Доводы защиты о том, что бизнес-тренеру инкриминируется совершение преступления в сфере предпринимательской деятельности, по которому арест не предусмотрен, Мосгорсуд не принял. Как выяснилось, в ближайшее время число инкриминируемых ему эпизодов мошенничества может вырасти до 40.
Бизнес-тренеру Аязу Шабутдинову могут в ближайшее время предъявить обвинение по еще 25 новым эпизодам мошенничества. Если это произойдет, то количество потерпевших, которое в настоящее время насчитывает 15 человек, может возрасти до 40. Это выяснилось после заседания Мосгорсуда, который рассмотрел апелляцию на продление ареста «коуча». В ходе него защита настаивала на предпринимательском характере действий фигуранта и переводе его под домашний арест, но суд просьбу отклонил.
Поддержать основателя «Лайк центра» Аяза Шабутдинова в Мосгорсуд пришли около трех десятков молодых людей. Однако зал вместил лишь часть слушателей, остальных отправили на трансляцию в соседний зал. Сам обвиняемый участвовал в заседании Мосгорсуда по видео-конференц-связи из «Бутырки». Команда его защитников претерпела изменения: Никиту Апаликова и Татьяну Пашкевич сменил Дмитрий Григориади, который составил компанию Калою Ахильгову.
Залог на усмотрение суда
Оба защитника просили отменить решение Таганского суда столицы, который 12 декабря 2023 года продлил срок нахождения Шабутдинова в СИЗО еще на два месяца, до 16 февраля. Тогда адвокаты просили освободить обвиняемого под залог в 50 млн рублей или перевести под домашний арест. На том же продолжали настаивать защитники и теперь, делая упор на то, что фигурант обвиняется в совершении преступления в сфере предпринимательской деятельности, а статья 108 УПК запрещает заключать в СИЗО людей по такой категории дел. Правда, теперь адвокаты не называли конкретную сумму залога, сказав, что защитники и близкие арестованного готовы внести любую сумму, которую определит суд. До этого, в ноябре, защита предлагала залог в 15 млн рублей.
Таганский суд заключил бизнес-тренера Аяза Шабутдинова в СИЗО 4 ноября 2023 года. Ему инкриминировали мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при продаже курсов, тренингов и вебинаров, результатом которых должен был стать успешный бизнес и гарантированный сверхдоход для тех, кто их прошел. Первоначально потерпевшими по делу были признаны восемь человек. Эти люди, заплатившие за обучение от 100 тысяч до 1,9 млн рублей, обещанный результат не получили. В декабре следственная часть следственного управления УВД по ЦАО Москвы предъявила Шабутдинову обвинение по 15 эпизодам афер. Свою вину он не признал.
Оказание услуг и предпринимательство
«Следствие пишет, что это не предпринимательство, но не указывает почему, в деле нет никакого пояснения. Нам искреннее непонятно, почему это не предпринимательство, — заявил на заседании Мосгорсуда Дмитрий Григориади. — Если договорные отношения в сфере предоставления услуг — это не предпринимательство, что тогда предпринимательство?» Он отметил, что ООО «Лайк центр» Аяза Шабутдинова не являлось компанией-однодневкой и существует много лет. Более того, по словам защитника, курсы бизнес-тренера были одобрены Минэкономразвития и осуществлялись на основании лицензии, в том числе выданной министерством образования.
«Мы искренне не понимаем, в чем тут состав преступления», — настаивал адвокат. Он уверял, что его клиент не препятствовал и не препятствует следствию и сотрудничает с ним, давая показания. По его мнению, продляя Шабутдинову арест, районная инстанция не оценила положительные характеристики бизнесмена, а также не дала оценку тому факту, что он является отцом двух малолетних детей.
Вопросы обвиняемого
Сам арестованный заявил, что за девять лет существования организации ее услуги оплатили более 50 тысяч человек. «Мы несколько лет являлись резидентами «Сколково». Наши бизнес-программы входили в пересечь рекомендуемых Минэкономразвития России. Мне странно, почему наш девятилетний труд и даже премия «Предприниматель года» вдруг перестали быть предпринимательской деятельностью, — возмутился Шабутдинов. — Наш бизнес продолжает работать, мы продолжаем исполнять обязанности перед клиентами. При этом следствие указывает, что это не предпринимательская деятельность. Что за дела?»
Он просил перевести его под домашний арест, указав, что у следствия есть технические возможности проследить, чтобы он «никуда не сбежал, не оказывал давления на свидетелей и потерпевших и сидел без связи».
В свою очередь, представитель прокуратуры сочла решение о продлении ареста фигуранту законным и обоснованным, а выводы суда «мотивированными» и просила оставить его в силе. «Доводы о том, что инкриминируемые преступления были совершены в сфере предпринимательской деятельности, были проверены», — коротко выступила прокурор.
Новые потерпевшие
В ожидании решения Аяз Шабутдинов делился новостями тюремного быта и рассказывал, как играет с сокамерниками в нарды, читает книги и мечтает о том, что в СИЗО скоро откроют спортзал.
Для того чтобы принять решение, судье Нине Шараповой потребовалось десять минут. Выйдя из совещательной комнаты, она отклонила жалобу защиты. Адвокаты обещали обжаловать принятое решение в кассации.
Покидая суд, Калой Ахильгов рассказал, что после того, как следствие в декабре 2023 года предъявило Шабутдинову обвинение по 15 эпизодам, теперь оно обещает увеличить объем обвинения до 40. «Мы этому не удивлены и к этому готовы», — сказал защитник. При этом он отметил, что, несмотря на то что следствие арестовало личные счета его подзащитного, арестовывать счета «Лайк центра» оно не стало.
По данным СМИ, среди потенциальных потерпевших по делу Шабутдинова находится 36-летняяя владелица студии вокала, которая заплатила 330 тысяч рублей за обучающие курсы, но прервала обучение, решив, что их преподаватели некомпетентны. Деньги ей вернуть отказались.