Россельхозбанк продал три зерновых элеватора в Краснодарском крае - "Албашский", "Величковский" и "Степнянский". Это были последние нереализованные активы обанкроченного агрохолдинга "Настюша", когда-то одного из самых крупных на юге России. А покупателем стал скандальный агрохолдинг Концерн "Покровский", за которым стоит экс-чиновник и одиозный бизнесмен Андрей Коровайко, который ныне находится за границей.
Концерн "Покровский" считается одним из самых крупных, и при этом самых агрессивных в плане экспансии агрохолдингов не только на юге, но и во всей России. Многие игроки рынка называют методы прироста активов структуры, скажем так, сомнительными.
Якобы, в компании может существовать целая группа "решал", завязанных на местных сотрудников правоохранительных органов (Краснодарский край, Ростовская область), которые могут инициировать уголовные дела против своих конкурентов, да и просто владельцев, приглянувшихся дельцам земельных участков, затем - имущество отбирают по суду, а Покровский тут как тут с выгодным ценовым предложением.
Если в этом есть хоть доля правды, понятно, за счет чего холдинг мог так усилиться в последние годы. Ситуация осложняется еще и бывшей супругой господина Коровайко, сенатором Совета Федерации Еленой Рукавишниковой, которая может действовать в интересах холдинга.
Схема работы давно известна. "Российская газета" пишет прямо: "В отношении руководителя или учредителя местного предприятия возбуждается уголовное дело, арестовываются счета, блокируется работа бизнеса, после чего поступают предложения передать активы определенной компании".
Как утверждают авторы телеграм-канала "Ростов.ком", якобы сегодня сотрудники "Покровского" нацелились на земли фермеров печально известной станицы Кущевской в Краснодарском крае. По одной из версий, они могут находить вкусные участки земли, и писать заявления в отношении их собственников по поводу мнимой причастности последних к действиям банды Цапков, ныне находящихся за решеткой.
Однако, похоже, что-то пошло не так, и у "покровских" начался клинч с Генеральной прокуратурой и первым заместителем Генпрокурора Андреем Кикотем. Как утверждают авторы телеграм-канала "Ростов.ком", якобы местная ростовская прокуратура не утвердила обвинительное заключение в отношении собственницы земельного хозяйства в Кущевском районе Натальи Стришней.
За целым рядом уголовных дел на собственников сельхозугодий в Ростовской области и Краснодарском крае может стоять Андрей Коровайко?
Ранее она была задержана, причем за задержанием мог лично наблюдать начальник службы безопасности "Покровского" Сергей Ечкалов. В союзники господин Коровайко якобы мог взять тех же самых бывших членов банды Цапков, которые вдруг ни с того ни с сего стали давать показания на Наталью Стришную, Федора Стрельцова и Виктора Девтерева.
Всех этих людей объединяет одно - они крупнейшие землевладельцы Кущевского района Краснодарского края, на активы которых мог положить глаз Концерн "Покровский". Причем поговаривают, что показания "свидетелей" могли согласовываться тем самым Сергеем Ечкаловым с подачи Андрея Коровайко.
Дошло до того, что Наталья Стришная не выдержала давление и предприняла попытку суицида. Об этом пишет "Комсомольская правда". "За 4 месяца давления не могу больше жить. Ечкалов, Хачатуров, Коровайко, постоянное давление. Ни я, ни брат, ни в чем не виноваты", - приводит издание ее слова. К счастью, женщину удалось спасти, но ей пришлось полежать в реанимации.
"СКВО" против родни и "Покровского"
Параллельно с этим в Ростовской области продолжается противостояние между руководителем сельскохозяйственного ЗАО "СКВО" Анной Касьяненко и владельцем Концерна "Покровский" Андреем Коровайко. Анна осталась руководить предприятием после смерти отца в 2015 году, но тот не успел оставить завещания. И понеслось.
Сегодня сельхозпредприятием руководит дочь Владимира Михайловича Анна Касьяненко. Взвалить на себя бремя генерального директора "СКВО" ей пришлось в 24 года, после смерти отца. Наследников у Касьяненко фактически трое: последняя жена Елена Владимировна, дочь Анна и сын от предыдущего брака Денис.
Еще до скорой смерти отца к Анне стали приезжать неизвестные люди и требовали продать активы, ведь "покупатель уже есть". По мнению заместителя генерального директора "СКВО" Анатолия Ефанова, к их предприятию проявили активный интерес люди из крупного концерна, который уже успел "прославиться" в Краснодарском крае.
Как цитирует его слова "Российская газета", в ход идет обкатанная схема: используют семейные неурядицы, конфликты между партнерами или сложное финансовое положение компании. Обнаружив малейшую возможность вбить клин между партнерами или членами семьи, тут же принимаются за дело.
В случае со "СКВО" решили раздуть даже не существовавший на тот момент конфликт между наследниками. Якобы для этой цели используют первую жену Касьяненко Лидию и приемного сына от первого брака Дениса. От их имени и стали действовать представители концерна.
По слухам, вскоре после начала этой эпопеи официально безработный Денис стал собственником автомобиля "Тойота Лэнд Крузер", а его мама Лидия - собственницей дома в Ростовской области.
В качестве других примеров наблюдатели приводят предприятие "Маяк" в Ейском районе Краснодарского края, "Павловский сахарный завод" с целой группой агропредприятий в Московском районе.
