Владелец Независимой нефтегазовой компании Эдуард Худайнатов, судя по информации СМИ, подобрал себе партнеров по бизнесу в Катаре. А именно бизнесмен якобы вел переговоры о продаже суверенному фонду Катара Qatar Investment Authority 25% ННК. Но воспользуется ли Худайнатов возможностью заполучить партнеров из Катара, который накануне ряд арабских стран обвинили в поддержке терроризма?
По слухам, стороны в начале мая уже достигли договоренности о структуре сделки. Впрочем, как бы она выглядела в финале - пока неизвестно. Qatar Investment Authority мог либо выкупить долю в головной компании ННК Alliance Oil, либо войти в капитал нефтегазовой компании. Ряд знакомых с ходом переговоров сообщали, что вероятнее - последнее. Однако переговоры с QIA велись до того, как Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Египет, Йемен, Ливия и Мальдивы объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Арабские страны, напомним, обвинили Доху в поддержке террористических организаций, в частности, "Братьев-мусульман", "Исламского государства" и "Аль-Каеды", все они признаны в России террористическими и запрещены.
Более того, государства, разорвавшие дипотношения с Катаром, пригрозили стране наиболее действенным методом - экономической блокадой и международной изоляцией. "Блокада" для этого государства, фактически полностью зависимого от внешних поставок, является серьезной угрозой. Но международная изоляция, которая грозит Дохе, может навлечь серьезные проблемы на ННК Худайнатова, если бизнесмен, экс-глава "Роснефти", все же проведет сделку с катарским фондом. Насколько талантлив господин Худайнатов в бизнесе, оценить трудно, однако понятно, что в случае, если владелец ННК все же закроет сделку с Qatar Investment Authority, возможно, поставив под угрозу финансовые интересы компании, мотивация для этого должна быть достаточно сильной.
И решение главы ННК продать катарцам часть своей компании если и не ударит по имиджу Москвы на международной арене, то может вызвать нежелательные разговоры в западных странах. В частности, напрашивается предположение, что недоброжелатели России могут заподозрить в стремлении Худайнатова заиметь именно катарских партнеров возможные связи бизнесмена с "Аль-Каидой" (запрещенная в РФ террористическая организация).
Впрочем, выбор Худайнатова стран для сбыта нефтяной продукции уже стоил бизнесмену зачисления в санкционный список. С начала июня США ввели санкции в отношении ряда российских компаний, в том числе, в отношении ННК. По информации американского Минфина, ННК может иметь отношение к развитию ядерной программы КНДР. Ведомство заявило, что компания Эдуарда Худайнатова якобы заключила контракт на поставки в Северную Корею нефти и, по неподтвержденным данным, уже успела поставить властям КНДР нефтепродуктов на сумму свыше миллиона долларов.
Впрочем, говорят злые языки, до определенного момента господин Худайнатов может позволить себе почти любые риски и вовсе не благодаря собственным бизнес-способностям. Этот момент известен - пока глава "Роснефти" Игорь Сечин
не утратит свое влияние в высших кругах российской власти или не покинет свой пост.
Благотворительность "Роснефти"
Эдуард Худайнатов в свое время возглавлял "Роснефть", затем работал заместителем Игоря Сечина, которому хозяин ННК уступил "руль" "Роснефти". И в предпринимательских кругах господин Худайнатов считается всецело человеком Игоря Ивановича. Некоторые аналитики не исключают, что наплаву компания Худайнатова остается только благодаря Сечину, вернее, деньгам "Роснефти".
Напомним, что ННК умудрилась скупить ряд нефтяных активов в самое невыгодное время - когда цены на нефть были высоки. Через некоторое время после покупки Alliance Oil цены на "черное золото" обрушились. В итоге Независимая нефтегазовая была вынуждена "задвинуть в долгий ящик" разработку Пайяхского месторождения. А два года назад оказалась неспособна вовремя выполнить свои обязательства перед держателями еврооблигаций, но договориться о реструктуризации смогла не с первого раза.
