В Ростове-на-Дону апелляционный суд отказал местному предпринимателю Андрею Каковкину в требовании отменить приговор, которым он был признан виновным в хищении $400 тыс. у партнеров по бизнесу из компании «Концерн Покровский». Осужденный предприниматель известен как фигурант так называемого лондонского списка бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В августе ему было назначено наказание в виде лишения свободы на четыре с половиной года. По словам защитников господина Каковкина, он не смог вернуть деньги из-за начавшегося уголовного преследования. Теперь адвокаты собираются добиваться отмены обвинительного приговора в суде вышестоящей инстанции.
Ростовский областной суд оставил без изменения решение суда первой инстанции, приговорившего предпринимателя Андрея Каковкина к четырем с половиной годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии обвинения, Каковкин похитил $400 тыс. у совладельца ГК «Концерн Покровский» Аркадия Чебанова.
Уголовное дело в отношении Каковкина было возбуждено по заявлению Чебанова, признанного потерпевшим. Согласно его показаниям, в 2015 году через менеджеров «Покровского» он узнал о предложении Андрея Каковкина купить около 2 тыс. га сельскохозяйственной земли в районе с. Глафировка Щербиновского района. На встрече тот пояснил, что угодья на правах паев принадлежат физическим лицам, с которыми можно договориться об их продаже через некоего посредника. Со слов Каковкина совладелец «Покровского» понял, что виды на эту землю имеют и другие возможные покупатели, поэтому необходимо как можно быстрее передать продавцам 55 млн руб. наличными.
Аркадий Чебанов с предложением Андрея Каковкина согласился. Для оплаты сделки сначала он вручил ему $200 тыс., спустя две недели еще столько же. Причем оба раза деньги передавались без каких-либо расписок со стороны Каковкина или продавцов земли.
Спустя некоторое время, не дождавшись от Андрея Каковкина документов на право владения сельхозугодьями в Глафировке, руководители «Покровского» направили на место своих проверяющих, которые выяснили, что пайщики свою землю не продавали, более того, никто от имени концерна с таким предложением к ним не обращался.
На последовавшей затем встрече с Аркадием Чебановым Каковкин признал, что договоров на право владения землей не заключал. Он пояснил, что передал полученные деньги посреднику, который должен был договориться с пайщиками, однако тот «подвел, и поэтому ничего не получилось». Тогда Аркадий Чебанов потребовал от Андрея Каковкина расписку в получении $400 тыс. Все это происходило в рабочем кабинете Аркадия Чебанова, который при этом все тайно записывал на видеокамеру.
Не дождавшись возврата денег, Чебанов обратился в суд с требованием взыскания задолженности по расписке, а правоохранительные органы возбудили против Андрея Каковкина уголовное дело о мошенничестве.
В августе суд вынес ему приговор по обвинению в хищении денежных средств путем обмана. Андрей Каковкин вину не признал и обжаловал приговор в апелляционной инстанции Ростовского областного суда.
Теперь его защита намерена добиваться отмены обвинительного приговора в кассационном суде. Адвокат осужденного предпринимателя Ольга Селихова считает приговор незаконным. «В этом деле нет признаков мошенничества. Есть расписка и судебное решение о взыскании долга. Он вернул бы деньги, но сделать это ему не позволили обстоятельства, связанные с уголовным преследованием»,— говорит госпожа Селихова.
Ростовский предприниматель Андрей Каковкин стал широко известен после того, как бизнес-омбудсмен Борис Титов включил его в так называемый лондонский список, куда вошли находящиеся за рубежом беглые российские бизнесмены, к которым были претензии у правоохранительных органов.
Ранее “Ъ” писал, что в 2018 году господин Каковкин вернулся в Россию из Великобритании, где скрывался от уголовного преследования по другому уголовному делу, которое также было возбуждено по инициативе руководителей Концерна «Покровский». По версии обвинения, господин Каковкин в 2015 году совершил хищение 10 млн руб. у ООО МКТ (является структурой «Покровского»). После возвращения бизнесмена в 2018 году в Россию следственное управление УМВД России по Ростову-на-Дону закрыло уголовное дело, однако уже через неделю стало известно, что постановление о прекращении уголовного преследования отменено. В итоге в марте 2021 года Ростовский областной суд приговорил его к трем годам лишения свободы условно.