Уголовное дело о мошенничестве при строительстве для Минобороны аэродромов и других военных объектов в Арктике затронуло правоохранительные верхи Петербурга. Афера на сотни миллионов от петербургского подрядчика – ООО «Ас-Инжениринг» привела контрразведку в ГСУ ГУ МВД. Смартфон подозреваемого указывает на полковника юстиции Наталью Морозову. Для силовиков и бизнесменов города это событие во всех отношениях.
Андрея Пантелеева, генерального директора и владельца петербургского ООО «Ас-Инжениринг», оперативники Службы экономической безопасности петербургского УФСБ задержали 29 сентября на Финляндском вокзале в зоне паспортного контроля, перед посадкой на «Аллегро» с билетом до финской Тиккурилы. Ему предъявили обвинение в особом мошенничестве с госконтрактом на строительство оборонных объектов в Арктике и вечером 30 сентября доставили в Калининский районный суд с ходатайством об аресте. Подробнее об истории сооружения военных баз за Полярным кругом читайте в нашем материале. Главная фамилия, прозвучавшая в зале, была не Пантелеев.
Начало заседания предвещало рутину. Сумма предположительно похищенного и задержание на пороге границы не давали серьезных шансов на подписку или домашний арест.
Следователь обозначил дежурные основания для столь строгой меры пресечения: Пантелеев может продолжить заниматься преступной деятельностью, может скрыться и повлиять на свидетелей – своих подчиненных. Похищенные деньги не найдены, подозреваемый пытался покинуть Родину.
И вдруг.
«Пантелеев имеет обширные связи с сотрудниками правоохранительных органов, от которых получал сведения о ходе расследования, – монотонно читал следователь, – уголовное дело о мошенничестве было возбуждено 16 сентября, Пантелеев в тот же день узнал о возбуждении дела, ему также стали известны фамилии оперативных сотрудников СЭБ ФСБ, осуществляющих оперативное сопровождение дела. Пантелеев неоднократно интересовался у своих знакомых из числа сотрудников правоохранительных органов данными свидетелей и впоследствии угрожал им».
Напрашивался вопрос о конкретике. И фамилия прозвучала. Следователь предъявил результаты осмотра смартфона Пантелеева, в котором была обнаружена переписка, ставящая крест на большой карьере:
«26 сентября 2016 года его близкая связь начальник 4 отдела Главного следственного управления ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Морозова сообщила ему, что в скором времени у него произойдет обыск. Благодаря этой информации Пантелеев 29 сентября попытался скрыться в Финляндии, но был задержан».
Примерно в то же время, когда следователь ФСБ в зале суда назвал фамилию полковника юстиции Натальи Морозовой, в Главном следственном управлении ГУ МВД, на Лиговском, 145, в кабинет начальника ГСУ зашли сотрудники 3 отдела СЭБ УФСБ, занимающегося оргпреступностью. Поговорив, объяснив, предъявив постановление, они обыскали кабинет начальника 4 отдела. То помещение, которым восхищались и ненавидели многие в нашем городе.
Сразу заметим, сама Морозова находится на больничном. Она не видела этот позор.
В зале Калининского суда все закончилось без сюрпризов. Оценив доводы сторон, судья Дмитрий Сивенков ходатайство следствия удовлетворил и отправил Пантелеева в следственный изолятор на два месяца.
На Лиговском, 145, насколько известно «Фонтанке», тоже не последовало сенсаций, если не считать необычно большого количества банковских карт, найденных в знаменитом кабинете Морозовой. Сейчас следственные мероприятия продолжаются у нее на квартире и в загородном доме.
Дело «Ас-Инжениринг» обещает громкие сюрпризы, но сегодня в правоохранительном сообществе говорят не о нем. Персоны директора ООО Андрея Пантелеева и начальника 4 отдела ГСУ Натальи Морозовой по масштабу и влиянию не сравнимы.
В силовом мире Петербурга есть десяток персон, от кого зависят все тактические вопросы современности. Формально, это лица среднего уровня. Фактически, они и есть самые опасные и влиятельные. Последнее полугодие в рейтинге, который лишь один раз провела «Фонтанка», и где мы упомянули Морозову, она стояла первой. Прежде, чем предсказывать закат даже не ее карьеры, а эпохи, все-таки нужно похвалить.
