Алишер Усманов рассказал о своей жизни под две бутылки водки

Источник
Российский миллиардер Алишер Усманов впервые за десять с лишним лет дал интервью газете Financial Times. Он рассказал об отношениях с Путиным и Абрамовичем, санкциях и наследниках, расставании с «Арсеналом» и интересе к новому клубу. Forbes пересказывает самое интересное из интервью
Интервью с Алишером Усмановым вышло в рубрике Lunch with the FT, в которой журналисты издания общаются с бизнесменами и топ-менеджерами за обедом в ресторане (а иногда, как было в случае с создателем Ethereum Виталиком Бутериным, заказывают еду на дом). С Усмановым автор материала, шеф московского бюро FT Генри Фой встретился в отеле на озере Тегернзее в Баварских Альпах. В последний момент интервью едва не отменилось. Усманов сослался на трудный день и добавил: «Честно говоря, если вы хотите узнать все о моей жизни, нам понадобится как минимум две бутылки водки».

Интервью все же состоялось — в ресторане пятизвездочного отеля, имитирующем классическую таверну с обитыми деревом стенами и официантками в традиционных баварских платьях, описывает Фой. В совокупности обед из баварских блюд, на котором также присутствовал переводчик Усманова, обошелся в €288. Больше четверти этой суммы (€62) ушло на водку.

«Без водки что это за разговор?» — пояснил Усманов. Как пишет Фой, миллиардер поднимал тосты «за дружбу», «за свободу выбора» и «за спорт, друзей и прекрасных женщин». Forbes пересказывает самое интересное из интервью.

О Путине и отношениях с властью

На вопрос журналиста о том, близок ли Усманов к президенту России Владимиру Путина, миллиардер ответил, что общается с ним, но никаких личных заданий никогда от него не получал.

«Ему ничего не нужно. Ему не нужны олигархи, только крепкое государство», — говорит Усманов о Путине. «Я признаю лидера страны, гражданином которой являюсь. Я уважаю его. Я думаю, что сегодня он является лидером номер один в мире… Но я никогда не имел ничего общего с этими так называемыми специальными заданиями», — подчеркнул миллиардер.

Под специальными заданиями Усманов имел в виду заявления властей США о том, что некоторые российские бизнесмены действуют от имени Кремля, уточняет FT. В январе 2018 года Минфин США представил конгрессу так называемый кремлевский доклад со списком «высокопоставленных российских чиновников и предпринимателей, приближенных к руководству России». В этот список вошел в том числе и Алишер Усманов.

Усманов подчеркивает, что его нельзя называть «олигархом» — своим богатством, по его словам, он ни в коей мере не обязан государству, так как свои активы он приобрел на рынке, а не в процессе приватизации в 1990-е годы. «Все активы я и мои партнеры покупали в России, на вторичном рынке, это не было связано с так называемым процессом приватизации. Никто никогда мне ничего не дарил», — заявил он.

При этом миллиардер признает, что государство ему часто помогало. «Все время, с тех пор как я начал заниматься крупным бизнесом, крупными промышленными активами, власть, государство были очень полезными и никогда не отказывали нам ни в чем», — пояснил бизнесмен.

О санкциях

Усманов заверил, что не боится введения против него санкций, так как в своей жизни повидал вещи и пострашнее, но признал, что если это случится, ему «будет больно». «Как я могу бояться санкций, если в жизни я столкнулся с гораздо более серьезными вещами? Я их не заслуживаю, поэтому будет больно, если они придут… Я не вмешиваюсь. Я не вмешиваюсь ни в какие политические вопросы», — заверил он.

В 2014 году после введения санкций против России из-за присоединения Крыма Усманов сократил свою долю в USM холдинге, снизив ее с 58% до 48%, что должно спасти компанию от негативного влияния в случае, если против него введут персональные санкции.

По мнению миллиардера, применять политические и военные средства борьбы к бизнесу неправильно. «Россия — большая страна и в некотором смысле это сверхдержава. И она будет бороться за свое место. И чем раньше ее партнеры поймут это, тем легче им будет легче заключить сделку. Я уверен, что миллионы [людей] думают, как я», — сказал он.

О футболе, уходе из «Арсенала» и новом клубе

В августе 2018 года миллиардер продал свою 30% долю в футбольном клубе «Арсенал» миллиардеру Стивену Кронке, с которым многие годы боролся за контроль в клубе. «Если бы мы работали вместе, мы бы наверняка достигли гораздо большего. Но время придет, вы знаете, для большего успеха, и поклонники «Арсенала» вернутся на стадион», — комментирует этот вопрос Усманов.

По словам миллиардера, уход из «Арсенала» был похож на прощание с любовью. «А как бороться со старой любовью? Нужно найти новую», — смеется он. Такой новой страстью, как пишет FT, может для него стать английский клуб «Эвертон», контрольным пакетом в котором владеет партнер и давний друг Усманова Фархад Мошири. По словам Усманова, если ему предложат, он с удовольствием вложится в клуб.

