За четыре года правительство России потратило на решение проблем госбанков сумму, сопоставимую с затратами на оздоровление частных кредитных организаций. Вполне вероятно, что федеральному бюджету и фонду национального благосостояния придется дальше давать банкирам деньги на «поддержание штанов». До конца 2017 года убыточный Россельхозбанк (РСХБ) получит от государства еще 20 млрд рублей. Деньги будут внесены в уставный капитал банка после приятия поправок в федеральный бюджет, которые на прошлой неделе Минфин направил в Государственную Думу. Сумма выглядит значительно.
Для сравнения: в рамках тех же поправок ОАО «РЖД» получит на свои стройки 17,7 млрд рублей; на эти деньги планируется построить участок железной дороги в обход Украины, улучшить инфраструктуру Московского транспортного узла и реализовать ряд других проектов. На фоне этого, РСХБ получит двадцать миллиардов на улучшение своих финансовых показателей, точнее – на решение проблем, которые тянутся уже не первый год:
«Взнос в уставный капитал акционерного общества "Россельхозбанк" (г. Москва) [будет осуществлен] в целях сохранения темпов роста аграрного производства, стабилизации работы АО "Россельхозбанк" для обеспечения темпов кредитования приоритетных отраслей и сегментов экономики, повышения качества кредитного портфеля и урегулирования проблемной задолженности по кредитам, сформированной заемщиками Банка, включая создание и досоздание резервов по достаточности акционерного капитала Банка с учетом требований Базель-III», - говорится в проекте предложенных Минфином поправок.
Бездонная яма
Ранее в 2017 году правительство уже выделяло средство на поддержку РСХБ. Изначально в бюджет заложили 5 млрд на увеличение капитала банка. Весной правительство решило докапитализировать его еще на 25 млрд за счет выпуска ценных бумаг. Таким образом, общий объем государственной поддержки Россельхозбанка в этом году составит 50 млрд рублей – больше, чем было потрачено за 10 лет на футбольный долгострой в Петербурге. Стадион «Зенит-Арена», который в народе окрестили «памятником коррупции» обошелся государству в сумму от 41,7 млрд руб (официальные данные) до 48 млрд руб (по подсчетам журналистов). Впрочем, нынешние затраты на решение проблем РСХБ нельзя назвать самыми большими. В 2015 году для поддержки его капитала было выделено
78,8 млрд рублей.
Не смотря на многомиллиардные вливания, банк, который на 100% принадлежит государству, продолжает работать в минус. Чистый убыток РСХБ за первое полугодие 2017 года составил 10,8 млрд рублей. Справедливости ради стоит отметить, что это почти в два с половиной раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2016 Россельхозбанк потерял 47,928 млрд руб, в 2015-м – 94,22 млрд руб, в 2014-м – 58,926. Представители банка говорят, что в нынешнем году убытки сократились за счет роста чистых процентных и комиссионных доходов, а также за счет сокращения затрат на резервы и административно-управленческих расходов.
Из отчетности РСХБ следует, что по состоянию на 1 сентября показатель достаточности его базового капитала составлял 9,13%. Это больше текущих минимальных требований регулятора (6,1%), так и требований 2018 года (7,025%). Однако, поскольку банк является убыточном по МСФО (в отличие от финансовых результатов по РСБУ), соотношение акционерного капитала и активов банка к концу первого полугодия 2017-го было существенно ниже и оставляло 6,0%. Данное обстоятельство позволяет предположить, что в следующем году Россельхозбанку снова потребуется денежная подпорка.
Из кармана налогоплательщиков
В проекте трехлетнего федерального бюджета не заложены средства на дальнейшую поддержку РСХБ. Но руководство банка не скрывает, что рассчитывает на новые вливания в капитал. Согласно оценке зампреда правления РСХБ Кирилла Левина, речь может идти о сумме в 30 млрд рублей. По его словам, деньги потребуются на выполнение базельских надбавок по капиталу, и Россельхозбанк рассчитывает получить эти средства напрямую из федерального бюджета. Отсутствие такой статьи в проекте трехлетнего бюджета может указывать на стремление правительства перевести РСХБ в режим ручного управления. Недавняя замена главы наблюдательного совета РСХБ – вместо министра сельского хозяйства Александра Ткачева совет возглавил вице-премьер Аркадий Дврокович – воспринимается как попытка усилить контроль за проблемной организацией. Однако, учитывая системную значимость Россельхозбанка, сложно сомневаться, что он в любом случае получит деньги пополнение капитала.
Начиная с 2013 года правительство России направило на поддержку государственных кредитных организаций почти 2 трлн рублей, что сопоставимо с расходами на оздоровление проблемных частных банков. Значительную часть этих средств – более 850 млрд рулей – выделили из фонда национального благосостояния, еще столько же государственные банки получили по программе увеличения капитала за счет облигаций федерального займа, а 260 млрд рублей были выделены им напрямую из бюджета страны. Некоторые аналитики указывают: все это можно назвать не иначе как «скрытой формой оздоровления», при которой, тем не менее, большинство банков остаются источником риска.