Ба-бах!

Источник
«Росатом» уронил ядерный реактор.
Мировые СМИ продолжают горячо обсуждать ЧП в Белоруссии, на атомной станции Островец Гродненской области, где при монтаже уронили атомный реактор. И если мировые СМИ задают вопросы и ищут на них ответы, департамент коммуникаций «Росатома» опять выступает в роли попугая, который знает и повторяет только одну фразу: «Все нормально»...

Но ничего нормального нет. «Упал ядерный реактор – ставьте на станции крест», – считают авторитетные ученые-ядерщики. Потому происшествие на Белорусской АЭС, как мне кажется, можно расценивать как намеренное сокрытие информации – «Росатом» молчал о падении ядерного реактора почти три недели. По всей видимости, этот случай должен наконец поставить жирную точку в пестрой биографии гендиректора государственной корпорации.

Дефолтные постановления проигнорировали

Многим атомщикам так до сих пор непонятно, как бывший полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе, не имеющий никакого отношения к ядерной физике, оказался в кресле атомного министра. Случилось это более 10 лет назад, осенью 2005 года. Тогда Сергей Кириенко занял кабинет бывшего министра Евгения Адамова, погрязшего в личном обогащении. И все это случилось, несмотря на специальные «дефолтные» постановления Совета Федерации РФ (от 15 октября 1998 г. № 447-СФ и от 19 марта 1999 г. № 113-СФ), которые могут свидетельствовать о недопустимости назначения Сергея Владиленовича на какие-либо высокие государственные посты. Напомним, именно Кириенко стоял у руля правительства во время дефолта в августе 1998 года.

В результате сегодня мы пожинаем плоды этого назначения. Загибайте пальцы: заморожена Балтийская атомная станция под Калининградом, где в землю закопали более 60 млрд бюджетных рублей. По сути, провален проект по созданию плавучей атомной станции «Академик Ломоносов», строительство которой идет почти 10 лет. Возведение ядерных объектов в Индии и Китае принесло ущерб Российской Федерации более чем в 1 млрд долларов. Видимо, недаром бывший глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин поставил на этом 300-страничном документе гриф «Секретно». Однако этот документ тщательно прочитал депутат Государственной думы РФ, доктор технических наук, ядерщик Иван Никитчук. «Наша Версия» знакома с содержанием этих бумаг, в которых явно указаны недочеты в работе Кириенко.

Аварийная ситуация сохраняется на четвертом энергоблоке Калининской АЭС в атомной Удомле. Его ввели в строй в 2011 году, и с тех пор энергоблок беспрерывно колотит и трясет. Нештатные ситуации постоянно сопровождают строительство Ленинградской АЭС-2 в Сосновом Бору. Это ли не свидетельства того, что в атомном хозяйстве дела идут неважно? Ко всему прочему инвестиционные программы «Росатома» явно завышены.

– Господин Кириенко умеет выбивать деньги, а вот их эффективного использования не видно, – уверен доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. – В программу развития атомных станций до 2030 года заложены сверхинвестиции, при которых стоимость электроэнергии для конечного потребителя увеличивается в 5 раз.

Куда Кириенко ведет атомную отрасль?

Но вернемся к ситуации на Белорусской АЭС, строительство которой ведет «Росатом». Она попала в череду скандалов не сегодня и даже не вчера. Еще осенью 2015 года ученые-атомщики прислали в редакцию «Нашей Версии» письмо о том, что «Росатом» подозрительно быстро ваяет новые ядерные реакторы. Об этом же сообщил и бывший председатель совета директоров «Атоммаша» Сергей Якунин, который рассказал, что якобы новый ядерный реактор, изготовленный для атомной станции в Белоруссии, был собран из старых комплектующих «Атоммаша».

– Прежний «Атоммаш», – рассказывал при нашей личной встрече Сергей Якунин, – мог производить в год комплектующие для восьми-девяти энергоблоков. Это было мощнейшее атомное производство! В лихие 90-е годы, когда произошло разграбление мощнейшего атомного завода, на площадках остались комплектующие примерно для 11 энергоблоков. Ко всему прочему у нового «Атоммаша» нет тех мощностей, которые были прежде. Как и где создавался якобы новый ядерный реактор для АЭС в Белоруссии? На каком станке создавался этот реактор, если для создания такого мощного агрегата нужен карусельный станок c диаметром обработки детали до 22 метров. Но этот драгоценный станок (второй такой работает у французских атомщиков, и они с него пылинки сдувают. – Ред.) был разобран на части и продан в Китай несколько лет назад. На чем «строгали» ядерный реактор для г-на Лукашенко?

Козловой кран тоже продали?

Сегодня уже известно о нескольких серьезных инцидентах на атомной строительной площадке под Гродно. МИД Литовской Республики 5 мая вручил послу Белоруссии Александру Королю ноту из-за инцидента на стройке атомной электростанции. Причиной такого шага со стороны Вильнюса стало то, что 8 апреля обрушилась часть опорной конструкции будущего здания контроля ядерной безопасности. Только после этого Министерство энергетики Белоруссии подтвердило факт нештатной ситуации. Вторая нота в связи с очередным ЧП на стройплощадке была вручена 8 июня.

– Если бы все разговоры о ЧП на АЭС были беспочвенны, то наши белорусские власти давно бы заклеймили позором тех, кто обсуждает эту тему, – говорит известный белорусский ученый-ядерщик Егор Федюшин. – И лично я уверен в том, что информация про все ЧП на атомной станции соответствует действительности. Как ставится ядерный реактор в корпус? Сначала строится здание, в котором должен стоять реактор, но передняя стенка при этом отсутствует. Рядом делаются подкранные пути и монтируется козловой кран высотой 80 метров. Кран, передвигающийся по установленным на бетонных фундаментах рельсам, при перемещении корпуса реактора должен состыковаться с внутренними рельсами. Эта процедура несложная, если все делать по инструкции. Но в Островце при проведении такелажных работ использовали скорее всего нестандартный кран. И еще строители очень спешили. Вот и насмешили людей.

