Альфа-банк припал к молоку "Эконивы"

Источник
Молочная отрасль – одна из самых рентабельных в сельском хозяйстве.
Владельцем 16% акций холдинговой компании группы «Эконива» немецкого бизнесмена Штефана Дюрра, Ekosem-Agrar, оказалась кипрская Torentina. Последняя принадлежит ABH Financial, у которой, в свою очередь, 100% Альфа-Банка. Это следует из кипрского и немецкого реестров компаний, а также данных самого банка.

«Эконива» – лидер в производстве сырого молока в России, выпустивший 297 000 т в 2017 г., у компании 386 000 га в управлении. Выручка «Эконивы» в первом полугодии 2018 г. составила 96,6 млн евро (+24%), EBITDA – 45 млн евро (+46%). Крупнейший акционер Ekosem-Agrar, по данным немецкого реестра на 31 июля 2018 г., – основатель компании Дюрр с 42,8%, у председателя совета директоров Рольфа Цурна – 14,7%, еще 26,5% распределены между менеджментом «Эконивы».

Одновременно с появлением нового акционера Ekosem-Agrar из числа ее владельцев вышли кипрская Ternata (13%, ее бенефициары не раскрывались) и «Агронова-Л» (3%, до 22 декабря принадлежала концерну «Россиум» банкира Романа Авдеева). И Ternata, и «Агронова-Л» были связаны со структурами Московского кредитного банка (МКБ) Авдеева, знают два его знакомых. Дюрр сообщил «Ведомостям», что пакеты обеих фирм проданы новым владельцам, близким к структурам Альфа-Банка. Основные совладельцы последнего – Михаил Фридман, Герман Хан, Алексей Кузьмичев и Петр Авен.

Альфа-Банк рефинансировал «Экониве» кредит перед МКБ, взамен Torentina получила долю в Ekosem-Agrar, уточнил человек, осведомленный о деталях той сделки. По его словам, сделка оформлена как репо и предполагает передачу акций непосредственно структурам кредитора. У Ekosem-Agrar высокая долговая нагрузка, объясняет собеседник «Ведомостей» такую форму обеспечения. Согласно отчетности Ekosem-Agrar за 2017 г. отношение чистого долга компании к скорректированной EBITDA близко к 8, без учета корректировок – 5,5. Это очень высокий уровень долга, говорит управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев, возможно, поэтому Альфа-Банку и потребовались дополнительные гарантии возврата кредита. Приемлемым считается, если этот показатель не превышает 3, замечает директор инвесткомпании Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Де-юре банк стал владельцем акций, поэтому может участвовать в согласовании сделок, решение о которых принимается на уровне менеджмента: обсуждать инвестиционную программу, ковенанты, контролировать ситуацию в компании, рассказывает человек, близкий к «Экониве». Представители концерна «Россиум», Альфа-Банка, ABH Financial отказались от комментариев; в МКБ на запрос не ответили. Дюрр не стал обсуждать подробности сотрудничества с банком.

Когда обязательства по сделке репо будут погашены, банк вернет эти акции обратно тем акционерам, чьи акции были заложены, замечает Габышев. В случае невозврата кредита их полноправным собственником становится банк, продолжает он. Обычно основные акционеры идут на такую сделку, если уверены в том, что смогут полностью погасить долг и вернуть долю, рассуждает эксперт.

Структуры Альфа-Банка могут рассматривать акции компании как портфельную инвестицию, говорит Дюрр. Когда Ekosem-Agrar проведет IPO, Torentina может продать акции Ekosem-Agrar в ходе размещения, считает он. Ekosem-Agrar рассматривала возможность выхода на биржу, но пока планы откладываются: инвесторы сейчас осторожно смотрят на инвестиции в российский бизнес из-за геополитической ситуации, лучше дождаться более благоприятного рынка и продавать бумаги по более выгодной цене, заметил бизнесмен.

Если инвестклимат в России улучшится, такая компания, как «Эконива», может стать первым производителем молока в России, который проведет IPO, считает Габышев. Сейчас ее стоимость можно оценить в диапазоне 6–10 EBITDA минус долг, полагает эксперт. То есть ее максимальная стоимость – 155 млн евро на основе данных за 2017 г.

«Эконива» – самая быстрорастущая агрокомпания, а также одна из самых эффективных, считает Габышев. В планах «Эконивы» – довести производство сырого молока к 2020 г. до 0,9–1,1 млн т, т. е. расти в 2 раза по итогам 2018 и 2019 гг.; в 2017 г. в стране произведено 31,1 млн т. Россия все еще зависит от импорта молока, добавляет Габышев: производство растет – бизнес интересен инвесторам. В 2017 г. лишь 75% молока на внутреннем рынке российского производства, остальное – импорт, по данным Союзмолока.

