В редакцию обратился читатель, рассказавший ряд любопытных фактов о деятельности Фонда ГОЧС, само создание которого уже может являться нарушением закона. Тем не менее, организация успешно работает с 2018 года "под крылом" у замглавы МЧС Андрея Гуровича, который считается идейным вдохновителем его появления. При этом фонд имеет внушительные для НКО обороты, а деньги, похоже, почти не тратит - лишь принимает все новые и новые пожертвования. И все это наводит на мысль, что организация может быть своеобразной "копилкой". А монетки в нее кидает член Совета Фонда, господин Гурович?
Пытался свести дебет с кредитом корреспондент The Moscow Post.
А вопросы к Фонду (полное название - Фонд содействия развитию государственных органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) появляются почти сходу: дело в том, что он зарегистрирован по адресу Давыдковская ул., д. 7, где находится и Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" и Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны. Это, на секундочку, прямое нарушение закона, так как он запрещает регистрировать и предоставлять юридический адрес в государственных организациях. А тут их сразу три!
И почему же данная ситуация за три года работы Фонда так никого и не смутила? Информатор The Moscow Post сообщил, что якобы автором идеи регистрации организации по столь популярному у госструктур адресу являлся замминистра МЧС Андрей Гурович. В ведомстве Гурович отвечает за финансовое направление, не являясь силовиком или профессиональным спасателем. Впрочем, это ни капли не помешало ему занять высокую должность.
И видать Гурович является весьма талантливым финансистом. По крайней мере, по неподтвержденной информации, опекаемый им Фонд здорово экономит на коммунальных услугах, которые вместо него могут оплачивать другие структуры МЧС. У них же организация может "заимствовать" и необходимые для работы технику, мебель и прочее имущество.
Быть может, за счет такой вероятной экономии Фонд и имеет солидные для некоммерческих организаций обороты - согласно "Руспрофайлу" прибыль за прошлый год составила 2.1 млн рублей. И тем удивительнее выглядит эта сумма на фоне нулевой выручки. И совокупность данных финансовых показателей может говорить о том, что деньги организации банально осваиваются.
Но еще более занятная информация обнаруживается в Пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств за 2020 год (имеется в распоряжении The Moscow Post). Согласно ему, основным источником возмещения расходов Фонда являются целевые поступления от организаций системы МЧС, АО Согаз, ПАО "Сбербанк" и физлиц. И как раз поступления от последних (по сути, пожертвования), представляют особенный интерес, ведь в данном случае и источник средств, и отправителя, при желании можно скрыть. На это и расчет?
Более того, по состоянию на 31 декабря 2020 года Фонд не освоил почти 250 тысяч рублей целевого финансирования и целевых поступлений. И сумма у организации копиться с 2019 года, по итогам которого на зависло 756 тысяч рублей. И деньги не просто где-то лежат - вполне открыто говориться о том, что свободные денежные средства размещаются на депозитах в банке. Иными словами, на вливаниях частных пожертвователей, МЧС, Согаза и Сбербанка кто-то может неплохо зарабатывать.
И похоже, понятно, кто именно - член Совета Фонда Андрей Гурович, бывший изначально учредителем организации. Вместе с ним Фонд учреждали должностные лица МЧС, близкие к замминистру - в частности, первым руководителем был Геннадий Панферов, погибший летом этого года.
Под его руководством активно закупали технику: два вертолета – АНСАТ и Ми-8, новейший рентген-аппарат для ФГБУЗ "72 Центральная поликлиника МЧС России", обновлен автомобильный парк учреждений МЧС России. За счет Фонда под личным контролем Геннадия Игоревича неоднократно оказывалась материальная помощь сотрудникам МЧС России - эту статью расходов, понятное дело, проконтролировать может быть весьма проблематично. Кроме того, Фонд организовывал культурно-массовые и спортивные мероприятия системы МЧС России. Ни для кого не секрет, что предприимчивые люди могут под таким "соусом" успешно осваивать деньги. И, учитывая финансовые показатели Фонда ГОЧС, это предположение вполне жизнеспособно.
