Депутата Госдумы Валерия Рашкина заинтересовали опубликованные в Интернет сканы американских паспортов членов семьи российского министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Анонимный блоггер утверждает, что и сам Михаил Абызов – гражданин США. Валерий Рашкин намерен обратиться к руководителю ФСБ Александру Бортникову с требованием провести проверку подлинности опубликованных сканов и достоверно выяснить вопрос о гражданстве Абызова.
Разумеется, если материалы окажутся подлинными, Рашкин надеется получить от ФСБ объяснение, как оказалось, что российский министр является гражданином США. Не менее интересен вопрос, почему эту ситуацию публично разоблачает блоггер, а не органы госбезопасности, для которых это штатная обязанность.
Отметим, что это не первая информация на ту же тему, ставшая публичной. Ранее в прессе открыто публиковались материалы о том, что семья Михаила Абызова постоянно проживает за рубежом. Сыновья Даниэль и Никита, дочь Зоя являются гражданами США, а супруга Екатерина Сиротенко имеет вид на жительство в Штатах. Родители Сиротенко, получившие гражданство в 2008 году, живут в США с 1991 года. Указывалось, что семья российского министра имеет в пользовании ряд объектов зарубежной недвижимости: квартиру (341 кв. м) и гараж (42 кв. м) в Лондоне, помещение в загородном доме (180 кв. м) в Италии по адресу Вальпиана, г. Масса-Мариттима, владение Иль Тезоро. На сына Даниэля оформлена вилла в провинции Гроссето, Тоскана, Италия, стоимостью 2,2 млн. евро
Указывалось, что семья российского министра имеет в пользовании ряд объектов зарубежной недвижимости: квартиру (341 кв. м) и гараж (42 кв. м) в Лондоне, помещение в загородном доме (180 кв. м) в Италии по адресу Вальпиана, г. Масса-Мариттима, владение Иль Тезоро. На сына Даниэля оформлена вилла в провинции Гроссето, Тоскана, Италия, стоимостью 2,2 млн. евро. Хорошо живут российские министры! Прямо так и хочется устроиться к ним в правительство работать. Работать и зарабатывать…
На наш взгляд, сама ситуация, когда семья российского министра проживает на территории нашего геополитического противника, абсурдна. Да и депутат Валерий Рашкин, судя по его заявлениям, явно также считает.
Мотивом для «рытья» со стороны коммунистов под Абызова стало то, что название возглавляемого им министерства очень уж созвучно с программой Госдепа, которую тот пытается внедрять в некоторых странах, — пояснил депутат журналистам. Валерия Рашкина, таким образом, удивило происхождение самой идеи. Кто-то мог бы счесть это мелочной придиркой… Но если бы название было единственным поводом задавать вопросы Михаилу Абызову!
Сам проект «Открытого правительства» изначально являлся американской инициативой по внедрению системы оказания внешнего воздействия на ключевые решения, принимаемые правительственными структурами. Он не имеет исключительно российской направленности, а предлагается американцами многим, в основном развивающимся странам, у которых не хватает самостоятельности жить своим умом. К внедрению данного проекта в России с подачи Абызова были привлечены многие западные консалтинговые и аудиторские компании, которые неоднократно упоминались в связи с возможным их использованием иностранными спецслужбами, но об этом несколько ниже. Так что коммунисты, в действительности, были вовсе не так уж и наивны.
АПН неоднократно выступало по поводу деятельности "Открытого Правительства", его министра и лиц, которые в результате неведомого коммуникативного недоразумения называются "экспертами". Но, если честно, мы в основном подозревали банальные распил и некомпетентность, лоббирование неких частных коммерческих интересов – все те, обычные безобразия, которыми веками занимается российское чиновничество, пусть несколько усовершенствованные в связи с новыми веяниями.
А вот подобный чудесный поворот темы нам и в голову не приходил.
Ну что же, теперь мы знаем, что, оказывается, "можно и так". Можно в рамках госслужбы бороться за «открытость» России, а частным образом организовывать себе запасную площадку где-то за океаном.
Впрочем, определенные намеки на возможность подобного поворота темы наблюдались и ранее. Мы писали, что работу "Открытого Правительства" по факту курирует и направляет аналитический центр «Форум». Обратив внимание на то, что ключевыми фигурами в Форуме является ряд иностранных консалтеров, и можно было подумать, что вся эта история в итоге имеет не чисто коммерческий, а межгосударственный акцент. Например, должности исполнительных директоров в аналитическом центре занимают Екатерина Шапочка и Александр Брагин, которые по совместительству работают в западных Price Waterhouse Coopers и Deloitte. Нам кажется интересной в этой связи и фигура еще одного исполнительного директора – Игоря Шленского, бывшего подчиненного Абызова в РАО ЕЭС и медиатренера Анатолия Чубайса.
Сотрудники этих частных консалтинговых компаний, тесно интегрированные в инфраструктуру "Открытого Правительства", обладают доступом к конфиденциальным и секретным документам Правительства РФ, к стратегическим данным крупнейших российских компаний, которые проходят всякого рода "экспертизы" в ОП. И вряд ли можно представить убедительные гарантии того, что эти конфиденциальные сведения не утекают на Запад. Особенно с учетом того, какой пример своим поведением подает сотрудникам аналитического центра сам господин Абызов.
Немало интересных персонажей до недавнего времени присутствовало и в составе Экспертного совета при Правительстве РФ, которым руководит Абызов. Например, Сергей Гуриев, который пару лет назад спешно покинул Россию, Сергей Алексашенко, уже давным-давно позиционирующий себя как непримиримый оппонент российской власти, или же официально имеющий многомиллионные долги Владислав Иноземцев.
