Окружной суд Тель-Авива вчера начал рассматривать уголовное дело об отмывании $172 млн, в котором обвиняется известный израильский бизнесмен российского происхождения Аркадий Гайдамак. Господин Гайдамак, живущий в последнее время в России, специально приехал на заседание суда в Тель-Авив, чтобы доказать свою невиновность. Бизнесмен признает, что совершал две финансовые сделки, которые инкриминируются ему как "отмывочные", однако не видит в них никакого криминала.
На состоявшейся перед зданием окружного суда сразу после процесса импровизированной пресс-конференции господин Гайдамак был словоохотлив и много шутил. Изъяснялся он на английском. По его словам, последние полтора года он постоянно жил в Москве и не мог приехать в Израиль из-за проблем со здоровьем. Подлечившись, бизнесмен сразу же вылетел в Тель-Авив "на несколько недель", чтобы поучаствовать в заседаниях суда. Бизнесмен сообщил, что страха перед участием в процессе он не испытывал, поскольку убежден в своей невиновности. "Из зачитанного сегодня обвинительного заключения прокуратуры неясно даже, на каких статьях уголовного кодекса оно базируется",— заявил он.
Адвокат обвиняемого Давид Ливаи, в свою очередь, категорически опроверг появившиеся в израильских СМИ слухи о том, что его клиент якобы готовится заключить сделку со следствием. "О какой сделке может идти речь, если Гайдамак отрицает все обвинения против него и вообще не понимает, как собранные следствием материалы доказывают его виновность?" — пояснил защитник. Раскрыть журналистам выработанную тактику защиты господин Ливаи отказался.
Напомним, что израильская прокуратура обвиняет господина Гайдамака в отмывании денег через отделение N 535 израильского банка Hapoalim в Тель-Авиве, более известное как "русский филиал". По данным следствия, бизнесмен, вступив в "преступный сговор" с руководителями Hapoalim, совершил две сомнительные финансовые операции. В 2002 году он якобы незаконно, на подставное лицо, купил за $50 млн голландскую компанию Termopost, разрабатывающую фосфатные месторождения в Казахстане. Основания, для того чтобы скрывать свою личность, у покупателя якобы были, поскольку в то время он проходил подозреваемым по другому уголовному делу, расследуемому во Франции, и это обстоятельство могло насторожить продавцов. Затем господин Гайдамак опять же незаконно, по мнению прокуратуры, перевел за границу $122 млн со своего личного счета, "забыв" проинформировать об этом Центральный банк Израиля. Непрозрачность сделок, согласно израильским законам, фактически приравнивается к отмыванию денег, поэтому бизнесмен, по версии обвинения, нанес ущерб государству на сумму около 650 млн шекелей ($172 млн).
Как рассказывал "Ъ" сам Аркадий Гайдамак, он собирался приобретать Termopost на свое имя, однако, учитывая то обстоятельство, что вокруг него в 2002 году "был создан негативный информационный фон", "осторожные голландские владельцы компании" сами порекомендовали ему оформить сделку на другого человека. В итоге покупателем стал давний деловой партнер бизнесмена и специалист по "фосфатной теме" Нахум Гальмор. Господин Гайдамак же всего лишь поддержал его финансово, положив $50 млн на так называемый гарантийный счет. Господин Гальмор впоследствии стал юридическим и фактическим владельцем Termopost, а гарантийный взнос был возвращен его хозяину.
Перевод $122 млн со своего личного счета в израильском банке Hapoalim в российский Банк "Траст" господин Гайдамак тоже признает, утверждая, что это была вынужденная операция. Незадолго до перевода руководители "русского филиала" якобы сообщили ему, что его счетом интересуются какие-то подозрительные личности, и сами посоветовали хотя бы на время перевести деньги в другой банк. "Любой гражданин Израиля имеет право распоряжаться своими личными средствами по своему собственному усмотрению,— утверждает Аркадий Гайдамак.— О законах, ограничивающих эти права, мне ничего не известно".
Так или иначе, но в 2004 году в отношении участников сделок было возбуждено уголовное дело, а осенью 2009 года его начал рассматривать окружной суд Тель-Авива.
Между тем, по данным израильских СМИ, даже если дело об отмывании развалится в суде, господину Гайдамаку придется задержаться в стране для урегулирования других финансовых вопросов. Дело в том, что на процессе могут быть рассмотрены несколько гражданских исков, поданных к бизнесмену его израильскими партнерами, которым он якобы не вернул долги.