Кредитная организация подала иски о признании банкротом компаний «Порт Выборгский» и «Портовое оборудование». Оппоненты обвиняют банкиров в «художестве» при оформлении документов, на основе которых банк требует деньги.
О победе банка «Санкт-Петербург» в судебном споре с Виталием Архангельским стало известно в начале апреля. Суд постановил включить банк в состав владельцев компании «Осло марин», через которую проживающий во Франции предприниматель контролировал порт Выборг. Однако незадолго до судебного решения порт был переведен на другую фирму, в результате чего банку досталась «пустышка».
Теперь, 22 апреля, банк «Возрождение» подал в арбитражный суд два исковых заявления о признании банкротом ООО «Порт Выборгский» и ООО «Портовое оборудование». Первая компания сейчас в стадии ликвидации, вторая — основная, через которую осуществляется деятельность порта. Общая сумма долга компаний Виталия Архангельского перед банком несколько лет назад составляла 4 млрд рублей.
Сотрудничество Архангельского с банком «Возрождение» отличается тем, что кредитная организация, в отличие от других банков, продолжила финансировать компании группы «Осло», даже несмотря на наступление в 2008 году финансового кризиса. Прекрасные отношения между предпринимателем и банком оставались и в конце 2010 года. Кредитование продолжалось, Виталий Архангельский докладывал о том, что обе стороны в полной мере выполняют обязательства друг перед другом. Но в дальнейшем что-то пошло не так.
В банке «Возрождение» 24 апреля не смогли рассказать о причинах подачи исков о банкротстве. Как выяснила «Фонтанка», речь идет о долгах «Порта Выборгского» по трем кредитам, выданным ему в 2007 – 2008 годах. Поручителем по кредитам выступало «Портовое оборудование». Поэтому иск подан к двум фирмам.
Первую из трех кредитных линий с лимитом выдачи 200 млн рублей банк открыл «Порту Выборгскому» в декабре 2007 года. Вторую — с лимитом 1,3 млрд рублей — в апреле 2008 года. Третью — 300 млн — в ноябре 2008-го. Во всех случаях компания должна расплатиться по кредитам до 27 июня 2014 года. Процентная ставка в первые годы предоставления денег составляла около 15% и в дальнейшем снижалась до 7 – 9%.
Осенью 2013 года в банке «Возрождение» посчитали, что «Порт Выборгский» не выполнил часть своих обязательств по выплате процентов, в результате чего задолжал 10,4 млн рублей по первому кредиту, 83,4 млн по второму и 20,8 млн по третьему. В январе 2014 года суд первой инстанции по иску «Возрождения» взыскал солидарно с «Порта Выборгского» и «Портового оборудования» в общей сложности 115 млн рублей процентов и комиссии за ведение счета. Сейчас «Портовое оборудование» пытается оспорить это решение в апелляционной инстанции.
Следует отметить, что в судебном решении ничего не говорится о том, как порт выплачивает деньги, образующие так называемое тело кредита, поэтому определить сумму возможной просроченной задолженности невозможно. Не исключено, что, поскольку у порта возникли сложности с выплатой процентов, к концу июня 2014 года, когда истечет срок возврата кредитов, у заемщика могут образоваться трудности с возвратом уже не процентов, а взятых в долг денег.
Как сообщила «Фонтанке» гендиректор ООО «Портовое оборудование» Ольга Лукина, подписанные от ее имени договоры поручительства с банком и допсоглашения к ним, на которые в своих доводах опирается банк «Возрождение», она не визировала. Эту же позицию юристы компаний-ответчиков выражали на судебных заседаниях. Экспертизы, заказанные судом, показали, что часть подписей на нескольких десятках документов «выполнены другим лицом с подражанием подписи Лукиной», меньшая часть подписей «исполнены, вероятно, Лукиной» и совсем несколько — точно поставлены ею. По остальным документам эксперты не смогли определить ее принадлежность к подписям.
Однако суд критически отнесся к показаниям Ольги Лукиной, в которых она заявила о фальсификации ее подписей, счел это заявление недоказанным и признал наличие ее подписей «прямым одобрением совершенной сделки» по поручительству. В свою очередь, «Порт Выборгский» по встречному иску попытался взыскать с банка 2,5 млн рублей «неосновательного обогащения» и заявил ходатайство о переносе судебного заседания, однако суд расценил это как «злоупотребление ответчиком своими процессуальными правами, направленное на срыв судебного заседания и затягивание процесса».
Сам Виталий Архангельский от комментариев воздержался, сославшись на то, что пока не в курсе ситуации. Источник «Фонтанки» из окружения бизнесмена полагает, что в банке «Возрождение» «очень хорошо умеют рисовать». Не исключено, что к творчеству сотрудников банка в будущем могут проявить интерес правоохранительные органы, считает он, «но с учетом уровня людей, которые стоят за банком, вряд можно серьезно рассчитывать на привлечение их к ответственности».
Основными владельцами ОАО «Возрождение» являются уроженцы Грузии Дмитрий Орлов (32%), который в СССР возглавлял московское областное управление Госбанка СССР, и Отар Маргания (20%), который в 2000-х годах в разное время работал в разных должностях в банках ВТБ и «Санкт-Петербург», а также в течение четырех лет был внештатным помощником бывшего тогда министром финансов Алексея Кудрина. Еще 1,5% акций принадлежат сыну Дмитрия Орлову Николаю. Любопытно, что в совет директоров «Возрождения» входит режиссер Никита Михалков.
Общий долг порта Выборг перед банком «Возрождение» не известен. В 2010 году Виталий Архангельский оценивал его в 4 млрд рублей. Деньги банка в основном шли на развитие порта Выборг. По сведениям приближенных к бизнесмену людей, часть кредитных средств банка «Возрождение» шли не только на развитие порта, но и на личные нужды Виталия Архангельского, а также на оплату дорогостоящей работы юристов, которые вели в Лондоне судебные процессы с банком «Санкт-Петербург».
Специалисты говорят, что, несмотря на большой объем кредитов, масштабного развития в порту быть не могло по определению — он буквально зажат в центре города Выборга. С севера порта расположен Выборгский замок, с юга к порту примыкает Выборгский судостроительный завод и склад горюче-смазочных материалов Минобороны. Посередине, со стороны города, — музейный комплекс «Эрмитажа». Глубина воды недостаточна для захода в порт крупнотоннажных и некоторых среднетоннажных судов, а углубление дна — крайне дорогое удовольствие. Поэтому в порт в основном заходят небольшие суда с малой осадкой и, соответственно, небольшим объемом грузов.
Обслуживает порт Выборг в основном суда, которые ходят по Сайменскому каналу между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Виталию Архангельскому некоторое время назад предлагали продать свой актив. По информации «Фонтанки», потенциальным покупателем порта выступали люди, приближенные к Роману Троценко — советнику президента Роснефти Игоря Сечина
по вопросам шельфовых проектов нефтегазовой компании. Якобы это предложение делалось в интересах «Московского речного пароходства», в котором Троценко работал в начале 2000-х годов. Однако цена, озвученная Архангельским, покупателей не устроила, и сделку отменили.
Грузооборот порта Выборг за первый квартал 2014 года составил 321 тыс. тонн (на 20% больше аналогичного периода прошлого года). Порт перевалил навалочных грузов в объеме 235 тыс. тонн (на 9% больше), насыпных — 60 тыс. тонн (в три раза больше), наливных (химических) — 15 тыс. тонн (на 50% больше), генеральных — 7 тыс. тонн (на 50% меньше).