До сентябрьских выборов в Государственную думу уже рукой подать. И, пока гром не грянул, алтайские избиратели из числа тех, кто поосновательней, уже задумываются, кому отдать свои голоса. Пока, к сожалению, не слишком их радовали депутаты от Алтайского края прошедшего созыва. Больше вспоминаются скандалы, когда слуги народа лоббировали интересы региональных олигархов, чем ратовали хоть в чем-то в интересах рядовых избирателей. Поэтому из чувства самосохранения с тревогой смотрят на тех кандидатов, кто уже отмотал свой срок в качестве слуг народа, но не насытился и теперь хочет еще.
Вот, например, в парламент от региона опять хочет попасть действующий депутат Государственной Думы Александр Прокопьев (сын основательницы и хозяйки фармацевтической компании «Эвалар» Ларисы Прокопьевой). Идет он по Бийскому округу от партии «Единая Россия», а противостоят ему Нина Останина (КПРФ), Павел Рего (ЛДПР), Марина Осипова («Справедливая Россия»). Еще об одном сопернике г-на Прокопьева стоит сказать особо. Это общественник Константин Емешин, представляющий «Яблоко». Дело в том, что, прежде чем примкнуть к яблочникам, Емешин потерпел поражение на праймериз «Единой России». А триумфально победил на них Александр Прокопьев, получив 74,56 процента голосов из… 137. Да, как-то так получилось, что на праймериз ЕР в Бийском округе проголосовали 137 процентов избирателей. А еще говорят, что народ у нас в глубинке мало интересуется политикой.
Есть некоторые основания полагать, что эти лишние 37 процентов достались как раз представителю «Эвалара» Прокопьеву. Во-первых, потому, что местное руководство «Единой России», несмотря на вопиющую арифметическую нескладуху, по-прежнему горячего поддерживает его кандидатуру. Во-вторых, партию власти давно объединяют с компанией, зарабатывающей на производстве биологически активных добавок (БАДов) особые отношения. Еще в 2012 году компания Ларисы Прокопьевой пожертвовала единороссам только по официальным каналам 10 миллионов рублей, став пятой по размеру вклада в партийную кассу среди юридических лиц. Именно тогда ее сын Александр Прокопьев и получил заветное место в думской фракции «Единой России», войдя в Комитет Госдумы по охране здоровья. Говорят, примерно в те же времена сын хозяйки «Эвалара» удостоился дружбы и покровительства зампредседателя Госдумы РФ Сергея Железняка.
Вообще, и мать, и сын умеют дружить. К примеру, организовали для депутатов выездное заседание Комитета Госдумы по охране здоровья в курортной Белокурихе, потом ненавязчиво пригласили на экскурсию по «Эвалару». А для чего еще нужны друзья? Не для того ли, например, чтобы сквозь пальцы смотреть на то, что г-н Прокопьев вопреки закону продолжает заниматься бизнесом? Согласно различным интернет-ресурсам, в ООО «Фармавест» Александру Сергеевичу принадлежит 24% акций, в ООО «Аптечная сеть «Эвалар» -75% и в ОАО «Торговый дом «Эвалар» — 15% акций. Так что если бы не друзья, в принципе его вполне могли бы лишить мандата в прежней Думе. А теперь он идет, сгибаясь под грузом старых активов, еще и на новые выборы.
Известно: любого парламентария хлебом не корми, дай только что-нибудь пролоббировать (хотя именно лоббизм и снабжает избранников народа верным куском хлеба, причем особой его разновидности, вечно падающей икрой вниз). Особую пикантность ситуация приобретает, когда означенный парламентарий лоббирует коммерческие интересы не какого-то чужого дяди, а своей родной мамы.
До самого недавнего времени Александр Прокопьев, являясь членом Комитета Госдумы по охране здоровья, входил в наблюдательный совет СРО НПП БАД (саморегулируемой организации — некоммерческого партнерства «Объединение производителей БАД к пище»). И эксперты как-то начали замечать, что эта самая СРО, нападая на одни фармацевтические компании, интересы других явно защищала. Так, например, была организована массированная атака на РИА «Панда» — прямого конкурента «Эвалара».
Напомним, что в мае 2016 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) запретила продажу в России «препаратов для мужчин» — «Сеалекс форте» и «Али капс».
Любопытно, что до 2015 года СРО НПП БАД была тишайшей структурой, но резко возбудилась после того, как в состав ее учредителей вошел Pfizer, продвигающий на мировом рынке «Виагру».
Примкнул к партнерству и Bayer, тоже имеющий свои интересы в деликатной сфере эректильной дисфункции. То есть СРО охотно поддерживает не только «Эвалар», но и западных производителей. И вот вам результат: если в 2005 году в ТОП-10 производителей БАДов входило 7 отечественных компаний, то сейчас их осталось две. Российская экономика, конечно, пострадала, зато «Эвалар» благодаря алтайским законодателям с Охотного ряда стал лидером.
Не в обиде оказался и губернатор Алтайского края Александр Карлин. На словах руководитель региона ратует на совещаниях с участием Владимира Путина
за права отечественных производителей. Но на деле, как говорится, своя рубашка ближе к телу. Остается только догадываться, каких дивидендов от компании «Эвалар» стоит поддержка главой региона этой структуры и финансируемых ею народных избранников.
А по Сеньке ли шапка? В смысле, настолько ли безупречна продукция этого лидера? Да как сказать. Вот управление Роспотребнадзора по Сахалинской области, проведя анализ «Черники форте с лютеином», обнаружило в этой «чернике»… мышьяк, вряд ли способствующий улучшению зрения. Потом внимание Росптребнадзора привлек препарат «Милона-9» — якобы «средство для сердца и сосудов». Пришлось его запретить из-за пустякового побочного эффекта — ионизирующего излучения…
Множество раз на тропу войны с «Эваларом» вставала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), обвиняя и штрафуя компанию, в частности, за нарушение закона «О рекламе». Висюльки большой люстры в здании на Охотном ряду долго дрожали от возмущенных криков тогдашнего депутата, а ныне сенатора Антона Белякова: «Овесол» — выводит шлаки, препятствует образованию камней. «Эндокринол» — апофеоз! — корректирует уровень гормонов. «Тройчатка Эвалар» — о ней нам с вами каждый день рассказывают по всем телеканалам непрерывно — обладает паразитогонным эффектом, хотя доказано, что это не так. И, наконец, высший пилотаж: «Шиитаке» — профилактика онкозаболеваний. Ну, совесть есть?!».
Совесть? А зачем, если она поможет переизбраться в Госдуму ровно так же, как «Шиитаке Эвалар» — вылечить рак?
А переизбраться надо. Иначе над семейным бизнесом Прокопьевых сразу могут сгуститься тучи. Не случайно же Александр Сергеевич тихо, не прощаясь, покинул наблюдательный совет СРО НПП БАД, опасаясь угодить де юре в число «иностранных агентов». Но де факто он, увы, уже давно стал лоббистом западных производителей. Так что алтайскому избирателю есть о чем задуматься, прежде чем браться за избирательный бюллетень.