Сегодня врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский публично заявил о своем желании пойти на выборы главы региона, которые состоятся в сентябре этого года. Объявление было сделано на совещании с представителями общественных организаций. Между тем многие источники Znak.com отмечают непоследовательность работы его штаба и сомневаются в том, что за оставшееся время Дубровскому удастся завоевать доверие населения. Подробности – в нашем материале.
В том, что Борис Дубровский пойдет на выборы губернатора Челябинской области в сентябре 2014 года, ни у кого не возникало сомнений. Как нет сомнений и в том, кто станет их победителем. Но ясно при этом было и другое – за непродолжительный промежуток времени врио губернатора и его пиарщикам необходимо приложить массу усилий для того, чтобы сформировать у жителей положительный образ нового правителя. И тем самым заставить людей прийти на выборы и поставить галочку возле «нужной» фамилии. Ведь сами по себе выборы никто не отменял, как и спущенные Москвой директивы: явка – минимум 50%, поддержка – от 60% и выше.
Первые шаги Дубровского, назначенного на пост главы региона 15 января, несмотря на некоторые противоречивые заявления, вызвали положительные оценки членов экспертного сообщества и населения. Попытки навести порядок во всех сферах жизнедеятельности (от улиц до областного хозяйства), оптимизировать расходы, снизить административные барьеры оказались близки и понятны большинству южноуральцев. Аналитики отмечали его работоспособность, насыщенный график, стремление как можно скорее вникнуть во все проблемы и желание стать лучшим губернатором Челябинской области.
Однако все благие начинания шефа могут перечеркнуть непоследовательные действия со стороны его свиты. «Обычно предвыборную кампанию планируют, исходя из ключевых праздников и мероприятий, – рассуждает один из челябинских политологов. – В данном случае идет какая-то бестолковая возня. Все мероприятия, на которых можно было сыграть, упустили. А летом Дубровский с его информповодами никому не будет нужен – все разъедутся по садам и курортам».
«Борису Дубровскому постоянно меняют – не корректируют, подчеркну, а именно меняют имидж, – утверждает другой собеседник Znak.com. – То его представляют жителям Южного Урала металлургом и антикризисником, пришедшим «давить» и наводить порядок, то продолжателем курса Юревича, то улучшенной и модернизированной версией Сумина. Это разные образы, принципиально разные, но их попробовали все по очереди и не один раз всего за 4 месяца, и теперь они в виде каши как-то уживаются в голове среднестатистического южноуральца. Как уживаются – увидим уже в сентябре».
Действительно, изначально Бориса Дубровского представляли, как рабочего человека, который много лет отдал металлургии, работал руками, а затем стал эффективным менеджером. Финал церемонии «Человек труда» был прекрасным поводом еще раз это подчеркнуть. Однако участие Дубровского в нем было незаметным. Не использовали политтехнологи и праздничный день – 1 Мая. Хотя напрашивались текстовки из разряда: «Впервые за много лет глава региона пришел на демонстрацию, потому что он – человек труда, и ценит людей труда…». Вместо этого глава региона улетел отдыхать в Дубай. И делает это, когда на область обрушилась снежная буря и в региональном центре ввели режим ЧС, сразу после того, как в Челябинске открыли аэропорт. А, вернувшись, судя по размещенному на официальном сайте пресс-релизу, похвалил областные службы за преодоление последствий буйства стихии. Напоминать о том, как «оперативно» на самом деле чистили дороги и в особенности дворы, будет излишним.
Чисто по-человечески Дубровского, конечно, можно понять: он с января напряженно работал и мог запланировать отпуск на праздничные дни, чтобы провести его «с минимальным отрывом от производства». Другое дело, что политтехнологи из его команды должны были объяснить, что перед выборами стоит действовать несколько иначе. Вместо этого вслед за шефом в Дубай улетает целая делегация из областных чиновников, причем, особо не скрываясь, поскольку об этом становится известно СМИ.
С поездкой врио губернатора в Дубай связана и другая история «с душком». Все началось с того, что Борис Дубровский не смог присутствовать на праздничных мероприятиях по случаю 9 Мая, хотя его участие накануне анонсировалось. Объяснений этому было несколько. Первая версия – Дубровский простудился накануне во время поездки в Снежинск, и врачи запретили ему выходить. Вторая была озвучена журналистам на параде очень высокопоставленным источником: главу региона срочно вызвал на парад в Москву президент России Владимир Путин
. Откуда такая срочность, непонятно. Но это объяснение отсутствия первого лица появилось на сайте Chelyabinsk.ru. Кстати, эту строчку заметили пара комментаторов. Но аналитикам такие разночтения дали серьезный повод для домыслов.
