Сбой в работе систем Росреестра, начавшийся в августе и повлиявший на сроки регистрации недвижимости, мог быть связан с использованием свободного ПО Ceph американской разработки в центре обработки данных (ЦОД) «Ростелекома», считают участники рынка. К концу рабочей недели 31 августа оператор говорит лишь о «поэтапном восстановлении» систем ведомства. Проблема привела к задержке регистрации массы сделок с недвижимостью. Но штрафовать «Ростелеком» в Росреестре не собираются.
«Ростелеком» работает над «поэтапным восстановлением всех государственных услуг Росреестра», сообщили “Ъ” в пресс-службе оператора 31 августа. О том, что 20 августа произошел сбой в системе, обеспечивающей прием и обработку заявлений на оказание государственных услуг Росреестра из-за аварии в арендуемом ЦОД «Ростелекома», стало известно 22 августа. Тогда же ведомство утверждало, что «Ростелеком» восстановил работу ЦОД, но в связи с накопившимся числом обращений возможно увеличение сроков их предоставления. Росреестр планировал до 23 августа восстановить предоставление услуг в штатном режиме, но уже 28 августа заявил, что, этого не произошло. Ситуацию обсуждали на совещании 27 августа, где «Ростелеком» заявлял, что работа восстановиться 31 августа, но и это не получилось.
В пресс-службе Росреестра сообщили, что инициировали возобновление приема документов в тех регионах, где он прекращался «в отдельных офисах МФЦ» («КоммерсантЪ FM» сообщал, что пострадали свыше 50 регионов), и с 27 августа заявления фиксируются и обрабатываются. Росреестр с «Ростелекомом» круглосуточно работают над ликвидацией последствий аварии, оператор предоставил дополнительные резервные мощности и ресурсы памяти, подчеркнули в Росреестре. По данным РБК, что у ведомства накопилось свыше 180 тыс. необработанных запросов и оно хочет оштрафовать оператора. Но “Ъ” в Росреестре заверили, что штраф не обсуждается.
В пресс-службе «Ростелекома» утверждают, что сбой в работе Росреестра связан с неполадками в ПО оборудования, на котором развернуты прикладные системы ведомства. На своей странице в Facebook управляющий директор разработчика «Росплатформа» Владимир Рубанов со ссылкой на свои источники указал, что авария может быть связана со сбоем в работе свободного ПО Ceph (представляет собой распределенное хранилище данных, разработано американцем Сейджем Уэйлом). Такую же версию выдвигали в одном из закрытых чатов Telegram со ссылкой на сотрудников, обслуживающих систему в Росреестре.
В «Ростелекоме» не ответили, действительно ли авария связана со сбоем в работе Ceph. По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, доработкой Ceph должна была заниматься дочерняя «Ростелекому» компания «Тионикс» (там комментария не предоставили). На ее сайте указано, что компания является «национальным оператором облачных услуг на основе решений OpenStack и собственных разработок». По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2017 году «Тионикс» заключила четыре контракта на сумму 113,7 млн руб., все с «Ростелекомом». В своих материалах компания сообщала о рабоет с Росреестром. В них говорится, что для бесперебойного функционирования единого государственного реестра недвижимости ведомству предоставлены вычислительные и сетевые ресурсы, реализована система криптографической защиты информации каналов связи на базе отечественных решений. Среди выгод для заказчика компания называла «значительное» сокращение стоимости, переход на ПО из реестра отечественного софта и катастрофоустойчивость. В реестре отечественного софта 29 марта был зарегистрирован программный комплекс «Тионикс» в классе систем хранения данных. В его архитектуре используются решения Ceph, следует из информации на сайте «Тионикс».
«При использовании свободного ПО важно не просто брать готовый код, но формировать локальную экспертизу в нем и участвовать в международном сообществе разработчиков, которые этот код создают, иначе риски использования такого свободного ПО слишком высоки»,— полагает господин Рубанов. По данным сайта StorageReview.com, в 2015 году для развития Ceph был создан совет, в который входят представители разработчиков ПО: британской Canonical, американских Cisco Systems, Intel, Red Hat и SanDisk, японской Fujitsu, немецкой Suse, а также Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН).