Араз Агаларов: "Я никогда не был по-настоящему богат"

Источник
Владелец и президент Crocus Group рассказал о строительстве стадионов к Чемпионату мира, первом бизнесе, отношениях с Дональдом Трампом и о том, как у его сына сформировался музыкальный вкус.
29 марта состоялась встреча Forbes Club с владельцем и президентом Crocus Group Аразом Агаларовым F 51. Forbes выбрал самое интересное из его выступления.

О строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу: «У меня два стадиона — в Калининграде и Ростове-на-Дону. Я начал позже всех и раньше всех закончил, остались небольшие работы, связанные с «хотелками» FIFA и спецслужб. Когда я берусь за такие проекты, я вхожу в азарт, мне хочется сделать хорошо. Например, на ростовском стадионе мы сделали медиафасад, не предусмотренный проектом, потратили на него 400 млн рублей, которых не было в проекте. Каждый раз, когда мне поручают такие вещи, я надеюсь заработать, но не очень получается».

О первых деньгах: «Первые деньги я заработал еще в школе. Так получилось, что я рано потерял отца, мне было 13 лет. Как-то вдруг исчезли и друзья семьи, и мои собственные друзья. И я занялся бизнесом. Тогда это было запрещено, но какие-то деньги на жизнь у меня были всегда. В то время аудиозаписи можно было покупать на компакт-кассетах С-90 по 10 рублей за каждую. Лет в 14-15 я договорился с одной звукозаписывающей студией, которая находилась по соседству и не успевала записывать то количество кассет, которое им было нужно. У меня стояли дома несколько магнитофонов, и я на них записывал им каждую кассету за два рубля. Помню, там были Том Джонс, Элвис Пресли, Энгельберт Хампердинк».

О сыне: «В начале 90-х в Москве была тяжелая и не самая безопасная обстановка, и я отправил Эмина — ему тогда было 12-13 лет — в Швейцарию. Через пару лет школа, в которой он учился, превратилась по сути в русскую, только расположенную в Швейцарии. Я понял, что для него это будет еще хуже, чем если бы он рос в Москве, и перевел его в Америку, сняв квартиру в Нью-Джерси. Тогда же он начал ездить на мопеде, который сам себе купил, и категорически отказывался от машины с водителем. Я очень нервничал: понимал, что он немного похож на меня и будет «лихачить». Но я же не могу звонить ему каждый день, узнавать, как он доехал. И я придумал, что мы можем говорить о музыке. Я звонил ему и спрашивал, слушал ли он Синатру или Нэта Кинга Коула. Он начал интересоваться этой музыкой, именно в те годы у него развился вкус, отличавшийся от того, который был у большинства сверстников».

О зарождении Crocus Group: «В 1987 году я закончил аспирантуру, и меня распределили в Баку. Понимая, что происходит в Москве, я решил закончить с госслужбой. В 1988 году я открыл кооператив, он назывался «Шафран». А когда стали модными российско-американские предприятия, я просто перевел слово «шафран» на английский и получился Crocus».

О приватизации: «В начале 90-х у нас были сумасшедшие обороты. И мне предлагали приватизировать предприятия, например Лианозовский комбинат. Я пришел, посмотрел и понял, что он стоил миллиарды, а продается за копейки — но потом либо посадят, либо отнимут».

О первой выставке: «К началу 1990-х я ездил закупать компьютеры в Гонконг и Тайвань и понял, что самые низкие цены всегда на выставках. Почему у нас нельзя провести выставку? Я приехал в Нью-Йорк, нашел партнеров, они договорились с большими выставочными компаниями. Как сделать, чтобы выставка понравилась участникам? Они должны сказать, что бизнес был хорошим либо что он будет хорошим и уходить из этой страны нельзя. Я понимал, что на первой выставке никто ничего не купит, и придумал для участников компенсацию в виде банкета в Кремле. Представляете 1991 год? В Москве нет не то что еды — посуды. Я был одним из первых предпринимателей, кто начал проводить банкеты в Кремле. Мы делали по 12 банкетов в год».

О богатстве: «Я никогда не был по-настоящему богат, у меня и сейчас, кроме долгов, ничего нет. Я должен Сбербанку астрономическую сумму».

О свободных деньгах: «Я бы нашему государству советовал не держать деньги в золотовалютных резервах, а тратить их на развитие страны».

О решении открыть магазин за МКАД: «Это было американское влияние. Я обратил внимание, что у них очень много гипермаркетов расположено даже на не очень оживленных трассах. Я подумал, почему бы не сделать это в Москве. Я понимал, что МКАД рано или поздно расширят, и в 1997 году мы открыли первый магазин «Твой дом».

О кризисе 1998 года: «В 1998-м мы обанкротились. Мы были очень большими по тем меркам, дешевой китайской обуви мы продавали на $100 млн с лишним в год, а эксклюзивных товаров – еще на $50-60 млн. Но затем доллар вырос в четыре раза за месяц, и у нас образовались долги в $50 млн. И «Экспоцентр» заявил, что не будет нас обслуживать, пока мы не расплатимся. Я пообещал, что построю выставочный центр, который будет больше и успешнее их, и ушел. И я это сделал».