Популярность молочного животноводства отмечает и заместитель гендиректора УК «Дамате» Андрей Григоращенко: крупные агрохолдинги наращивают инвестиции, а также растет число малых и средних фермеров.

Молочный рынок привлекателен – в России одна из самых высоких в мире цен на молоко, можно рассчитывать на высокую доходность, указывает Кривошапко. Гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система») Андрей Недужко подтверждает: молочное животноводство – один из самых высокорентабельных бизнесов в сельском хозяйстве, у «Степи» его рентабельность по EBITDA – 35–40%. У «Эконивы», согласно отчетности за первое полугодие 2018 г., – около 30%.
Персоны Компании
Борис Минц оказался дешевкой
Пенсионную группу бизнесмена подручные Игоря Сечина купили всего за один миллиард рублей.
Частный музей Бориса Минца может перейти к кредиторам
Как живут частные музеи в России, и что ждет Музей русского импрессионизма, открытый Борисом Минцем.
Основатель «Евродона» рассказал, что чувствует, потеряв свой бизнес
Вадим Ванеев о том, каково это – расстаться со своим детищем, на которое потратил почти 20 лет жизни.
Леонид Рошаль: российская медицина слаба и недофинансирована
В интервью Леонид Рошаль рассказал, почему отечественная медицина критических зависит от импорта и не может лечить на уровне мировых стандартов.
ВЭБ выкинул Вадима Ванеева из "Евродона"
Производитель индюшатины накопил более 37 миллиардов рублей долга перед банком и потерял почти все поголовье птицы из-за вспышки заболевания и бесхозяйственности.
Протек прессует аптечную сеть «36,6»
Фармдистрибьютор намерен получить с нее 350 миллионов рублей.
Суд в Петербурге не стал заочно арестовывать главу потерпевшего крах банка «Советский»
Станислава Митрушина обвиняют в хищении из банка 150 миллионов рублей.
Уходящий «Большевик»: на БЦ Бориса Минца претендуют основатели Forum Properties
Бизнес-центр, в котором располагается Музей русского импрессионизма, может достаться бизнесменам Андрею Баринскому и Владимиру Зубрилину в счет их доли в О1 Properties. 
Владимир Евтушенков вложит 2 миллиарда рублей в молочную ферму
В планах – нарастить производство более чем в 3 раза.
Рейдеры из А1 покинули Группу "Полипластик"
Трехлетний конфликт акционеров крупнейшего производителя пластиковых труб исчерпан.
Слияние Wintershall и DEA обогатит Михаила Фридмана и Германа Хана
Российские олигархи получат до 27,3% в новой крупной европейской нефтегазовой корпорации стоимостью до 20 миллиардов евро.
Бывший банкир Александр Николашин неудачно выбил долг
Экс-президента Московского кредитного банка отправили под домашний арест по подозрению в вымогательстве. Уголовное дело было возбуждено столичной полицией. Адвокат финансиста объяснила действия подзащитного попыткой вернуть долг.
МКБ признали стрессоустойчивым банком
Сбой в платежной системе Московского кредитного банка насторожил рейтинговые агентства.
Московский кредитный банк ложится на дно
У банка Романа Авдеева и Игоря Сечина нарисовались крупные проблемы: у финансовой организации почему-то перестал работать интернет-банкинг и виснет программное обеспечение. Вкладчики уже несколько дней не могут забрать из учреждения свои деньги.
Сын Бориса Минца заблудился в кредитах
Промсвязьбанк потребовал от скрывающегося в Великобритании Дмитрия Минца вернуть 20 миллионов долларов.
«Продимекс» досыпает земли
Холдинг купит часть активов бывшего госагента.
Роман Авдеев размоет аптечную сеть «36,6»
Аптечный ритейлер намерен привлечь 30 миллиардов рублей путем допэмиссии 6 миллиардов своих акций, что на 72% увеличит его акционерный капитал. Для чего структурам ГК "Регион" Романа Авдеева, являющимися основными владельцами сети понадобились деньги, пока неизвестно.
Максим Блажко потерял последний торговый центр в Москве
Компания девелопера «Ривер тауэр» уступила свое имущество структурам Riverstretch Trading & Investments (RT&I), близкой к Роману Авдееву и Игорю Сечину.