Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, Банк "Траст" обратился в Арбитражный суд с иском к кипрской компании Indomere Ltd о взыскании доли ООО "Риал" - производителя спирта и алкогольной продукции, входившей в группу "Риал" небезызвестного "алкодельца" Хадиса Абазехова. Согласно кипрскому реестру, совладельцем Indomere выступает Fervine Trading Ltd. Его бенефициаром, если верить судебным материалам, и выступает Хадис Абазехов.
Поводом обратиться в суд стала просрочка "Риалом" платежа по кредиту в 2,6 млрд рублей, что предоставляет банку право требовать взыскание долей этой компании. Эксперты оценивают шансы банка добиться своего, как высокие.
Напомним, что в сентябре этого года арбитражный суд Кабардино-Балкарской республики признал Риал банкротом и ввел в отношении него наблюдение. Как раз из-за долга в 2,6 млрд рублей. Сам Абазехов ни банкротство, ни иски к его компаниям не комментирует. Вероятно, ему это действительно невыгодно, ведь вряд ли ему есть кого винить в крахе предириятия, кроме как самого себя.
Несмотря на то, что в 2018 году завод выпустил 553 тыс. дал спирта, а в январе-феврале 2019 года - 275 тыс. дал. дела у него шли крайне плохо. С марта завод простаивает. Судя по всему, Абазехов оказался большим "мастером" на то, чтобы набирать кредитов, но никудышным управленцем.
Офшорные "прятки"
Неудачи буквально преследуют его предприятия, и немногие связывают их с собственно рыночной конъюнктурой. Куда больше - с банальным неумением Абахезова вести дела, а то и с откровенно безответственным стилем руководства. А еще с его неотступным желанием все перевести в офшоры, что уже выходило для него "боком".
Есть информация, что в 2013 году структуры Абазехова вынуждены были приостановить оплату уже заключенных контрактов по поставкам оборудования на его предприятия. В качестве причин тогда назывались особенности структуры акционерного капитала группы, активами которой владели кипрские офшоры. Дело в том, что как раз в то время на Кипре разразился серьезный финансово-экономический кризис.
Еще в 90-х года компаниями Хадиса Абазехова, уже тогда известного кабардинского предпринимателя, владели его родственники. В 2012 году структуры переоформили на несколько кипрских компаний. Так, активы подмосковной "Черноголовки" (в нее входили несколько компаний, объединенных названием "Росалко") оказались в собственности кипрских EVISAMA HOLDING LTD и PINELITA HOLDINGS LTD.
Тогда же основной актив Абазехова, "Риал" перерегистрировали на еще один офшор - Indomere Ltd. Тот самый, взыскать с которого доли "Риала" накануне потребовал Банк "Траст". Таким образом, офшоров, которые связывают с именем Абахезова, стало три. Причем все располагались по одному и тому же адресу в кипрской столице Лимассоле.
Впрочем, в период, когда у компаний Абазехова возникли проблемы с оплатой поставленного оборудования, дело до судебных разбирательств не дошло. Вроде как сторонам удалось согласовать новый график платежей, который привязали к запуску алко-предприятия в Черноголовке. Однако репутация кабардинского дельца была основательно подмочена.
При этом перевод компаний в кипрские офшоры уже тогда связывали с неблагополучным финансовым положением бизнеса Абазехова. Особенно после приобретения им в 2010 году производственных активов группы "ОСТ" Владимира Пекарева в той самой Черноголовке.
Уже тогда эти активы находились в крайне тяжелом финансовом положении. Например, задолжали "Россельхозбанку" порядка 3 млрд рублей. "Риал" Абазехова тоже находился в списке кредиторов группы, что, вероятно, существенно облегчило ему сделку с Пекаревым.
Представляется, что еще тогда выходец из Кабардино-Балкарии строил амбициозные планы по "захвату" алкогольного рынка страны. Тогда же компании "Росалко", входящая в структуру "Риала, удалось получить производственную лицензию для завода в Домодедовском районе, а кабардинская фирма "Вереск", аффилированная с "Риалом", смогла на аукционе выкупить 145 товарных марок у обанкротившегося преемника ЗАО "Группа предприятий "ОСТ" за 21,7 млн руб.
Отрава из Черноголовки
Отметим, что все оборудование на приобретенном Абазеховым у Пекарева "ОСТ-Алко" было просто никудышным. Именно на это предприятие должны были поставить новое оборудование, когда Абахезов сорвал график платежей. Однако, еще до этого к нему возникли серьезные вопросы, которые позволили подозревать его чуть ли не в мошенничестве и откровенной травле людей.
Дело в том, что из-за всех этих обстоятельств производственный процесс новых хозяев алкобизнеса "ОСТ-Алко" оказался блокирован. Еще в 2009 году, до покупки завода, правоохранительные органы начали массово выявлять водку, произведенную на заводах "ОСТ", с фальшивыми акцизными марками. Лицензию завода в Черноголовке пришлось просто-напросто сдать.
Когда к рулю "ОСТ-Алко" встал Абазехов, он, судя по всему, решил идти по проторенной предшественниками дорожке. Менее, чем через год после покупки "ОСТа" полиция изъяла на складе не работавшего тогда завода 500 тонн нелегального спирта, десятки тысяч бутылок некачественной водки и подделки под импортный алкоголь. Причем производственная площадка, где все это происходило, принадлежала "Росалко". Во главе которой тогда находился никто иной, как сын Хадиса Абазехова Руслан. Об этом писало издание "РБК Daily".
В любом случае, летом 2011 года в Черноголовку нанесли визит сотрудники главного управления МВД по Московской области. Помимо изъятых 500 тонн контрафакта, о чем мы уже упоминали, полиция обнаружила там федеральные специальные марки, акцизы Азербайджана и комплектующие для производства.
Тогда сотрудники полиции полагали, что весь этот контрафакт был изготовлен на том же самом старом оборудовании, находящемся в тех же помещениях. Более того, по версии правоохранителей, в таком режиме предприятие работало не менее полугода. То есть, очень вероятно, что с самой покупки предприятия Абазеховым.
Мог ли не знать предприниматель о том, что творится у него прямо под носом? Что это означает - Абазехов решил не ждать полноценного запуска завода и получения лицензии, а "навариться" на тех мощностях, которые имеются в наличии?
Как такое можно было делать ценой здоровья людей, приобретавших некачественную продукцию? Сколько из них отравились, сколько было летальных исходов (которые в таких случаях практически неизбежны) - достоверно неизвестно.
Негодование людей вызвало то, что Абазехов, вместо того, чтобы принять все риски, компенсировать урон и извиниться, предпочел "отморозиться". Он заявил журналистам, что продукция не имеет никакого отношения к "Росалко". Как это заявление можно соотнести с тем, что обнаружили правоохранители - он не пояснил. Впрочем, выводы можно сделать самим.
Именно после этого случая, как говорят, он и переоформил все свои активы на офшорные компании. Впоследствии, как мы уже упоминали, это решение вызвало лишь новый шквал проблем и не уберегло его бизнес. Так или иначе, алкогольный бизнес и наплевательское отношение к людям и партнерам не довели Абазехова до добра. И, судя по настрою кредиторов "Траста", в этот раз ему "отморозиться" не удастся.