Эксперты говорят, что накопленные ННК долги выглядят серьезно. Только за период январь-сентябрь прошлого года задолженность компании возросла до 2 млрд долларов. Кроме того, до конца 2017 года головная компания ННК Alliance Oil обязаны выплатить долги своей "дочки" - "ННК-Актива" - на 35 млрд рублей. В свою очередь, прибыль "Актива" успела рухнуть сразу в 34 раза, и составила незначительную по сравнению с долгом сумму в 149 млн рублей.
И тут, как сплетничают злопыхатели Худайнатова, на помощь ННК пришел господин Сечин, который распорядился деньгами государственной "Роснефти" так, будет компания принадлежит ему лично. Хотя если бы это было так, Игорь Иванович, скорее всего, ни за что не купил бы у ННК тридорога компанию "Конданефть". Но деньги-то не свои собственные, почему не помочь своему соратнику?
В апреле текущего года "Роснефть" выкупила у ННК компанию "Конданефть" за астрономическую для этого актива сумму в 40 млрд рублей. Эксперты считают, что цена, мягко говоря, была раздута. Ведь еще в 2014 году актив оценивался всего в 2,4 млрд рублей. То есть получается, цена была завышена более чем в 16 раз? Если бы речь не шла о том, что сделку одобрил один из самых влиятельных людей в России - Игорь Сечин
, не исключено, что подобная покупка компании могла бы стать основанием для возбуждения уголовного дела.
И поверить, что, скорее всего, не просто невыгодная, а убыточная покупка принесет какие-то "бонусы" "Роснефти", крайне затруднительно. Это, в свою очередь, наталкивает на подозрения, что свои "дивиденды" за абсурдную покупку мог получить и господин Сечин.
Худайнатов вернется в "Роснефть"
Судя по всему, покровительство Сечина дает Худайнатову возможность не обращать внимание на возможные репутационные потери Москвы, если катарский фонд войдет в капитал ННК. Тем более, что и "Роснефть" теперь имеет прямое отношение к Qatar Investment Authority. В конце прошлого года было объявлено, что выставленные на приватизацию 19,5% нефтяного гиганта выкупил на паритетных началах консорциум швейцарский трейдер Glencore и QIA.
По неподтвержденной информации, вполне возможно, что в ближайшее время ННК может "влиться" в "Роснефть". В этом случае не исключено, что Игорь Иванович может по итогам сделки снова получить неплохие бонусы, которые по-простому называются "откат". С другой стороны, QIA получил 9,75% акций "Роснефти" еще до того, как Катар был обвинен в поддержке терроризма. Не начнутся ли у уважаемого Игоря Ивановича проблемы, если в российскую госкомпанию войдет актив, одним из акционеров которого является суверенный фонд обвиненного в поддержке "Аль-Каеды" государства?
Знакомые с ситуацией говорят, что косвенным свидетельством возможного вхождения ННК в структуру "Роснефти" может служить запредельный по беззаботности "шоппинг", который вроде бы запланировал Эдуард Худайнатов. Напомним, бизнесмен недавно создал новое юрлицо - "Югорскую нефть", на имя которой готовится закупить западносибирских добычных активов. Вот только на какие средства закатывается пир, учитывая долговую нагрузку структур ННК и вынужденные переговоры о реструктуризации еврооблигаций?
Однако уже известно, что "Югорская нефть" войдет в состав ННК. Тогда, говорят недоброжелатели Худайнатова, понятно, на чьи деньги, скорее всего, будет "гулять" бизнесмен - да средства "Роснефти", которыми Игорь Сечин
распоряжается как своими собственными!
Но связи Эдуарда Худайнатова с Катаром в условиях резко изменившихся обстоятельств могут ударить как по владельцу ННК, так и по самому Сечину. Трудно верить, что Игорь Иванович перестанет "спонсировать" своего соратника, и что сам Сечин, наконец, освободит "Роснефть" от своего присутствия. Но если бы это случилось, российская экономика, скорее всего, только бы выиграла.