Российское авторское общество (РАО) вновь оказалось в центре финансово-криминального скандала. Руководство общества говорит о попытке рейдерского захвата, а МВД расследует махинации, в результате которых московская недвижимость, приобретенная РАО, оказалась у третьих лиц.
Волосы дыбом
Несколько дней назад федеральные СМИ сообщили: деятельность Российского авторского общества парализована, его счета заблокированы правоохранителями, а авторы не получают своих денег. Всему виной - дело о хищениях в РАО, расследуемое с августа нынешнего года. Именно в рамках данного следствия и были заблокированы счета организации.
Член РАО, композитор и продюсер Игорь Матвиенко пояснил: речь идет о хищениях на сумму порядка миллиарда рублей. Он оценил ситуацию как критическую - по его словам, авторы сейчас вообще не получают деньги. В связи с чем и предложил совету по культуре при председателе Госдумы создать рабочую группу, которая бы занялась справедливым распределением авторских вознаграждений. Что же до самого общества, то оно, по словам Игоря Матвиенко, не работает «по причине междоусобных войн».
«Всех членов авторского совета, в который я входил, вызывают в соответствующие органы давать показания, и дело сейчас передается в прокуратуру», — цитирует композитора РИА «Новости». Продюсер группы «Любэ» также добавил, что от размеров хищений «у него волосы встали дыбом, когда он посмотрел документы».
Слухи врут?
Впрочем, в руководстве РАО заверили, что слухи врут, счета работают, авторское вознаграждение собирается, распределяется и выплачивается в обычном режиме, а об уголовном деле в отношении общества и о передаче его в прокуратуру им ничего не известно. Не поступало и запросов от правоохранительных органов о вхождении в состав лиц, осуществляющих проверку РАО, и в Минкультуры, осуществляющем государственный контроль за деятельностью РАО.
Судя по всему, озвученные г-ном Игорем Матвиенко факты стали неожиданностью и для нескольких членов авторского совета РАО. Так, хореограф Наталья Касаткина и вице-президент авторского совета Александр Клевицкий заявили, что впервые слышат про арест счетов и будут выяснять, что происходит.
С благородной целью
Тех, кто следит за темой РАО в федеральных СМИ, новости об уголовных делах и заблокированных счетах вряд ли удивят. А читатели «Нашей версии» наверняка помнят материал на нашем сайте, посвященный непрозрачности в сфере авторских отчислений.
РАО существует с 1993 года и создано было с вполне благородной целью - для сбора отчислений за исполнение произведений и передачи их авторам. Причем все эти годы РАО действовало как некоммерческая организация. Что, впрочем, не мешало ему попадать в эпицентр разнообразных коммерческих скандалов, связанных с распределением сборов за использование авторских работ, покупкой электроники и носителей информации. Не менее регулярно возникали на протяжении последних лет и скандалы по поводу сомнительной практики выплат авторских.
Глава РАО Сергей Федотов был одним из самых активных действующих лиц в нашумевшей истории с попыткой введения глобальной лицензии на интеллектуальную собственность для всех пользователей интернета в России. После провала «налога на интернет» деятельность РАО и Федотова привлекла внимание СМИ, которые не могли обойти вниманием достаточно напористых лоббистов одиозной затеи. А в конце лета этого года общество «попало», что называется, по-крупному: за него взялось Главное управление МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции, начавшее начало проверку деятельности общества.
«Дело о 557 миллионах рублей»
В фокусе внимания силовиков оказалось возможное хищение авторских вознаграждений через покупку недвижимости на общую сумму свыше 500 миллионов рублей. Следствие заинтересовалось, как так вышло, что купленные за счет средств РАО многочисленные объекты недвижимости оказались в руках частных лиц. Следователи заподозрили, что таким образом из общества просто выводились деньги, недополученные авторами, для выплаты вознаграждения которым и создавалось РАО. На юридическом языке это называется «хищение средств авторского вознаграждения через приобретение и последующий вывод через подставные фирмы объектов недвижимости».
Что же это за недвижимость? Речь идет о приобретенных РАО в 2007–2011 годах четырех московских зданиях общей площадью более 2 тыс. кв.м.: двух на Бутырском валу, одном на Шелепихинской набережной и еще одном - в Самотечном переулке. Позже все эти здания будут внесены в уставной капитал учрежденного РАО закрытого акционерного общества «Сервисно-эксплуатационная компания» (ЗАО «СЭК»). Распутывая цепочку до конца, правоохранители узнали, что на следующем этапе вывода средств ЗАО «СЭК» учредило три компании («УК «Медиа М», «Музыкальный Олимп», «Медиа менеджмент»), в уставной капитал которых попала недвижимость с Самотечного переулка и Бутырского вала. В конце концов, по данным следствия, эти помещения достались третьим лицам (компаниям «Сибирь-лизинг» и «Росавтотранс» и Эвелине Николаевне Оськиной). А три из четырех «дочек» РАО после перевода на их баланс имущества на сумму 557 млн рублей были благополучно ликвидированы.
