Экс-депутат Александр Лебедев намерен дистанцироваться от подконтрольного ему банковского бизнеса. Мажоритарный пакет Национального резервного банка (НРБ) может быть передан в доверительное управление. Эта уникальная для собственников российских банков схема, скорее всего, имеет целью ограничить риски мажоритарного владельца НРБ, считают эксперты.
Экс-депутат и бизнесмен Александр Лебедев планирует передать контроль в Национальном резервном банке в доверительное управление на три-пять лет "крупному финансовому институту или известной личности, имеющей политическое влияние". По его словам, в настоящее время он обсуждает эти вопросы с зарубежными и российскими инвесторами, консультанты к сделке пока не привлекались. Бизнесмен пояснил, что в первую очередь нацелен на привлечение зарубежных партнеров. Свое намерение господин Лебедев объясняет желанием "на какое-то время дистанцироваться от управления банком". По сведениям "Ъ", речь идет о передаче в доверительное управление пакета, принадлежащего Национальной резервной корпорации (НРК, 76,3%), через которую господин Лебедев контролирует банк. Остальными акциями НРБ владеют Юрий Кудимов (20% акций) и Росимущество (3%), на них планы по изменению структуры собственности банка не распространяются.
Планы по передаче контрольного пакета банка в доверительное управление пришли на смену планам по его продаже, которые так и не были реализованы. "Продать банк в его нынешнем состоянии затруднительно, поэтому передача контроля в НРБ в доверительное управление стала бы хорошим решением",— говорит источник, близкий к НРБ. В Национальном резервном банке отказались комментировать действия акционеров. Ранее эксперты отмечали, что найти покупателя на НРБ будет непросто ввиду специфики банка: он перекапитализирован (норматив достаточности капитала на 1 июня составлял 32,35% при минимально допустимых 10%) и основной доход получает не от кредитования, а от инвестиций в ценные бумаги. Кроме того, многие корпоративные клиенты банка связаны с другими бизнесами основного собственника.
Впрочем, основные риски, связанные с покупкой НРБ,— репутационные. В прошлом году НРБ оказался в центре внимания российских властей из-за разбирательств по делу о выводе активов из Банка "Российский капитал", в санации которого банк принимал участие в 2008-2009 годах. В ноябре прошлого года в офисе НРБ прошли обыски, а сам господин Лебедев в феврале был вызван на допрос в качестве свидетеля в Главное следственное управление ГУВД Москвы. В апреле 2011 года обвинение по делу было предъявлено экс-предправления "Российского капитала" Ирине Киреевой. Именно бывшее руководство банка заложило основы для последующего вывода из него активов, который физически случился уже в период санации. Впрочем, в Агентстве по страхованию вкладов заявляли, что непосредственно к господину Лебедеву претензий не имеют.
Несмотря на это, господин Лебедев все же решил дистанцироваться от банка, причем выбранный им для этого механизм на российском банковском рынке, по словам экспертов, не использовался. Эксперты не припоминают случаев передачи российским резидентом контроля над российским банком в доверительное управление. "Передача нефинансового актива в управление некоему финансовому институту — нормальная практика,— рассуждает старший партнер компании "Третий Рим" Евгений Коган.— Передача финансового института в управление финансовому институту сложнее, поскольку может быть сопряжена с конфликтом интересов". "Юридически передача контроля в банке в доверительное управление возможна, но потребует согласования с регулятором согласно ст. 11 закона "О банках и банковской деятельности"",— отмечает партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов. По его словам, с практической точки зрения это позволит четко разграничить, кто несет ответственность за происходящее с банком: после передачи контроля ответственным будет уже доверительный управляющий. "Контроль над НРБ за определенную комиссию может быть интересен управляющим компаниям, несмотря на политические риски, связанные с банком",— считает замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг.