Авиамаршрут в Голландию усыпан цветами

Источник
Конфликт ABC и KLM может быть связан с переделом цветочного рынка.
Конфликт авиационных властей РФ и Нидерландов вокруг сокращения числа рейсов российской грузовой AirBridgeCargo (ABC) в аэропорту Амстердама Схипхол получил развитие. Несмотря на заверения Минтранса, что стороны достигли договоренностей, источники профильных зарубежных изданий утверждают: голландская сторона не готова идти на уступки. По сведениям “Ъ”, одной из причин конфликта может быть передел рынка поставок цветов, оценивающийся в сотни миллионов евро.

Голландская авиакомпания KLM и российский грузовой авиаперевозчик AirBridgeCargo достигли «принципиальной договоренности» о восстановлении его полетов в Амстердам в полном запрошенном объеме, сообщил Минтранс. В сообщении министерства поясняется: в результате двухдневных переговоров KLM и ABC «заключили соглашение о сотрудничестве», и «вопрос урегулирован». Разрешение на полеты KLM выдано до конца зимнего сезона. Но «сторонам еще предстоит уточнить ряд технических деталей совместного взаимодействия». Авиавласти двух стран «продолжат совместную работу, чтобы избежать возникновения подобных ситуаций в будущем», отметили в Минтрансе.

Во вторник стало известно, что российские авиавласти рассматривают возможность закрыть воздушное пространство для нидерландской KLM в ответ на отказ аэропорта Амстердама Схипхол предоставить ABC слоты (промежуток времени, в который самолет может совершить взлет или посадку в аэропорту) для выполнения рейсов. В результате ABC пришлось сократить число рейсов в Схипхол с 23 до 10 в неделю и выполнять часть полетов из аэропорта Льежа. Причиной конфликта стал резкий рост грузовых перевозок через Схипхол. В результате руководство аэропорта ввело жесткие условия работы: 80% рейсов шесть дней в неделю должны выполняться в Схипхол строго по расписанию. В противном случае слоты должны считаться неиспользованными и могут передаваться другим (см. “Ъ” от 1 ноября).

Но сама KLM пока не может подтвердить наличие договоренности с ABC по объему полетов в Схипхол, сообщил ТАСС официальный представитель авиакомпании Бастиан Вервей. Перевозчик сможет прокомментировать ситуацию, «только когда стороны придут к какому-либо решению».

Источник британского профильного издания The Loadstar заявил, что «речь не может идти о каких-либо договоренностях, поскольку KLM не отдаст свои слоты». Собеседник издания добавил, что KLM может отдать часть слотов на посадку ABC в Схипхоле, но лишь на ограниченный срок, поскольку «российская сторона оказывает серьезное давление». Источник The Loadstar подчеркнул, что «российская тактика переговоров, по которой другая сторона обязана подчиняться ее условиям и предоставлять требуемое, непродуктивная, когда речь идет о принятии местных директив для грузовых перевозок».

В августе профсоюзы и бизнес-ассоциации Нидерландов Evofenedex TLN и Air Cargo предложили внедрить «местную директиву», по которой неиспользованные слоты пассажирских авиакомпаний приоритетно отдаются грузовым. Но KLM пока не проголосовала по этому вопросу. «В случае положительного решения получится, что голландский перевозчик оказался заложником ситуации»,— резюмирует источник The Loadstar.

Впрочем, по сведениям “Ъ”, разразившийся конфликт может быть связан с переделом рынка поставок цветов, оценивающегося в сотни миллионов евро. «Уход из Схипхола автоматически означает потерю позиций на этом рынке, а значит, серьезной части доходов»,— говорит один из собеседников “Ъ” в отрасли.

По подсчетам основателя ГК «Белая дача» Виктора Семенова, сегодня около 80% российского рынка срезанных цветов приходится на импорт.
«Голландия входит в топ-5 поставщиков, их цветы отличают наиболее широкий ассортимент и качество. В случае каких-либо ограничений заместить часть позиций на российском рынке будет очень сложно. Основные трудности будут с тюльпанами, главным импортеров которых остается именно Голландия»,— рассуждает он. В денежном выражении годовой объем российского рынка срезанных цветов оценивается в 130–170 млрд руб., подсчитал управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.