Контракт стоимостью 15,38 млрд рублей заключен между дирекцией космодрома Восточный и АО «Крокус», за которым стоит миллиардер Араз Агаларов. Зная подход бизнесмена к строительству, легко можно предположить: стройка либо существенно подорожает, либо сроки сдачи объекта будут отложены.
В свое время Агаларов прямо обозначил свое отношение к деньгам в одном из интервью: сколько бизнесмену не дай – все будет мало. Что ж, откровенно и, похоже, правдиво. По крайней мере история его строительных контрактов живописно подтверждает этот тезис.
Космические амбиции
Что касается Восточного, то компания Агаларова будет строить здесь очень важный объект – комплекс для сборки и проверки ракеты-носителя «Ангара». При этом контракт с «Крокусом» был подписан без конкурса. Причем не один – параллельно «Крокус» займется газификацией объектов космодрома, на чем заработает еще 907 млн рублей.
В «Роскосмосе» пояснили, что выбор исполнителя пал на «Крокус» потому, что тот-де уже обладает строительными мощностями на Восточном. Это так: на космодром «Крокус» зашел еще в 2020 году. Тогда он также без конкурса получил контракт на строительство первой очереди аэропорта за 28 млрд рублей. Известно, что компанию Агаларова к стройке привлек лично глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин вскоре после того, как получил упрек от президента за то, что сроки сдачи Восточного все задерживаются и задерживаются, а воровство бюджетных денег на грандиозной стройке продолжается. Тогда казалось, что Рогозин мог привлечь «Крокус» по своей инициативе. Однако с июля «Роскосмосом» руководит бывший вице-премьер Юрий Борисов, но позиции Араза Агаларова на космодроме только усиливаются. Потому можно предположить, что в интересах «Крокуса» работали гораздо более мощные лоббистские рычаги. Собственно весь предыдущий опыт освоения Сrocus Group бюджетных контрактов говорит о том, что Араз Агаларов умеет договариваться с чиновниками на очень высоком уровне. И несмотря на часто возникающие скандалы – срыв сроков или перерасход смет, – всякий раз «Крокус» выходит сухим из воды и вскоре получает новый госконтракт на миллиарды.
Примеров тому немало. Так, к чемпионату мира по футболу «Крокус Интернешнл» строил стадион «Ростов Арена». Уже на начальном этапе стройки специалисты Ростехнадзора заметили, что количество свай в основании конструкции оказалось значительно меньше запроектированного. Сначала инспекторы попросили подрядчика придерживаться проекта, согласованного с госэкспертизой. Но тот просто отмахнулся от этих требований. Представитель подрядчика публично пояснил, что, дескать, свай меньше потому, что требуется удешевить проект на 3 млрд рублей. Ростехнадзор формально имел полномочия заморозить стройку, но делать того не стал, обойдясь символическим штрафом в 50 тыс. рублей. Тот же сценарий повторился и по ряду других отклонений от проекта. Подрядчик на ходу удешевлял проект и уже задним числом согласовывал изменения с надзорными органами. В итоге компания освоила 19,8 млрд рублей и ушла из региона. А вот скандалы по поводу злоупотреблений во время строительства в Ростове гремели еще долго. В 2019 году по этому делу даже был задержан заместитель губернатора Ростовской области Сергей Сидаш, а министр строительства региона Николай Безуглов угодил под суд. Чиновников обвиняли в том, что они оплатили из бюджета строительные работы, которые не соответствовали заявленному качеству. Приводилась такая цифра: на одной только подмене песка на более дешевый подрядчик необоснованно получил 200 млн рублей.
Скандалом закончилось и строительство стадиона в Калининграде, которым тоже занимался «Крокус Интернешнл». Власти региона требовали в арбитражном суде у Crocus Group вернуть 105 млн рублей в связи с выявленными нарушениями в исполнении контракта. По итогам судебного процесса региональному бюджету досталось 28,5 млн рублей. Напомним, «Крокус Интернешнл» освоил на проекте более 17 млрд рублей. И вот что примечательно: первый этап строительства стадиона в Калининграде выполняли структуры ГК «Сумма» братьев Магомедовых. Там тоже были отклонения от проекта, и эти факты стали эпизодом в уголовном деле против Магомедовых, которые сейчас уже отбывают наказание. Араз Агаларов же вышел сухим из воды.
