Многомиллиардные разбирательства вокруг «Интеллект Дриллинг Сервисиз» – актива IDS Group, работавшего, в частности, на территориях ХМАО и ЯНАО, привели к серьезному столкновению интересов банкиров. Участниками конфликта стали «Банк «Санкт-Петербург», Сбербанк, подконтрольный НК «Роснефть» «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) и ВТБ. Последнему уже удалось в делах о банкротстве «Интеллект Дриллинг Сервисиз» и «Трансмил» – учредителя «Новоуренгойского управления буровых работ» – добиться признания сделок о залоге недействительными, что, вероятно, может ударить по интересам ВБРР и аффилированной структуры. Впрочем, сам ВТБ также на текущий момент лишился залога и возможности получить средства за имущество, сдававшееся в аренду структурам «Роснефти». А в целом компании нефтяного холдинга приняли крайне активное участие в банкротных разбирательствах, аккумулировав для каких-то целей у себя требования на сумму порядка 5 млрд рублей. К прочему, среди кредиторов оказались «Самотлорнефтегаз», «РН-Юганскнефтегаз», АНК «Башнефть» и прочие добывающие активы «Роснефти». Пока они продолжают разбирать требования, наблюдатели ожидают серьезной эскалации конфликта, указывая и на другие притязания госбанкиров из ВТБ.
ПАО «Сбербанк» и ООО «ВестИнвест» (принадлежит АО «Всероссийский банк развития регионов», подконтрольному НК «Роснефть») не смогли оспорить решение Арбитражного суда Москвы о признании недействительной сделкой договора залога имущества, приобретаемого в будущем, между Сбербанком и ООО «Интеллект Дриллинг Сервисиз» (входит в холдинг IDS Group Артура Дулгеру и Гаджи Гаджиева).
Как отметили обе инстанции, по сути, за счет этой сделки финансисты получили возможность преимущественного удовлетворения своих требований по сравнению с иными кредиторами.
«Учитывая совокупность обстоятельств <…>: обеспечение сделкой ранее возникших обязательств перед ПАО «Сбербанк», осведомленность банка о наличии признаков неплатежеспособности должника, срок заключения сделки <…>, наличие на дату заключения <…> просроченной кредиторской задолженности, следует вывод, что оспариваемый договор залога является недействительным в связи с оказанием предпочтения одному кредитору <…> перед другими незалоговыми кредиторами», – резюмировала апелляция.
Отметим, что для актива «Роснефти» это решение было важно, поскольку именно ООО «ВестИнвест» стало правопреемником по требованиям Сбербанка к «Интеллект Дриллинг Сервисиз» более чем на 680 млн. Вместе с правом на средства фирме перешли и залоговые права.
Добавим, что требование о признании сделки недействительной выдвинуло ПАО «Банк ВТБ», которому удалось включить в реестр «Интеллект Дриллинг Сервисиз» претензии на 3,9 млрд. Ранее «Правда УрФО» уже сообщала о нарастающем конфликте между банком «Роснефти», ВТБ и ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
В частности, в рамках банкротства ООО «Трансмил» – учредителя «Новоуренгойского управления буровых работ» (оба входили в IDS Group) – ВТБ уже настоял на признании недействительным договора залога движимого имущества, заключенного с «Банком Санкт-Петербург». В акционерах финструктуры ранее числились Сергей Сердюков, которого СМИ называют сыном экс-главы Минобороны Анатолия Сердюкова, Сергей Матвиенко, упоминаемый в качестве сына спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Как сообщало издание, это решение, вероятно, также несло крупные риски ВБРР.
Впрочем, был признан недействительным и договор залога оборудования между ВТБ и «Интеллект Дриллинг Сервисиз». Примечательно, что против госбанка была применена примерна такая же аргументация, которую он использовал в спорах со своими оппонентами.
При этом вместе с потерей залога ВТБ столкнулся и с проблемами в получении средств, которые должны были, по мнению финансистов, перечисляться ему с договоров аренды, заключенных со структурами «Роснефти» – ООО «РН-Бурение» и ООО «РН-Транспорт».
В целом, надо отметить, что активы «Роснефти» приняли крайне активное участие в банкротных разбирательствах вокруг ООО «Интеллект Дриллинг Сервисиз». «ВестИнвест», помимо вышеупомянутых требований от Сбербанка, стала правопреемницей претензий «Россельхозбанка» на сумму порядка 3,6 млрд, ООО «ТД ХАЙЛОН-РУС» – на 534,6 млн.
Кроме того, о требованиях более чем на 230 млн заявил сам «Всероссийский банк развития регионов», а ООО «Нефтепромлизинг» – лизинговой компании, созданной «НК «Роснефть», – удалось включить в реестр претензий 349 млн.
Не остались в стороне и добывающие активы. Например, АО «Самотлорнефтегаз» по одному из решений удалось включить в реестр долг более чем на 57 млн, сославшись на обязательства в виде убытков в связи с допущением непроизводительного времени. Как следует из материалов дела, речь, в частности, шла о работах на Самотлорском месторождении в ХМАО. Среди кредиторов также оказались АО «Роспан Интернешнл», которым были предъявлены претензии, связанные с работами на Ново-Уренгойском лицензионном участке в ЯНАО, само ПАО «НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Сейчас разбирательства находятся в активной фазе, при этом можно ожидать дальнейшей мощной эскалации конфликта – на рассмотрении суда находятся требования ВТБ о признании недействительными крупных погашений обязательств ООО «Интеллект Дриллинг Сервисиз» перед банком «ВБРР» и «Банком «Санкт-Петербург».