Бизнес известного в ХМАО предпринимателя Андрея Копайгоры продолжает массово уходить в банкротство, и решающим ударом по нему могут стать многомиллиардные претензии, выдвинутые Банком «Траст». Финструктура уже заявила требования в дело о несостоятельности «Завода ЭЛКАП», а к разбирательствам привлечен целый набор компаний, также связанных с бизнесменом, которого называли одним из уже бывших крупных спонсоров окружного отделения «Единой России». Пока в очередь за долгами к структурам Копайгоры выстраиваются «Сургутнефтегазбанк», Сбербанк, ФНС, самого коммерсанта подозревают в выводе ликвидных активов в виде акций «Автодорстроя», а сотни работников предприятий сталкиваются с угрозой тотального увольнения. Впрочем, инсайдеры полагают, что претензии к этому бизнесу могут вырасти кратно, и вспоминают скандально известных экс-гендиректора «Корпорации развития» Сергея Маслова и бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, говоря о масштабных проблемах, с которыми за последнее время столкнулся Сургут.
Арбитражный суд ХМАО в ближайшее время рассмотрит требования Банка «Траст» более чем на 3 млрд рублей к ОАО «Завод ЭЛКАП» известного в Югре бизнесмена Андрея Копайгоры.
Предприятие, занимающееся изготовлением кабелей для нефтегазодобывающей промышленности, включая кабели для погружных электронасосов, является одним из крупных активов предпринимателя.
Согласно данным «Контур.Фокус», еще в 2018 году среднесписочная численность работников актива составляла более 200 человек. Баланс, как указано в системе, в конце прошлого года был на уровне 3,4 млрд, выручка – 2,2 млрд, чистая прибыль – 16,1 млн рублей. Сейчас в отношении «Завода ЭЛКАП» введена первая стадия банкротства – процедура наблюдения, а в реестр уже заявился длинный список компаний с требованиями на сотни миллионов рублей.
Среди тех, кто выставил претензии активу Копайгоры, – Сбербанк (96,7 млн), «Росскат-Центр» (53 млн), ООО «Камский Кабель» (145 млн), ООО «Уралэлектрокабель» (126,3 млн), «Сургутнефтегазбанк» (39,4 млн), ИФНС по Сургутскому району (19 млн). Впрочем, наиболее крупные требования предъявлены именно «Трастом», который дополнительно подал заявление с долгом на 155,2 млн рублей.
Отметим, что к спору на 3 млрд в качестве третьих лиц арбитраж ХМАО привлек перечень физлиц: Андрея Копайгору, Елену Копайгору, Магомедрасула Юсупова, Ивана Полужникова, Михаила Сергеева, Игоря Коновалова, Руслана Гукасова, Алексея Шамина, Олега Калиниченко и других. Кроме того, к разбирательствам привлечены «Югорский завод строительных материалов», «Спортсити», «Комплекс-КА», «Капитал Инвест», «Дорожно-эксплуатационное предприятие» (ДЭП), «Автодорстрой» (все – Сургут) и «Строительно-промышленный комбинат» (Ханты-Мансийск). Часть из этих предприятий уже находятся в разных стадиях банкротства, по другим кредиторы заявляли о намерении подачи соответствующих исков.
Особый интерес в этой череде представляет АО «Автодорстрой». Согласно данным из открытых источников, среднесписочная численность сотрудников дорожного предприятия еще в прошлом году составляла более 640 человек. Выручка фиксировалась на уровне 2,4 млрд, а чистый убыток – 293,5 млн рублей.
В последние годы «Автодорстрой», в частности, активно выигрывал госконтракты на десятки и сотни миллионов рублей. Среди заказчиков предприятия числятся АО «ГК «Северавтодор» (принадлежит правительству ХМАО), муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» администрации Сургута и «Аэропорт Сургут» (контролируется «ЮТэйр»).
По данным ЕГРЮЛ, участниками предприятия числятся вышеупомянутые Магомедрасул Юсупов (93,3%) и Иван Полужников (6,7%). Однако на сайте самой компании указано, что она с 2014 года входит в ООО «Югорская промышленная корпорация» (ЮПК). Основным владельцем последнего, в свою очередь, является Андрей Копайгора.
На текущий момент в отношении АО «Автодорстрой» уже введено наблюдение, и поданы требования на десятки миллионов рублей, в отношении «Югорской промышленной корпорации» – конкурсное производство.
Более того, «Автодорстрой» уже стал поводом для громких заявлений. Так, в рамках дела о банкротстве ЮПК конкурсный управляющий потребовал признать договор купли-продажи акций АО, заключенный между ООО «Югорская промышленная корпорация» и Андреем Капайгорой, недействительным.
«Акции АО «Автодорстрой», по данным бухгалтерского баланса должника за 2018 год, составляли 600 млн, что составляет 70% активов должника. С учетом того, что сделка совершена без встречного обеспечения, есть основания полагать, что она заключена с целью вывода активов должника, в связи с чем в любой момент может быть реализована в пользу третьих лиц, что в дальнейшем может затруднить применение последствий недействительности сделки в виде возврата имущества в конкурсную массу должника, что, в свою очередь, нанесет ущерб кредиторам», – говорится в определении арбитража, который утвердил принятие обеспечительных мер по ценным бумагам.
Отметим, «Правда УрФО» подробно сообщала и о проблемах других активов, связанных с Копайгорой, впрочем, как рассказывают собеседники издания, ситуация кроется в еще более крупных пертурбациях.
«В определенной степени Копайгора оказался втянут в эту ситуацию. Дело в том, что он входит в круг влияния бывшего гендиректора «Корпорации развития» Сергея Маслова, которого, в свою очередь, относили к группе экс-министра экономического развития России Алексея Улюкаева. На проекты, под которые подписались люди, связанные со скандально известным Масловым, а таких было очень много, Копайгора привлекал средства в банках. После вся система рухнула, когда сперва арестовали Маслова по уголовному делу, связанному с выводом средств, а потом и Улюкаева. Такие бизнесмены, как Копайгора, были в целом ряде регионов. Ударила ситуация и по Сургуту, где был целый спектр активов, в том числе связанный с этими процессами «СеверСтрой», – поделился своим видением ситуации собеседник издания.