АО "Р-Фарм" Алексея Репика добавила в "послужной" список аналоговых лекарств собственный вариант дорогостоящего анестетика "Севоран" компании AbbVie. Что если "Севофлуран" Репика – это тот же американский препарат, только дешевле и в другой упаковке? Провернуть махинацию, чтобы уйти от налогов и таможенных платежей поможет вице-премьер и по совместительству "мадам Арбидол" Татьяна Голикова?
В 2019 г. продажа 84,4 тыс. упаковок оригинального препарата "Севорана" принесла компании прибыль – 698,3 млн рублей, сообщает корреспондент The Moscow Post, лекарство определенно пользуется спросом. А где спрос, там и деньги. Сейчас на ярославском заводе происходит вторичная упаковка американского "Севорана". Репутация AbbVie и Алексея Репика позволяет предположить, что вместо отечественного аналога в аптеки будет поступать тот же "Севоран" только от имени АО "Р-Фарм". Сколько денег "срубит" Репик на мнимой фармацевтической разработке?
Американский "партнер" Алексея Репика появился в 2013 г. в результате разделения компании Abbott Laboratories на New Abbott Laboratories, которая занималась на разработке медицинского и диагностического оборудования, и на лабораторию AbbVie. Последняя занималась исследованиями в области фармацевтики и созданием новых препаратов. По словам руководства компании, разделение должно было усилить бизнес, но так ли это на самом деле?
Что скрывает Abbott Laboratories?
Возможно, "дочка"- AbbVie появилась, чтобы скрыть скандальное прошлое компании. Мол, фирма новая, никаких связей с отгремевшими скандалами не имеет. Первый иск на Abbott Laboratories оформила в 2003 г. британская фирма Cambridge Antibody Technology, требуя от американской компании полного погашения лицензионного платежа касательно производства препарата "Адалимумаб". Abbott Laboratories должна была выплатить Cambridge Antibody Technology 255 млн долларов.
Второй скандал произошел в 2011 г., когда на компанию подали иск из-за незаконной продажи препарата от эпилепсии Depakote американскому правительству и 24 государствам. От компании потребовали выплатить порядка 500 млн долларов, а главу Abbott Laboratories, Уолласа Эббота поместили под стражу. Вряд ли смена названия поменяла схемы ведения бизнеса и AbbVie – это все та же Abbott Laboratories.
А то, что именно "Р-Фарм" Алексея Репика начала разрабатывать отечественный аналог, не очень-то удивительно. Корпорация бизнесмена регулярно светится в списке главных поставщиков государства.
Например, в 2009 фирма Репика по программе "Семь нозологий" получила "пачку" заказов на реализацию препаратов для больниц, общая сумма которых – 6,7 млрд рублей. В 2017 г. АО "Р-Фарм" выиграла аж 10 аукционов на поставку лекарств от ВИЧ. Всего Минздрав провел 20 электронных тендеров, об этом подробно писал "КоммерсантЪ", то есть компания Репика получила ни много-ни мало – половину и заработала 2,5 млрд рублей. Компания, которая не раз срывала сроки.
Например, весной 2017 г. Алексей Репик не доставил препарат "Атазанавир" в регионы. Лекарство должно было быть в назначенных пунктах до 1 мая, однако только 1 ноября гендиректор ОА "Р-Фарм" заявил, что сроки сорвал изготовитель – "Бристол Майерс Сквибб". У последнего якобы не было необходимых субстанций. Сумма контракта на поставку атазанавира оценивалась в 2,4 млрд рублей.
В августе фармацевтическая фирма получила еще один иск за срыв сроков, об этом подробно рассказали "Ведомости". Минздрав потребовал у Репика выплатить неустойку аж с 2014 г. Общая сумма штрафа – 26,7 млн рублей.
В 2019 г. было закрыто дело о сговоре Минздрава и "Р-фарма", так как ФАС не смогла доказать, что Минздрав создает преимущественные условия для фирмы Репика. Разбирательство длилось год, но следствие не смогло собрать достаточно оснований против "Р-фарма". Не смогло или не захотело? Историю подробно описал "РБК".
Кроме этого дела "Р-Фарм" и подконтрольной "Русской медицинской компании" выдвинули обвинение в незаконной координации экономической деятельности. Дело в том, что "Р-Фарм" сама определяла, какие из компаний малого бизнеса выиграют и заберут тендер. Конечно, такие действия способствовали не развитию малого бизнеса, за которое ратует государство, а наоборот его экономической несостоятельности.
И несмотря на крупные скандалы "Р-Фарм" "процветает". Прибыль формы за 2017 г. – 3,5 млрд рублей, при выручке 57 млрд рублей. Объяснить феномен можно, наверно, только "влиятельными покровителями".
С фигурой Алексея Репика связывают экс-министра здравоохранения Татьяну Голикову, которая якобы регулярно помогала бизнесмену вести дела и оставляла для "Р-Фарм" богатые госзаказы. Сколько упало в карман министра за помощь?
Поговаривают, что из-за союза Голиковой и Репика 11 пациентов клиники им. Гельмгольца полностью ослепли, а несколько десятков серьезно пострадали. Дело в том, то компания АО "Ортат", что входит в структуры "Р-Фарм" занималась поставкой препарата "Авастин". Лекарство производили в Швейцарии и одна ампула стоила около 10 тыс. рублей, вот только в год, когда произошла трагедия, поставки из Швейцарии не было. Чем заменили дорогой препарат – неизвестно...
А теперь "Р-Фарм", возможно, будет сотрудничать с американской лабораторией AbbVie. Что если зарубежный препарат будет также поставляться на ярославский завод, вот только вместо "Севорана" на полках аптек появится отечественный "Севофлуран" с точно таким же составом, но в другой упаковке. А скрыть прямое нарушение таможенного и налогового законодательства может помочь Татьяна Голикова, не за бесплатно, конечно.
При этом по данным "Коммерсанта" "Севофлуран" Репика будет стоить 7,75 тыс. за упаковку, а американский оригинал - 8,1 тыс. за упаковку. Дешевый аналог якобы сместит с полок американского конкурента.
Прибыльный бизнес "затеял" Алексей Репик. И от налогов, и от таможенных пошлин уйдет да еще и "заграбастает" кусок фармацевтического рынка, на котором он и без этого стал практически единоличным "королем". Остается только догадываться, сколько денег при таком "выгодном" международном соглашении уйдет не в те руки. И что будет на самом деле скрываться от отечественной упаковкой препарата "Севофлуран"?