Отдельный вопрос вызывает компетентность сотрудников аналитического центра «Форум», которые курируют работу Экспертного совета при Правительстве РФ. Как известно, Открытое правительство должно проводить экспертизу экономических и социально значимых решений федерального уровня, но судя по всему, на этом направлении министр Абызов не добился сколько-нибудь значимых результатов. Иначе мы увидели бы за его авторством предложения и меры, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Проявление некомпетентности и непрофессионализма на таком высоком уровне безусловно пугают. Но не меньшую обеспокоенность вызывают предположения о том, что некоторые члены Открытого правительства, включая его руководителя Абызова, сами были заинтересованы в усугублении макроэкономической депрессии. Например, чтобы закрыть наконец вопрос с долгами инжиниринговой компании «Группа Е4», бенефициаром которой до недавнего времени являлся Абызов и его семья. Напомним, Е4 получила серию претензий от Сбербанка (на 2,8 млрд. рублей), «Альфа-Банка» (на 5,7 млрд. рублей), банков «Россия», «Глобэкс» и др. Менеджмент объяснял проблемы E4 тем, что якобы у компании внезапно кончились деньги на обслуживание кредитов и даже на выполнение социальных обязательств перед работниками. Конечно, кризис в данном случае может быть удобным объяснением. Но не объясняются ли проблемы E4 желанием провернуть очередную схему? Она предельно проста: в начале периода девальвации оборотные средства Группы Е4 банально выводятся за рубеж, а со стабилизацией курса возвращаются, но в существенно большем, благодаря обесцениванию, объеме. Которого достаточно не только, чтобы расплатиться по долгам, но еще и прибыль получить. Принимать непосредственное участие в этом процессе вполне мог давний товарищ Абызова - Вэл Ванинов, бывший член совета директоров Е4 и тоже гражданин США.
Как бы там ни было, но день, когда Михаил Анатольевич избавился от Группы Е4 (а случилось это буквально в июне 2015 года), наверняка стал одним из самых счастливых в его жизни. Уж больно проблемная была компания: многомиллиардные долги перед банками, претензии к качеству и срокам строительства крупнейших энергообъектов со стороны российских и иностранных заказчиков, сотни жалоб и исков от кинутых работников в надежде получить положенную зарплату, и т.п.
К тому же бизнес-империя господина Абызова, надо думать, сильно не пострадала. О его российских активах было много написано. Это и энергетические компании в Новосибирске, и Дальмостострой, и агрохолдинг «Копитания» и многие другие, общая стоимость которых, по оценке журнала «Forbes», составляет 1 млрд. долларов. А вот иностранные активы министра, за исключением британской угольной Powerfuel, были обойдены вниманием. Мы восполним этот пробел.
Не так давно иностранные СМИ опубликовали документ, содержащий названия принадлежащих Абызову оффшорных компаний, через которые российский чиновник высшего ранга контролирует свои активы. Это Tecalson Investments, Kalielson Investments, Blackville Investments, Gardenvale Investments, Kevalda Holdings, Eforg Asset Management, Sibeco Asset Management и Obymen Lake Holdings Ltd. (все кипрские), Batios Holding Ltd., Fortiza Ltd., Arinya United Company S.A. и Kolora Management Inc (Британские Виргинские острова и Каймановы острова). Нельзя не упомянуть и принадлежащую Абызову оффшорную компанию «Cushendal Ventures Limited» (Британские Виргинские Острова), через которую проходят значительные денежные суммы. В общей сложности член российского правительства контролирует от сорока до пятидесяти компаний и фондов на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах.
Странно, что нет в этом списке ни одной компании из Воронежа или Рязани, ну или Москвы… Но нельзя сказать, что оффшоры господина Абызова совсем отвязаны от российской почвы. Их названия можно также обнаружить в материалах судебных разбирательств на сайте Высшего Арбитражного Суда России - а это уже немало.
По сведениям ряда российских и британских экспертов, все это подставные фирмы, через которые министр без портфеля контролирует мощности по выработке электроэнергии, а также оптовые и розничные распределительные сети в ряде регионов России, общая стоимость которых составляет миллиарды долларов. Министр Абызов, видимо, смеется над гневом Путина по поводу "оффшорных энергетиков", мнение Президента ему не указ.
Интересно, что до 2014 года в его собственности находилась и компания «Emmerson International Corp.», позже переданная в трастовое управление офшору «Abacus Ltd.» (Кипр). В этот траст Абызов также передал облигации американского (250 млн. долларов) и германского (50 млн. евро) правительств, более 50 млн. долларов и 35 млн. евро на счетах в Нью-Йоркском отделении банка «JP Morgan».Согласно трастовому соглашению с «Аbacus Ltd.», Михаилу Абызову как бенефициару ежеквартально должны передаваться доходы и дивиденды по управлению активами. По отчету офшора, направленному Абызову, его доход от управления данными активами за 2013 год составил более 13 млн. долларов США и 5 млн. евро. Похожая сумма была получена им и в 2014 году.
Эти средства не были показаны Абызовым в декларации о доходах за соответствующие периоды и, предположительно, были направлены в подконтрольные ему оффшорные структуры.
Данные обстоятельства могут рассматриваться как прискорбная забывчивость, если быть совсем уж сострадательным к бедному министру. А могут трактоваться и как использование министром Открытого правительства иностранных финансовых инструментов, что прямо нарушает российское законодательство.
В общем, какой-то непатриотичный вырисовывается образ министра российского правительства Михаила Абызова. Чиновник с американским паспортом в кармане, возглавляющий созданную по американским лекалам структуру, где ключевые должности занимают сотрудники западных консалтинговых, в том числе американских, компаний. Да к тому же неоднократно заподозренный в выводе средств в США… Список можно продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы правоохранительные органы обратили, наконец, внимание на деятельность «американского патриота».