиск рабочих: «А кто работать будет? На минимальную заработную плату никто особо не пойдет».
На вопрос судьи о том, как можно разрешить спор, Фарит Сабиров предположил, что администрации городов также должны быть заинтересованы в установке постов.
Следующее судебное заседание назначено на 19 декабря.