Драгоценное кольцо
Когда стадионы еще строились, «Крокус Интернешнл» подписал соглашение с «Автодором» о строительстве участка автотрассы ЦКАД в Московской области. История там тоже вышла мутная. Конкурс по этому лоту сначала выиграл «Стройгазконсалтинг», но потом компания самоустранилась и подряд был отдан структурам Агаларова без дополнительных торгов. Дело было в 2015 году. А уже через четыре года «Автодор» подал к «Крокусу» иск на 5,4 млрд рублей. Основная причина заключалась в том, что к тому времени сроки сдачи объекта были сорваны на год, а подрядчик все раздувал и раздувал сметы. Подписавший контракт с «Крокусом» бывший глава «Автодора» Сергей Кельбах даже попал под уголовное дело. По версии следствия, он в 2015 году согласовал незаконную оплату компании «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн рублей в Газпромбанке и «неправомерное предоставление» в 2017 году дополнительного аванса «Крокус Интернешнл» Араза Агаларова в размере 2 млрд рублей. СК считает, что Кельбах, будучи главой «Автодора», «необоснованно использовал» бюджетные ассигнования и средства Фонда национального благосостояния, предназначенные для строительства ЦКАД в 2014–2018 годах, а также злоупотребил своими полномочиями. Позапрошлой осенью Кельбах был отправлен под домашний арест до 11 декабря 2021 года, с тех пор о какой-то активности по этому делу не слышно. Тем временем иск «Автодора» к «Крокус Интернешнл» о взыскании 5,4 млрд рублей Арбитражный суд Москвы вернул истцу без лишних пояснений.
«Крокус» между тем закончил строительные работы, освоив на ЦКАД около 52 млрд рублей. Первоначально участок «Крокуса» оценивался в 48,9 миллиарда. За эти деньги компания построила 50 километров дороги. И вот теперь компания Араза Агаларова принимается за куда более важный объект, при строительстве которого было допущено уже столько нарушений, что априори понятно – дальше работать на Восточном могут только подрядчики с безупречной репутацией. Неужели в «Роскосмосе» этого не понимают? Или же, выбирая компанию Агаларова, там руководствовались какими-то иными интересами?
Досье
Араз Агаларов родился в Баку в 1955 году. Делал карьеру по партийной и профсоюзной линии. В 1989 году основал советско-американское предприятие «Крокус Интернешнл». Согласно расхожей легенде, компания зарабатывала на экспорте российских сувениров и импорте американских компьютеров. По альтернативной версии, основным источником первоначального капитала для Агаларова стал кооператив «Шафран», который держал то ли точки на московских рынках, то ли сами рынки целиком. В криминальной хронике сохранился такой эпизод. В 2006 году в Москве был застрелен азербайджанский вор в законе Икмет Мухтаров. Милиция считала это убийство эпизодом войны азербайджанских и чеченских кланов за контроль над столичными рынками. Тело авторитета было найдено в «Мерседесе», который принадлежал Раилю Зейналову, числившемуся соучредителем «Крокус Интернешнл».
Затем Араз Агаларов прославился на весь мир, приняв в своем «Крокус Сити» конкурс «Мисс Вселенная», организатором которого являлся Дональд Трамп. Тогда же была озвучена идея строительства в Москве небоскреба под названием Trump Tower. Правда, публичного бизнеса у Агаларова с Трампом не вышло, зато вышел скандал. В 2017 году Дональд Трамп-младший опубликовал переписку с музыкальным критиком Робом Голдстоуном. Голдстоун пытался договориться о встрече Трампа-младшего с сыном Агаларова Эмином (тот уже был известен как певец). В переписке вроде бы был намек на передачу компромата на кандидата в президенты Хиллари Клинтон.
Эмин Агаларов засветился еще в одном международном союзе. С 2005 по 2015 год он был женат на дочери президента Азербайджана Лейле Алиевой. Сестра Эмина Шейла Агаларова, как и он, окончила школу в США и с тех пор живет в Штатах.