«Я думаю о своих инвестициях в этот клуб. Я не могу отказаться от «Арсенала», не оставлю его как болельщик. Но если я присоединюсь к «Эвертону», то я буду носить его футболку, потому что я профессионал», — добавил он.

Усманов также не исключает, что может инвестировать в строительство стадиона «Эвертона». По данным Financial Times, Усманов помог переманить в клуб итальянского тренера, бывшего тренера «Реал Мадрид» и «Ювентус» Карло Анчелотти.

О наследстве

Свои активы миллиардер планирует разделить между родными и руководителями его компаний. «Жизнь не вечна, — говорит Усманов. — Многие люди помогали мне. Поэтому я хочу помочь своей семье и своим менеджерам, отдав им свои доли». В интервью Forbes он также рассказывал, что в будущем планирует передать свой пакет менеджменту компании, а не детям.

«Пятьдесят процентов семье, пятьдесят процентов — менеджерам, которые, на мой взгляд, заслуживают этого, — делится планами Усманов. — Каждый, кто сегодня находится на высокой должности, получит свое. Это моя натура. Если судьба что-то дала, надо делиться».

О «Коммерсанте»

Усманов отрицает, что принадлежащий ему ИД «КоммерсантЪ» в прошлом году уволил политических корреспондентов газеты по распоряжению акционера. «Я этим сейчас не занимаюсь, — говорит он, называя уволенных журналистов «хорошими». — Иногда я высказываю свое мнение [редактору] о статьях или о чем-то подобном».

Фой отмечает, что одного его знакомого журналиста уволили за статью об Усманове. «Послушайте, в «Коммерсанте» часто появляются слухи обо мне, — отвечает миллиардер. — [Верить им] точно не стоит. Они часто ошибаются».

О Романе Абрамовиче

Усманов знаком с владельцем футбольного клуба «Челси» Романом Абрамовичем с 1986 года и называет его «очень хорошим другом». За обедом он обсуждает решение Великобритании не продлевать визу бизнесмену с 2018 года.

«Когда речь идет о ком-то, кто вложил столько денег в Великобританию, кто болеет за «Челси» и гордится Лондоном, — я считаю, что как минимум с ним должны были поговорить и объяснить, что он должен сделать, чтобы остаться в Великобритании. Я думаю, в этом случае влияла политика», — сказал Усманов.

Об инвестициях в Кремниевой долине

«Я знал, что эта компания перевернет мир с ног на голову», — говорит Усманов о своих ранних инвестициях в Facebook. По его словам, он вложил в компанию $460 млн напрямую и еще $420 млн через фонд, управляемый его партнером Юрием Мильнером F 31, и в какой-то момент контролировал почти 8% акций Facebook. Инвестиции, по словам Усманова, вернулись более чем в пятикратном размере.

Пять самых разбогатевших российских миллиардеров 2019 года: как они заработали $27 млрд?

Владимир Потанин

Прирост за год: $7,8 млрд

Состояние на 24 декабря: $23,8 млрд

Секрет успеха Владимира Потанина прост: «Норникель», 30% которого принадлежит бизнесмену, продолжает уверенно расти. Если год назад бумаги торговались по цене 12 500 рублей за штуку, то сейчас их стоимость приблизилась к отметке в 20 000 рублей. Помогают этому как хорошая отчетность самой компании, так и благоприятные внешние факторы: запрет на экспорт никеля из Индонезии и рост цен на палладий из-за сбоев в электроснабжении ЮАР, которые грозят приостановить работу шахт в стране.

Леонид Михельсон

Прирост за год: $5,9 млрд

Состояние на 24 декабря: $27 млрд

Залог благосостояния Леонида Михельсона — крупные пакеты акций «Новатэка» и «Сибура». И если второй еще только собирается выходить на IPO, то «Новатэк» давно и успешно торгуется на бирже и даже конкурирует с «ЛУКОЙЛом» за звание крупнейшей по капитализации частной компании России. В планах компании — построить завод «Арктика СПГ-2», а значит, акции «Новатэка» могут продолжить рост.

Вагит Алекперов

Прирост: $5,3 млрд

Состояние на 24 декабря: $23,8 млрд

Главный нефтяной магнат России и сооснователь «ЛУКОЙЛа», крупнейшей независимой компании России, Вагит Алекперов должен быть доволен уходящим годом. Компания регулярно радует инвесторов хорошими новостями, например, в середине октября «ЛУКОЙЛ» объявил о новых принципах дивидендной политики, в рамках которой дивиденды оказались привязаны к денежному потоку (подробнее здесь). В итоге за последний год акции компании выросли с 4800 рублей за штуку до 6000 рублей.