Начальник отдела Главного следственного управления ГУ МВД Морозова считается самой профессиональной, работоспособной, наступательной. В производстве ее подчиненных десятки экономически запутанных и финансово емких дел по незаконной банковской деятельности, незаконному возврату НДС, где счет идет на миллиарды. Кстати, тома по скандальному банку «Таврический» – там же. К ней в прямом смысле оперативники стоят в очередь, так как с ней они работают, а не мучаются. Ее ближайшие партнеры – «банковские» отделы Управления экономической безопасности ГУ МВД и Службы экономической безопасности УФСБ. Естественно, что Наталью Морозову знают все уважающие себя крупные бизнесмены Петербурга. От банкиров до обнальщиков.
Можно еще написать хвалебное, но читатель правильно делает, что ждет, когда мы покажем другую сторону медали. Сразу заметим, что если бы сегодня, 30 сентября, с ней не случилось то, что случилось, ее бы все равно «ушли».
По информации «Фонтанки», еще месяц назад начальником ГУ МВД Сергеем Умновым и начальником ГСУ ГУ МВД Александром Романовым было принято решение о реорганизации следствия и как результат – вывод ее за штат. Так что вряд ли сегодня, когда в городе находится министр МВД Владимир Колокольцев, это событие считается негативным.
Тучи над ней появились не из-за интриг, а благодаря ей самой. Говорят, она посчитала себя таким уровнем, что принимает решения и лишь потом уведомляет о них верха. К тому же все были уверены, что ее связи с ФСБ столь прочные (почти легендарные), что ее не позволят трогать. Последнее же время ее коллеги буквально открыто стали говорить, мол, надо быть скромнее. Ведь Морозова стала шикарна. Конечно, по службе она передвигалась на черном «Форде Фокусе», но с недавним появлением нового начальника ГСУ Романова многие попрятали свои «Порше Кайены».
Да и дела, которые вел ее 4 отдел, все чаще отдавали привкусом скандала. «Фонтанка» подробно описывает одно из них. Делает это умышленно, так что не поленитесь.
Оно из самых громких – история с банкротством государственного ЖКС №2 Василеостровского района. Весной 2015 года местная администрация перевела 600 домов жилкомсервиса на частные «Мир» и «Возрождение». Директор ЖКС №2 Андрей Коробов создал свою управляющую компанию – «Василеостровец», но стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве при уборке чердаков. Его в итоге вел именно 4-й отдел Натальи Морозовой. Находясь в СИЗО, Коробов переписал свою долю в «Василеостровце» на неизвестное лицо и вышел до истечения срока ареста.
В марте 2016 года группа из сотрудников ГСУ полицейского Главка и «банковского» отдела ФСБ провела обыски в здании администрации Василеостровского района. Впоследствии 4-й отдел Морозовой возбудил уголовное дело по редчайшей статье «Ограничение конкуренции»: по версии следствия, «Мир» и «Возрождение» создали картель и, с помощью чиновников, забрали себе дома, нарушив права «Василеостровца». В июне прошла серия обысков на квартирах высокопоставленных госслужащих, в том числе – у главы Василеостровского района Юлии Киселевой.
Как выяснила «Фонтанка», неизвестным собственником «Василеостровца», интересы которого так рьяно защищал 4-й отдел Натальи Морозовой, мог оказаться кто-то из окружения Игоря Малышева – сына бывшего зампреда банка «Санкт-Петербург» Ирины Малышевой. Последняя известна хорошими отношениями с экс-главой ГСУ ГУ МВД и действующим судьей Уставного суда Мариной Матвеевой. В Смольном, обсуждая историю с обысками на Васильевском, называли загадочную аббревиатуру МММ – якобы она составлена по первым буквам трех женщин, которые были вовлечены в перипетии этого жилищно-коммунального скандала.
Если совсем коротко, то Морозовой стало много.
Главная же внутриведомственная интрига, о которой в ближайшие дни будут говорить по всему городу: как же к ней пришли ее друзья?
«Фонтанка» смеет ответить: «Багдад – город большой. А наша ФСБ – еще запутанней».
Если уж всесильного заместителя Александра Бастрыкина Максименко снесли за передачу информации вору в законе Шакро Молодому, то в Петербурге за аналогичный подход к делу и Морозову могут не пожалеть.