Бандероль для Кириенко

Но самое тревожное – это информация, поступающая от независимых ученых-ядерщиков о качестве корпуса ядерного реактора.

– Реактор – это очень сложная конструкция, – говорит Егор Федюшин. – И я думаю, что этот корпус нужно отправлять назад, в Волгодонск, на завод-изготовитель. На этом реакторе опыта работы нет, тем более он изготовлен на новом производстве. Сами понимаете, что такое новое производство (вспомним письмо ученых-ядерщиков в «Нашу Версию» и вопросы Сергея Якунина о карусельном станке. – Ред.).

– Потом, ядерный реактор типа ВВЭР-1200, который будет установлен и на Белорусской АЭС, еще как следует не проверен в деле, – продолжает наш разговор доктор технических наук атомщик Игорь Острецов. – ВВЭР-1200 запущен пока только на шестом блоке Нововоронежской АЭС. Референтным же является реактор, не только построенный, но и многократно испытанный. Это значит, что новый ядерный реактор должны не только построить, но и проверить в работе, а уже потом, убедившись в его надежности, предлагать в другие страны, в том числе белорусам. В промышленную эксплуатацию энергоблок № 6 на Нововоронежской АЭС ориентировочно будет принят в конце 2016 года после освоения 100% мощности и проведения сдаточных испытаний.

То есть упавший ядерный реактор следовало бы отправить бандеролью на почтовый адрес главы «Росатома» Сергея Кириенко.

– Упал реактор – ставьте крест, – твердо уверен доктор технических наук, профессор из Минска Георгий Лепин. – Отношение к корпусу реактора должно быть очень серьезным: его нельзя ударять. Даже и перевозят ядерный реактор в специальной упаковке. А тут вдруг корпус падает! Уму непостижимо!

Еще вопросы есть? Так есть ли свет в конце этого атомного мрачного тоннеля?

Справка

Из государственного бюджета на развитие отечественной атомной энергетики планируется выделить в ближайшее время около 1 трлн рублей. Для сравнения: атомная подводная лодка проекта 955 «Борей» стоит 26 млрд рублей. Новая станция метро длиной 200 метров обходится в 4 млрд рублей. Новый мусоросжигательный завод стоит 700 млн рублей. Один детский дом можно построить за 7 млн рублей. Новая областная больница в Архангельске с 16 операционными, с ожоговым центром обошлась государству в 1 млрд 651 млн рублей.
Персоны Компании
Экс-генерала ФСБ могут назначить в АСВ
Бывший руководитель Службы экономической безопасности ФСБ Виктор Воронин может устроиться на работу в Агентство по страхованию вкладов.
Уральский партнер «Росатома» попал под уголовку
Сотрудники УЭБ и ПК по Свердловской области накануне провели выемку документов в МУП «Технодом», долги которого перед партнерами превысили 240 млн.
Единороссы «объединили» финансы страны?
«Единая Россия» выстроила систему, где финансирующие ее компании впоследствии получали незаконные госконтракты. Нарушения достигают миллиардов рублей.
Сергей Митин «поплатится» за «решальщика»?
После суда над экс-вице-губернатором Новгородской области Виктором Нечаевым силовики примутся за главу региона?
Леонид Меламед: талант со связями
Дело Леонида Меламеда как зеркало нравов российского бизнеса.
Задержан губернатор Кировской области Никита Белых
при получении взятки в размере €400 тыс., утверждает СКР.
«Юрьев день» Трутнева?
Вице-премьера правительства РФ «сливает» федеральный центр.
Несырьевые амбиции: почему сын президента «Евраза» предпочел металлам венчурные инвестиции
Александр Фролов не пошел по стопам своего отца и предпочел российским металлам и углю международные стартапы и онлайн-сервисы. Что уже удалось сделать Фролову-младшему?
Высшая лига: кем мечтает стать Алексей Хотин
Бизнес-успехи Хотина конкуренты часто объясняют умением выстраивать отношения с влиятельными людьми. Одним из его хороших знакомых называют Бориса Грызлова.
«Ростех»: успех за счет бюджета
Что может и чего не может государственная корпорация.
Египетская весна: как Россия и Египет договорились о восстановлении отношений
Отношения между двумя странами стремительно теплеют. Впрочем, настоящего конфликта между ними и не было.
«Роскосмос» создаст собственного страхового брокера
Новая структура возьмет на себя все вопросы страхования предприятий ракетно-космической отрасли.
Расследование РБК: на что живет церковь
Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы — есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет.
Енисей для Хотиных: бизнесмены претендуют на компанию сына главы «Росатома»
Владельцы «Горбушкина двора» Юрий и Алексей Хотины могут купить нефтяную компанию «Енисей» за $400 млн.
«Не звездные дети»: что известно о Катерине Тихоновой
Владимир Путин не стал отрицать, что Катерина Тихонова его дочь. Как выяснил РБК, фонд Тихоновой, в чьем попечительском совете — крупнейшие госкомпании, участвует в проекте создания «долины МГУ» с бюджетом $1,6 млрд.
Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Мечта построить собственную яхту привела предпринимателя Андрея Бойцова к созданию дизайн-центра по композитным материалам, выручка которого в 2015 году составила около 12 млн руб.
Цианистый калий провели по шпионской статье
Глава Института реакторных материалов получил три года условно.
Турецкий гамбит ЛУКОЙЛа
Как кризис в отношениях с Анкарой ударит по бизнесу Алекперова?