Российский автогонщик Константин Жильцов сменил гражданство ради участия в соревнованиях. Спортсмен в интервью «Матч ТВ» заявил, что получил паспорт Израиля, чтобы его допустили до ралли «Дакар». Заезд с этого года стал этапом чемпионата мира под эгидой Международной федерации автоспорта. Требования организации, по словам Жильцова, вынудили его поменять страну, под флагом которой он будет выступать.
Сегодня же другой российский автогонщик Сергей Карякин заявил, что его отказываются допускать до «Дакара», пока он документально не осудит спецоперацию, проводимую вооруженными силами РФ на территории Украины. В марте уральский спортсмен участвовал в автопробеге в Екатеринбурге в поддержку российской армии.
Комментирует ведущий телеканала «Авто плюс» Павел Федоров:
«Карякин, действительно, герой многих простых ребят, кто следил за его командой, за тем, как они преодолевали трудности. Сейчас он вышел на совершенно другой уровень. Что касается Константина Жильцова, это настоящий профессионал, человек, который живет ралли-рейдами очень давно, он выступал с самыми именитыми пилотами. И он просто поступил честно, достаточно откровенно, не выражая никаких позиций, сделал все для того, чтобы выступать в своем любимом виде спорта».
Международная федерация автоспорта ввела ограничения против российских и белорусских автогонщиков в марте. Они могут выступать в нейтральном статусе, но для этого им нельзя публично, в том числе через соцсети, демонстрировать какие-либо национальные символы, цвета или флаги. Кроме того, спортсменам из России и Белоруссии запрещается изображать символику на форме и машинах, а также исполнять национальные гимны своих стран. Появились в документах на участие и слова о спецоперации.
В новых реалиях не исключено, что и некоторые другие гонщики сменят гражданство, говорит редактор отдела «Автоспорт» портала Championat.com Евгений Кустов:
— Среди российских пилотов разные взгляды насчет того, насколько опасен, насколько страшен этот документ, и в зависимости от этого и, может быть, от гоночной серии, кто-то подписывает, кто-то нет. Но, например, в «Формуле-3» Александр Смоляр провел весь сезон, он выступал под нейтральным флагом — и когда-то подписал этот документ. А что касается всех остальных наших пилотов, то, по-моему, они выступают под лицензиями других стран, ну, из тех, кто выступает в Европе, и, соответственно, перед ними не вставал вопрос, надо подписывать такую лицензию или нет. В испанской «Формуле-4» Кирилл Смаль выступает с лицензией Киргизии, россиянин Роберт Шварцман, пилот «Феррари» — и он в этом году проведет две практики в рамках уик-энда «Формула-1», он это будет делать под израильской лицензией.
— Жильцов еще говорит, что те, кто поменяют гражданство, не будут восприниматься как изгои в России. В отечественном автоспорте сейчас действительно нет давления на спортсменов из-за этого?
— Я думаю — да, отчасти потому, что не настолько у нас популярны гонки и не настолько, может быть, большая аудитория болельщиков. Или, может быть, болельщиков достаточно много, но недостаточно за ними следят условные депутаты или еще какие-то властные структуры, чтобы остро реагировать на то, что кто-то решит выступить под флагом другой страны. Чем моложе пилот, тем важнее для него выступать под какой бы то ни было лицензией, если он пропустит год-три, он просто закончится как гонщик, особенно если мы говорим о выступлениях в кольцевых автогонках. В ралли-рейдах можно взять паузу на два-пять лет, как тот же Карякин, и потом восстановить навыки. А если в «Формулах» не выступать несколько лет, то ты просто как гонщик закончишься.