В российский портовый бизнес приходит новый иностранный инвестор. Долю в крупнейшем по территории терминале в порту Усть-Луга покупает Gulftainer из ОАЭ, которая участвует в проекте "Ростехнологий" по созданию фонда прямых инвестиций на $500 млн. В терминале Gulftainer получит блокпакет — как другие иностранные операторы, участвующие в российских портовых активах. Малочисленность и осторожность иностранных инвесторов в отрасли объясняется непрозрачным законодательством и сложностью в земельных отношениях.
В пятницу на инвестфоруме в Сочи ОАО "Компания Усть-Луга" подписало соглашение с международным оператором транспортных терминалов Gulftainer Global Logistics. Оно предусматривает совместное управление транспортно-логистическим комплексом в Усть-Луге. Согласно соглашению, Gulftainer в течение следующего года приобретет 25% плюс одна акция в ОАО "Транспортный логистический комплекс", новом дочернем обществе "Компании Усть-Луга". Туда материнская компания намерена передать все свои транспортные активы. Прежде всего, это один из крупнейших терминалов Усть-Луги "Юг-2", первая очередь которого уже введена в эксплуатацию и задействована для прямой перегрузки автомобилей с судов.
В официальном сообщении компании "Усть-Луга" говорится, что Gulftainer будет управлять комплексом "Юг-2" и проектируемым специальным логистическим центром, предназначенным для обработки и хранения накатных, генеральных и контейнерных грузов. На развитие активов арабский партнер должен потратить €192 млн. Сроки инвестиций не раскрываются. Телефоны Gulftainer в пятницу не отвечали. Компания "Усть-Луга" в качестве заказчика-застройщика будет строить вторую и третью очередь терминала "Юг-2". После завершения работ общая мощность комплекса "Юг-2" по перевалке и хранению составит 4,6 млн тонн грузов и до 450 тыс. автомобилей (в 2010 году обработано 68 тыс. автомобилей).
Помимо "Юг-2" в структуру, долю в которой покупает Gulftainer, также войдет 50% совместной с ОАО РЖД железнодорожной компании "ПУЛ Транс", обслуживающей порт, рассказал "Ъ" гендиректор компании "Усть-Луга" Максим Широков. Материнская компания, по сути, выйдет из портового бизнеса, занимаясь комплексным развитием портовой территории.
На сайте Gulftainer говорится, что она управляет несколькими терминалами в ОАЭ, на Коморских островах и в Ираке, но на российском рынке ее не знают. "На мир эта компания точно не гремит",— сказал источник Ъ" в одной из портовых компаний. Зато ровно год назад инвестподразделение "Ростехнологий" ООО "Проминвест" подписало с Gulftainer документы о создании управляющих компаний для фонда прямых инвестиций объемом $500 млн. Тогда сообщалась, что компания в первую очередь заинтересована в портовых проектах.
Мы бы их самому черту не продали, так что Дубаю тем более не продадим
— Фрэнк Лотенберг, сенатор США, о возможной продаже шести американских портов компании Dubai Ports World, февраль 2006 года
Вопрос о том, будет ли Gulftainer покупать чью-то долю или Транспортный логистический комплекс проведет эмиссию для ввода иностранного капитала, пока не решен, говорит Максим Широков. Но, по его словам, доли в новой компании получат все нынешние акционеры компании "Усть-Луга". На середину года, по данным СПАРК, это Ленинградская область (20,9%), ЗАО "Новые ресурсы" (16,8%), ООО "Группа компаний "Абсолют"" (12,7%), офшор "Инвестпорт Холдинг Фандейшн" (23%), а также ОАО РЖД (7%) и аффилированная с монополией УК "РВМ Капитал" (19,9%). На рынке утверждают, что порт контролирует глава совета директоров компании "Усть-Луга" Валерий Израйлит.
У российских портов пока не слишком много иностранных инвесторов, и нигде им не принадлежит более блокпакета. Партнером Global Ports по одному из крупнейших активов группы, Восточной стивидорной компании, является ведущая портовая управляющая компания Dubai Ports World (25%). Финская Container Finance Group владеет долями в двух других терминалах Global Ports — "Моби Дик" и "Янино" (по 25%). Fesco и UCLH управляют своими морскими терминалами сами. Национальная контейнерная компания также в Усть-Луге реализует проект совместно с Eurogate, которой принадлежит 20% акций Усть-Лужского контейнерного терминала.
Портов или терминалов, которыми бы полностью управляли иностранные компании, в России просто нет. "Это произойдет, но только после того, как государство окончательно изменит текущее законодательство, регламентирующее деятельность портов",— говорит директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева. По ее словам, в первую очередь нужно убирать непрозрачность условий аренды земли и государственной портовой инфраструктуры (причалов), которая в нынешнем виде "непонятна и отпугивает инвесторов". Алексей Безбородов из Infranews также называет главной проблемой земельный вопрос: даже в случае с Усть-Лугой нет четкого понимания, как и через какие структуры основные терминалы сегодня пользуются землей.