Как говорится в тексте поданной Навальным жалобы, статья 15.3 российского закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», на основе которой был заблокирован его сайт, сформулирована неопределенно, поэтому граждане не могут предвидеть последствий своих действий. Кроме того, у правоприменителей нет единого подхода к толкованию закона, из-за чего редакции и владельцы сайтов не защищены от произвольного вмешательства. Причиной блокировки Навальный называет попытку прекратить публикацию антикоррупционных расследований в отношении чиновников.
В жалобе говорится, что блокирование доступа ко всему блогу из-за двух записей является несоразмерной мерой — всего за время существования блога Навального в «Живом журнале» в нем было опубликовано 3607 записей и 15 899 комментариев. Адвокат Навального Дамир Гайнутдинов сказал, что критерии, по которым блокировка блога могла бы быть правомерной, отсутствуют. По его словам, в документах прокуратуры изначально не было указано, какая именно информация считается незаконной, и она просила заблокировать аккаунты Навального во всех соцсетях, правда, пошел на это только «Живой журнал». В ближайшую неделю Гайнутдинов собирается подать жалобу в Европейский суд по правам человека и на блокировку сайтов grani.ru и kasparov.ru, которая произошла по аналогичным причинам.
Блог Навального в «Живом журнале» был заблокирован 13 марта 2014 г. по требованию Генпрокуратуры. Навальный пытался обжаловать блокировку в Люблинском райсуде, а затем в Мосгорсуде. В ходе апелляции выяснилось, что недовольство прокуратуры вызвали два поста от 23 и 24 февраля, в которых Навальный предлагал прийти к Замоскворецкому суду, где выносился приговор по «болотному делу». В августе эти посты были удалены, о чем адвокат Навального Дамир Гайнутдинов дважды уведомил Роскомнадзор, но блог так и остался заблокированным.
Председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин сказал «Ведомостям», что Навальный, как «опытный политтехнолог», использует любой повод для привлечения внимания к себе: «Есть выражение, что любая новость, кроме некролога, хороша для рекламы. Несмотря на то что закрытие блога Навального соответствовало российскому законодательству, для него это является хорошим информационным поводом сказать, что он гонимый политик в нашей стране».
Член Совета по правам человека Илья Шаблинский считает, что закон о внесудебной блокировке сайтов антиконституционен и ограничивает свободу СМИ: «Блокировка этих сайтов — деятельность вне области права, поскольку дан приказ блокировать ресурсы, позволяющие жесткую критику власти». По его словам, в российских судах у подобных дел перспективы нет, ЕСПЧ же, проанализировав решения судов, установит, что даже с учетом закона оснований для блокировки блога Навального не было.
ПРОКУРОРЫ ТРЕБУЮТ
Навальный обжаловал блокировку своего сайта в Таганском районном суде. Об этом сообщил юрист Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов. Сайт navalny.com был внесен во вторник в реестр запрещенных сайтов. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сказал «Ведомостям», что блокировка произошла по требованию Генпрокуратуры, поступившему в конце декабря.