Правительство РФ совместно с Центробанком, Счетной палатой и депутатами профильного комитета Госдумы готовит поправки в федеральный закон «Об аудиторской деятельности», вводящие ответственность ревизоров за сокрытие информации о нарушениях, выявленных в ходе аудита. Об этом «Известиям» сообщил источник в правительстве. В комитете нижней палаты парламента по бюджету подтвердили данную информацию.
— Данные поправки разрабатываются по поручению президента и будут внесены в Государственную думу в осеннюю сессию, — говорит собеседник издания в правительстве.
Изменения направлены на то, чтобы обязать аудиторов информировать правоохранительные органы о фактах коррупции и экономических преступлений, которые они выявили в ходе своей работы. За невыполнение новой нормы аудитор и также организация, которую он представляет, могут быть лишены лицензии на ведение профессиональной деятельности.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Сердюк подтвердил «Известиям» информацию о готовящихся поправках в закон «Об аудиторской деятельности», однако считает, что новая норма может стать механизмом подсиживания и поклепа в отношении аудиторов. Уже сейчас — на стадии подготовки этого законопроекта — у него появилось множество противников, которые видят в нем угрозу для функционирования рынка аудиторских услуг в стране.
— Боюсь, эта норма вызовет эффект, обратный задуманному, и приведет нас к еще более коррупционной ситуации в этой отрасли. Аудиторов за неисполнение данной нормы хотят лишать лицензий, и они начнут бояться. Постоянная опасность того, что даже маленькая ошибка может быть воспринята как совершенная намеренно, приведет к тому, что предприниматели будут жить в страхе перед правоохранительными органами, — считает он. — В итоге предприниматели будут выбирать не честных профессиональных аудиторов, а тех, с которыми легче договориться. Кроме того, над вторыми тоже стоит сила из малооплачиваемых и непрофессиональных налоговиков, которые в споре зачастую неправы.
Для того чтобы эффективно решать проблемы с коррупцией и экономическими преступлениями, по мнению депутата Сердюка, России нужно обратить внимание на иностранный опыт.
— Нужно создавать институт репутации, мотивировать, ставить во главу угла честь и достоинство и, конечно же, использовать чаще практику работы над ошибками, нежели кнута и тюрьмы. Например, в крупных компаниях США, если аудиторы выявляют такую ошибку, они сигнализируют не в федеральный центр, а в специальную службу внутри своей компании, где тут же проводят работу над ошибками и устраняют их, — рассказал депутат. — Есть страны, такие как Германия, где 50% преступлений раскрываются «по сигналу», но у нас другая ментальность и слишком высокий процент коррупции, так что у нас это будет работать с точностью до наоборот.
Довольно скептически новую норму об ответственности аудиторов восприняли и в сообществе борцов с коррупцией.
— Эта на первый взгляд благородная инициатива внесет большую путаницу и принесет только вред бизнесу. Аудиторы — это тоже предприниматели, и решением проблемы для них станет интеграция в предпринимательскую среду, в которой они сами станут отвечать перед своей же братией, — считает эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков. — Внутриотраслевые отношения подразумевают вывод чистой репутации на первый план. Без работы остаться никто не захочет, поэтому они сами будут заинтересованы в честной игре.
Руководитель Антикоррупционного комитета Московской области Сергей Королев тоже видит угрозы работе аудиторов в новой норме, однако допускает возможность, что данная норма может принести и позитивные плоды при грамотном изменении закона.
— Такая инициатива требует тщательной проработки и обязательного обсуждения с профессиональным сообществом аудиторов. Она не должна затронуть какие-то аспекты информации, имеющие отношение к коммерческой тайне, или приниматься в неправильном контексте, — сказал Королев. — Это не должно стать еще одним инструментом давления на бизнес. Если удастся все это соблюсти, то, возможно, такое нововведение и сможет сослужить пользу.
Председатель Межрегионального профессионального союза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков винит в нововведениях международные документы, подписанные в период российского председательства в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). По его мнению, за волной отзыва лицензий у российских банков может пройти волна отзывов лицензий у аудиторских компаний.
— Я категорически против изменения закона. От введения этой нормы теряется сама суть аудита, исчезает понятие аудиторской тайны, на котором и базируется весь процесс предоставления аудиторских услуг, — заметил Блинков. — Это разрушит отрасль и отвернет бизнесменов от сотрудничества с ее представителями.
С введением новой нормы в законе «Об аудиторской деятельности» действительно придется отменять ст. 9 «Аудиторская тайна», которая налагает запрет на разглашение информации, полученной при аудиторской проверке. Как в большинстве своем считают эксперты, новая норма способна значительно изменить современный облик рынка аудиторских услуг России, на котором сейчас действуют сотни компаний, наиболее успешные из которых получают совокупную годовую выручку в миллиарды рублей.