Геннадий Тимченко

Прирост за год: $4,1 млрд

Состояние на 24 декабря: $22,7 млрд

Геннадий Тимченко владеет пакетами акций компаний «Новатэк» (23,49%), «Сибур» (17%), «Стройтранснефтегаз», «Стройтрансгаз» и «Трансойл». Впрочем, сам бизнесмен, по собственному признанию, активно нефтегазовым бизнесом больше не занимается.  «Я ни нефтью, ни газом не занимаюсь. Я вас уверяю, я не занимаюсь ни трейдингом. <...>. У меня же санкции, чем мне заниматься. Я вот сижу и жду, когда мне дивиденды заплатят. Вот и все, что я делаю», — заявил он в конце декабря 2019 года.

Алексей Мордашов

Прирост за год: $3,8 млрд

Состояние на 24 декабря: $20,2 млрд

Акции «Северстали», главного актива Алексея Мордашова, растут вместе с рынком металлов. Позитивное влияние на котировки компании оказало в том числе заключение торгового соглашения между США и Китаем.
Персоны Компании
Самые скандальные олигархи 2019 года: Гуцериев, Абызов и газовые короли Арашуковы
The Moscow Post весь год скрупулезно следил за "выходками" самых богатых, самых успешных, самых раскрученных и самых… скандальных олигархов.
От Тефтелева до Селезнева: громкие отставки минувшего года
Уходящий Год Свиньи поступил прямо скажем, по-свински с целым рядом наших героев: под фанфары "загремели" сразу несколько губернаторов, особо заметные мэры, а также депутаты, бизнесмены, высокопоставленные чиновники. Подводим итоги года?
Герман Греф додавил Антипинский НПЗ
Арбитражный суд Тюменской области признал банкротом Антипинский нефтеперерабатывающий завод. По решению суда, открыто конкурсное производство на полгода
У Владимира Потанина выдался тучный год
Согласно подсчетам агентства, им стал совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. В 2019 году его состояние выросло на 8,5 миллиардов долларов.
Михаил Гуцериев связался с фигурантами «мальтийского дела»?
Последняя активно внедряется в российский нефтяной бизнес, а среди лоббистов ее интересов все чаще звучит имя олигарха Михаила Гуцериева. Вместе с тем, в Европе эта компания уже получила известность
Расстреляет ли Алексей Рахманов, президент ОСК, «Виктора Черномырдина»
Можно многое рассказывать о производственных «подвигах» Рахманова – от провалов в модернизации подводного флота до срыва всех сроков в строительстве атомных ледоколов для Северного морского пути...
Игорь Сечин рвется в бой с НОВАТЭКом
Зачем «Роснефти» опять понадобилась Арктика.
Папины дочки: Катерина Тихонова присоединилась к Ксении Шойгу в правительственном совете по спорту
Катерина Тихонова, которую Reuters и Bloomberg называли дочерью Владимира Путина, вошла в правительственный совет по развитию физкультуры и спорта. Среди других членов совета — дочь министра обороны Ксения Шойгу и супруга Алишера Усманова
Новогодний канкан российских миллиардеров: кто заработал 27 миллиардов долларов
Пятеро самых удачливых участников российского списка Forbes за 12 месяцев прибавили к своим состояниям в сумме $27 млрд
Сергей Шишкарев купил «Трансконтейнер» без хитростей
Владелец группы «Дело» Сергей Шишкарев о партнерах, кредитах и офертах.
Как Евгений Гинер всех купил
Патрон ЦСКА Евгений Гинер перестал быть владельцем клуба, который за долги по стадиону перешел под контроль государственного ВЭБа. Почти 19 лет одиозный руководитель разными методами складывал победный красно-синий пазл, перевернув и где-то даже подмяв под себя российский футбол. Как это было.
«Наедем на Примакова тяжело, тяжело»
Борис Березовский, Роман Абрамович и Владимир Гусинский обсуждают, как «надавать» Евгению Примакову
Как Владимир Потанин в очередях за сахаром стоял
Президент холдинга «Интеррос» Владимир Потанин дал интервью Bloomberg для проекта The Rise of the East European Billionaires, в котором вспомнил о своей жизни в СССР, объяснил причины его распада и нашел оправдание залоговым аукционам. 
Мусе Бажаеву не даются банки
Муса Бажаев никак не может стать кредитором.
Миноритарии «Распадской» пожаловались в ЦБ на Романа Абрамовича
Они обвиняют компанию в работе исключительно в интересах контролирующего акционера – Evraz.
Михаил Прохоров отточил интуицию на выходе в кэш
Почему миллиардер Михаил Прохоров продал свой баскетбольный бизнес и какие проекты интересуют его сейчас?
Как Константину Эрнсту удалось сделать Первый канал глубоко убыточным
Как интернет, пропаганда и амбиции Константина Эрнста сделали глубоко убыточным Первый канал — и что с ним теперь будет.
Люкс для своих
У Алисы Алекперовой, невестки миллиардера Вагита Алекперова, появился туристический бизнес. Агентство President Travel обещает «сделать ваше путешествие сенсацией». «Ко» разбиралась, какие услуги и кому предлагает Алиса.