О Дональде Трампе: «Дональд Трамп — очень умный, цепкий, с хорошей реакцией, пытающийся в очень короткий срок добиться высоких результатов для своей страны президент».

Про отношения с Америкой: «Я попал в «кремлевский список» и так же, как и мои коллеги, жду решения по нему. Моих сотрудников, которые работают в Америке, вызывали и задавали одни и те же вопросы, но ничего нового они им сообщить не смогли. Их обвиняли даже в том, что они продавали квартиры в Trump Tower русским олигархам в конце 90-х – начале 2000-х. В то время мы были даже не знакомы. и, кроме проекта «Мисс Вселенная — 2013», у нас с Дональдом Трампом никаких других точек соприкосновения никогда не было».

О планах на будущее: «Я бы с удовольствием взялся за строительство целого нового города. Дубай же построили в пустыне, месте, непригодном для жизни. Это потрясающий пример». 
Персоны Компании
Компании бизнесмена Араса Агаларова не выполняют обязательства?
Компания миллиардера Агаларова сорвала строительство кольцевой автодороги
Из чего братья Магомедовы сложили свою "сумму" бизнеса
Деятельность Магомеда и Зиявудина Магомедовых носила хаотичный характер: братья занимались торговлей, получали заказы благодаря знакомым, накопили ворох разрозненных активов, в которых у них, как правило, не было контроля.
Колхозник со стратегическим мышлением
Как Павел Грудинин стал «кандидатом от народа» и зачем ему это нужно.
Минспорт отозвал один из исков к компании Геннадия Тимченко
Иски в общей сложности на 2,92 млрд рублей получили сразу несколько компаний, принадлежащих участникам списка Forbes. Но после отзыва иска к «Стройтрансгазу» сумма требований министерства снизилась до 2,38 млрд рублей.
Эмин Агаларов откроет в Москве сеть центров стоматологии и косметологии
Партнером поющего бизнесмена станет стоматолог Александр Санчес.
Короли российской недвижимости за год заработали на аренде более 8 миллиардов долларов
Новичком рейтинга в этом году мог стать Сергей Гордеев, которого игроки рынка недвижимости считают владельцем торгового центра Columbus.
Как Павел Грудинин капитал сколачивал
Напомним, что свое состояние красный директор, как себя любит называть Павел Грудинин, начал сколачивать с обмана односельчан, жителей и работников ЗАО Совхоз имени Ленина. В далеком 1995 году ...
Рустам Минниханов взял стройку мирно
Президент Татарстана поручился за компании, которые будут строить космодром Восточный.
Какие стадионы не успеют построить к чемпионату мира по футболу в России
Расходы на строительство стадионов составили 390 миллиардов рублей, что на 55 миллиардов рублей больше сметы 2015 года. При этом некоторые стадионы рискуют оказаться недостроенными.
Мундиаль все дороже
Цена проведения чемпионата мира по футболу растет.
Попасть в лунку: зачем миллиардеры инвестируют в гольф
Несмотря на достаточно высокий интерес к гольфу и наличие полей мирового уровня, в России сама игра не приносит владельцам клубов прибыли. Тем не менее, эти инвестиции могут окупиться.
Араз Агаларов выставил на продажу свой особняк в США
Даже если бизнесмену удастся продать поместье по заявленной цене, он потеряет на этом $1 млн.
«Это выдумки какие-то!» Араз Агаларов — о связи своего сына с Трампом-младшим
По словам миллиардера, Эмин действительно знаком с американским президентом и его сыном, но сам он ни с тем, ни с другим не знаком.
WSJ узнала о возможной связи ВЭБа со строительством отеля Трампа в Канаде
ВЭБ мог финансировать строительство отеля Trump Organisation в Торонто, пишет WSJ. По данным газеты, сейчас следствие в США включило эти сведения в дело о возможных связях Трампа с Россией.
Два российских девелопера впервые вошли в число богатейших людей мира
В рейтинг Forbes впервые вошли владелец крупнейшей в России девелоперской компании Сергей Гордеев и основатель самой большой гостиничной сети Azimut Александр Клячин. Кроме них среди богатейших людей мира еще 12 девелоперов из России.
Владелец «Крокус групп» Араз Агаларов начал копить долги
Состояние владельца «Крокус групп» (Crocus Group) Араса Агаларова во многом сделано благодаря финансируемым государством строительным проектам. Сейчас положение компании сложное: совокупный долг Crocus Group на начало декабря 2016 года составлял $1,7 млрд, причем за год увеличился на $200 млн.
Короли российской недвижимости – 2017: рейтинг Forbes
Российский рынок недвижимости в затяжном кризисе. Кто из рантье лидирует по годовому доходу?