Уже вечером следующего дня на портале «Инсайдер» появился материал «Арабский запой Дубровского», в котором главу региона обвиняют в том, что праздники он провел в солнечном Дубае, в самом роскошном, единственном на свете 7-звездочном отеле «Burj al Arab», где активно употреблял спиртные напитки. И так напраздновался, что не смог присутствовать на 9 Мая. Статью перепечатали информационное агентство «Парт – медиа», а также сайт «Компромат.ру».
Версий о том, кто мог стать заказчиком этой кампании, высказывалось много. Назывались фамилии бывшего губернатора, а ныне депутата Госдумы Михаила Юревича, владельца ММК Виктора Рашникова, а также стоявших в оппозиции в команде экс-главы региона бизнесменов Александра Аристова, Андрея Барышева, Андрея Косилова. Были и другие предположения. Однако в финале многие аналитики пришли к выводу, что «утку» про запой могли запустить пиарщики Дубровского.
«Вести кампанию, обороняясь, всегда легче, – пояснил позицию источник Znak.com. – Избиратели всегда проникаются симпатией к кандидатам, которых преследуют, пытаются опорочить. Но у Дубровского не было врагов. Поэтому надо было их придумать. Только вот какой-то неудачный повод придумали подчиненные Дубровского, если это их ход. Надо ж его так не любить».
К этому остается добавить, что поздравление Дубровского с 9 Мая тоже было не слишком удачным. На баннерах наружной рекламы его фамилия практически не читается, а на видеопоздравлениях, которые показали по местному ТВ, врио, не привыкший к работе на камеру, выглядел не слишком уверенно.
А сразу после праздников глава региона опубликовал декларацию о доходах, которые, как выяснилось, сильно отличаются от того, что зарабатывает «человек труда», – 340 млн рублей. Понятно, что публиковать такие данные – обязанность всех чиновников. Но почему они появились в прогубернаторских СМИ, остается загадкой.
При этом нет единой логики ведения кампании в территориях. «Полевые технологии представлены примитивным и не один раз провалившимся в регионе ОДД («от двери к двери»), – рассуждает наш эксперт. – Единой системы использования медиа-каналов так и не сформировано. Вместо этого мы все видим какие-то «шараханья» от спецвыпусков «Южноуральской панорамы» к местной прессе, потом к «наружке» и массированным атакам на аудиторию ОТВ – без логики, чисто ситуативно и опять по кругу. Основной упор сделан на работе местных штабов, но при этом кампания настолько жестко срежессирована, что те самые идеологи на местах едва ли обладают свободой рук даже на 10-15%.То есть в кампании территорий, в рамках которой врио главы региона мотается по территориям и создает территориальные повестки в рамках общей идеологии и над повестки собственно территориального сегмента не предусмотрено вообще. Сложно охарактеризовать логику подобного решения».
В результате избирательная кампания, по оценке собеседника, предсказуемо и естественно распалась на отдельные сегменты-«окопы». Относительно последовательно она продвигается пока лишь в Магнитогорске, где превратилась в плебисцит, в Челябинске, где ее лицом стал сити-менеджер Сергей Давыдов, и в ЗАТО, благодаря системной работе специалистов «Росатома» и местных технологов. Где здесь роль и работа регионального штаба – непонятно.
«Отношения с местными элитами также не выстроены. Конфликт в северной зоне области скорее заморожен, чем разрешен. В Миассе и Златоусте нарастающий хаос, а главы остальных территорий по сути уже свернули кампанию и просто с фатальным ужасом ждут сентября, готовят «стрелочников» и объяснительные почему не получилось», – резюмирует эксперт.
«В отличие от команды Юревича, где был костяк верных ему людей, в команде Дубровского, которая занимается выборами, нет тех, кто его по-настоящему любит и стремится прикрыть, – считает другой наш источник. – Они работают, но без души, «по учебникам», причем, старым. А короля, как известно, делает свита. Во что это выльется – понятно. В сентябре кое-кому придется либо «рисовать» цифры, либо оправдываться перед Москвой».
До выборов губернатора осталось менее четырех месяцев.