От грузчика до замминистра
Еще охотнее в это верится, если вспомнить, что в 2019 году господин Гурович, самый молодой заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, стал богатейшим представителем ведомства по итогам года, обогнав даже своего тогдашнего начальника, трагически погибшего в этом году Евгения Зиничева. Тогда Гурович задекларировал почти 13 млн рублей, а также сто соток земли, 264-метровый дом, 140-метровая квартиру, два парковочных места, мотоцикл и автомобиль "Лада".
А ведь как раз за год до этого и появился тот самый Фонд. Надо полагать, первую финансовую поддержку он мог оказывать… своему же первому учредителю?
Последний должен уметь распоряжаться финансами, ведь он является дипломированным экономистом и юристом и свою карьерный путь начинал в коммерческих организациях, пройдя путь от грузчика до гендиректора.
И такого хваткого дельца себе в помощники в 2001 году взял ветеран МВД Александр Гуров, бывший тогда депутатом Госдумы. О самом Гурове, к слову, ходили слухи, что он мог быть "крышевателем" теневого издательского бизнеса. Если это действительно так, то и помощника он мог выбрать себе подстать.
А затем рекомендовал его главе ФМС Константину Ромодановскому, который пристроил его своим советников. На этом посту Гурович отметился спорными идеи, среди которых было предложение получить для ФМС право аккумулировать внебюджетные средства. Похоже, Гурович никогда не упускал возможности получить доступ к деньгам, которые "плохо лежат"...
Наверняка он очень радовался своему назначению на должность замначальника Административного управления, которое впоследствие и возглавил. В 2015 году он был назначен руководителем Управления Федерального казначейства по Москве, где его работу, похоже. отметил сам градоначальник Сергей Собянин. По крайней мере. это бы объяснило, почему с легкой руки мэра ему досталась квартира в бывшем доходном доме, расположенном в столице, в Большом Николоворобинском переулке, 10.
И уже после казначейства Гурович оказался в МЧС, куда притащил своего близкого друга, экс-мэра Воскресенска Виталия Лащенова, который был назначен заместителем начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России. И это при том, что этот человек вообще никогда не имел никого отношения к спасению или авиации. Впрочем, как и Гурович.
И последнему назначение Лащенова сулило проблемами. Дело в том, что в 2018 году тот был обвинен в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере. По версии следствия, в 2016 году Лащенов, являвшийся тогда депутатом Совета депутатов городского поселения Воскресенск, и Сергей Майоров, являвшийся депутатом Совета депутатов сельского поселения Фединское, склонили руководителя управляющей компании "ДомСервис" Дмитрия Новакова к фиктивному трудоустройству троих их знакомых в организацию на должности заместителей генерального директора. За период 2016-2017 годов "мертвым душам" была начислена заработная плата на общую сумму чуть более одного миллиона рублей, которую Лащенов и Майоров похитили, чем причинили ущерб управляющей организации.
Впрочем, эта уголовная история никак не аукнулась Гуровичу, который, как считается, мог пользоваться покровительством влиятельных людей. Начнем с того, что он был в хороших отношениях с Зиничевым, так как никогда не имел амбиций стать руководителем, а с финансовыми вопросами, которые курировал, успешно справлялся. Ну или. по крайней мере, успешно делал вид.
Его также считают близким к помощнику президента Анатолию Серышеву. В 2018 году Указом Владимира Путина тот был назначен главой комиссии по вопросам кадровой политики правоохранительных органов. В состав комиссии вошел и Гурович.
По некоторый информации, свой карьерный путь замминистра МЧС начинал в подмосковном элитном доме отдыха Конобеево Воскресенского района. Дом отдыха находился под патронажем "Газпрома", там любил отдыхать Виктор Черномырдин и другие уважаемые люди. Этим и объясняется его дальнейший витиеватый и успешный карьерный путь?
Впрочем. вскоре он может оборваться. Как утверждают авторы телеграм-канала ВЧК-ОГПУ, якобы в ноябре в отношении Гуровича начались проверки со стороны силовиков. некоторые связывают это с гибелью Зиничева, который мог быть его главным патроном.
Не исключено, что правоохранителей заинтересует как раз ситуация вокруг Фонд ГОЧС. Как минимум, они могут поинтересоваться адресом регистрации НКО. А дальше, того и гляди, обратят пристальное внимание на финансы учреждения?