В эту же ситуацию попал и завод "Самтрест", который занимался розливом грузинских вин. В один их дней 2002 года в кабинет генерального директора завода Бондо Бабунидзе ввалились вооруженные люди. Они силой заставили Бабунидзе подписать долговые расписки. Этим налетом завершился конфликт Бабунидзе с Коровайко, на тот момент - сотрудником представительства президента в Южном федеральном округе, которым руководил тогда генерал Виктор Казанцев. Об этом писал "Форбс".
Перед этим Бондо Бабунидзе искал инвесторов. И Коровайко ввел его в дом генерала Казанцева. Супруга генерала, Тамара Казанцева обещала Бабунидзе всяческое содействие. Но когда Бабунидзе отказался подписывать новый устав и учредительные документы ООО" Самтрест", созданные Коровайко, она грозно пообещала: "Если не подпишешь, я с тобой по-другому поговорю" ... Об этом писала "Новая газета".
И вскоре у ООО "Самтрест" появились новые собственники: Антон Рукавишников, Олег Пономарев и Геннадий Калинченко. Антон Рукавишников - это брат Ирины Рукавишниковой, бывшей жены Андрея Коровайко.
Показательна еще одна история. С 2013 года представители "Покровского" пытались добиться, чтобы глава крестьянско-фермерского хозяйства Каневского района Нина Карпенко отдала им всю свою землю. Карпенко не сдавалась. Но в хозяйство зачастили надзорные органы. И когда пришла пора убирать урожай, на поля Нины Карпенко дружно выехали комбайны Концерна "Покровский". Об этом писала "Российская газета".
Потом работники концерна пытались убрать ячмень, который вызрел на полях у Карпенко. Следом дошел черед сеять кукурузу. И вновь фермеры увидели на своих полях чужаков. Кукурузу сеяла техника Концерна "Покровский". Фермеров в поле не пускали, пригнали 10 огромных грузовиков с прицепами. Выставили охрану, которая загородила фермерам проход на поле. Но ведь это поле стояло на кадастровом учете именно в КФХ Нины Карпенко.
Фермеры пробуют судиться с Коровайко, но добиться правды в судебных тяжбах с концерном, обладающим миллиардными финансовыми ресурсами, рядовым фермерам сложно. А аппетиты концерна растут и растут: сегодня у него 35 предприятий в 5 сельскохозяйственных отраслях: растениеводстве, молочном и мясном животноводстве, мясопереработке и производстве сахара. Земельный банк концерна насчитывает 240 000 га земли.
Обкатанные схемы "Покровского"
Все это началось не сегодня, и не вчера, а еще в нулевых годах. "Покровский" засветился в истории с ростовским ФГУП "Электроаппарат". После ареста бывшего арбитражного управляющего на предприятие пришли представители нового кредитора, скупившие большую часть кредиторской задолженности, - ООО "Барс" во главе с Ириной Рукавишниковой.
В последующем на месте предприятия планировалось строительство жилого комплекса "Зеленая роща". Городские власти были против: под землей находилось бомбоубежище, но концерну удалось добиться разрешения на застройку.
Не менее скандальной была ситуация со сменой собственника на ростовском заводе "Самтрест". Памятна ростовчанам история и с попыткой построить дом для преподавателей тогда Ростовского государственного строительного университета. На территории, сопредельной со стройкой Концерна "Покровский", должен был появиться дом для деканов и преподавателей вуза.
Некоторые из них даже отдали свои квартиры переселенцам из частных домов, чтобы ускорить начало строительства. Но затем по новому генплану Ростова будущий объект РГСУ с этой территории исчез, а ее бывшие обитатели остались без обещанного жилья. На месте "профессорского" дома потом появился объект "Покровского".
Как пишет "Российская газета", концерн, имея на руках большие заемные средства, берет под контроль крупные, но экономически подкошенные местные предприятия. Казалось бы, все по закону. Но получается, что "покровские" кровно заинтересованы лишь в том, чтобы местные производители становились банкротами. Похоже, что с почившей "Настюшей" произошло нечто подобное, а теперь ее активы в руках Коровайко.
Однако сейчас, как говорят, делами ростовских и краснодарских правоохранителей, при которых происходит все это непотребство, заинтересовались их московские коллеги, в том числе упомянутый заместитель Генпрокурора Андрей Кикоть. Как пишет "Версия", в разгар пандемии коронавируса в Москве могла произойти встреча сенатора Ирины Рукавишниковой и главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина.
Поговаривают, что Рукавишникова просила его взять под личный контроль несколько уголовных дел, которые объединяет одно - якобы, все они возбуждены по инициативе Покровского. Рукавишникова и Коровайко хотят сыграть на давних противоречиях Генпрокуратуры и СК РФ?
Это может выйти для Коровайко и его компании боком. Слишком уж много фактов, заявлений, ситуаций, которые позволяют присмотреться к Покровскому и Коровайко поближе. Сколь веревочке не виться, коней будет - а суля по неуемным аппетитам концерна, конец этот приближается неумолимо.
И реакция замгенпрокурора, с чьей подачи прокуратура Ростовской области отказалась утвердить обвинительное заключение в отношении собственницы земельного хозяйства в Кущевском районе Натальи Стришней - не звоночек, а прямо-таки удар колокола. Скоро за границей вслед за Коровайко окажутся и другие из "Покровского"?