Влиятельные люди
У должностных лиц РАО своя версия происходящего. Глава общества Сергей Федотов в одном из сентябрьских интервью мотивировал манипуляции с недвижимостью тем, что «со временем стало понятно - целесообразнее продать эти помещения, а вырученные средства использовать в тех направлениях, которые нам необходимо совершенствовать», а именно в наукоемкие и современные технологии, связанные с IT.
Что же до остального, то РАО, по версии его руководства, стало жертвой интриг неких неназванных «влиятельных людей», поставивших своей целью его ликвидацию: «В последнее время оппоненты поменяли тактику и бьют по всей системе охраны авторских прав в целом, чтобы уничтожить ее. Утверждается, что существующий в нашей стране институт коллективного управления и охраны авторских прав порочен, что все мы нечистые на руку люди и что вообще всю систему надо срочно менять. Не так давно появился законопроект Минкомсвязи, который предлагает лишить РАО всех полномочий, которыми его наделило государство».
Интересно, что фамилии этих самых «влиятельных людей» Сергей Федотов назвать отказался. Однако если сопоставить факты с многозначительными намеками руководства РАО и учесть интерес, проявленный МВД к хищениям в обществе, то возникает впечатление, что в «рейдерстве» глава РАО обвиняет именно силовиков.
Зачем нужен Maybach хранителю авторских прав?
Впрочем, если копнуть глубже, выяснится, что и без анонимных внешних «доброжелателей» внутри самого РАО материала для интриг более чем достаточно. Так, летом этого года всплыла информация о том, что глава РАО Сергей Федотов владеет замком в Шотландии стоимостью около миллиона фунтов стерлингов. Федотов покупку подтвердил, однако отказался отчитываться о своих доходах.
Уже в начале осени, отбиваясь от обвинений в адрес РАО в финансовой непрозрачности, г-ну Федотову пришлось пояснять, зачем хранителям авторских прав в своем гараже дорогие авто экстра-класса - Bentley, Maybach 57 S (стоимостью около 8 млн руб.), Mercedes S600L, 2007 года и другие. Федотов также заявил, что «большую часть отчислений, которые получаем от авторов, мы тратим на содержание аппарата РАО. Зарплаты у нас далеко не космические».
Вопрос, можно ли на зарплату руководителя (по его собственному признанию) небольшой организации в размере 200 тысяч рублей плюс персональная надбавка в размере оклада приобрести замок в Шотландии, можно считать риторическим.
«Подсидеть» шефа
Позже в прессе появится информация, что за утечкой о замке мог стоять заместитель Сергея Федотова по обществу Андрей Кричевский, о котором также писала «Наша версия». Высказывались предположения, что именно Кричевский мог быть одним из заказчиков диффамационной кампании против Федотова. Будто бы он хотел «подсидеть» шефа в его должности, одновременно продвигая скандальную идею объединения трех самых крупных авторских обществ страны - ВОИС, РАО и РСП, в единый профсоюз.
В связи с этим в адрес Андрея Кричевского звучали обвинения в рейдерстве, в намерении поставить под свой контроль целый холдинг из структур, связанных с защитой авторских прав.
«Речь может идти, по всей видимости, о выводе активов из тех или иных подразделений, о каких-то сложных схемах по начислению авторских гонораров», - говорил тогда член Общественной палаты, вице-президент Молодежного союза юристов РФ Артем Кирьянов.
Поскольку на кону стояли миллиарды, идея предсказуемо провалилась, создание профсоюза было признано нелигитимным, а на самого Кричевского даже было совершено покушение. Которое, правда, кое-кто посчитал инсценировкой самого замглавы РАО. В итоге рейдерской деятельностью Андрея Кричевского заинтересовались силовики и антикоррупционный комитет Госдумы.
Что же до его начальника по РАО Сергея Федотова, то, как пишут в интернете, он, вероятно, уехал из страны и до сих пор не вернулся. А между тем, в офис аффилированной с РАО организации – ВОИС, будто бы приходил ОМОН.
Сейчас проблемы РАО вышли на принципиально новый уровень: дело о хищении такого масштаба сложно замять. И уже не столь важно, кто поднес фитиль к пороховой бочке, и что послужило катализатором. То ли «междоусобные интриги» в самом обществе, то ли желание неизвестных лиц его ликвидировать, то ли банальная человеческая жадность, достигшая критического размаха, когда воровство уже невозможно скрыть.