Корпорация «Свеза» Алексея Мордашова готовится к строительству на берегах Рыбинского водохранилища крупнейшего целлюлозно-бумажного комбината. Таким образом стальной магнат может получить лидирующие позиции на рынке целлюлозы. До этого ему удалось создать фактическую монополию на рынке фанеры
Роман с финнами
Планы построить целлюлозно-бумажный комбинат приобрели для «Свезы» характер навязчивой идеи. В первый раз о таком намерении представители компании заявили более десяти лет назад. В конце 2007 года «Свеза» планировала создать СП с финской корпорацией UPM-Kymmene: они собиралось построить в Вологде целый комплекс предприятий - целлюлозный завод производительностью 800 тысяч тонн в год, лесопилку на 300 тысяч кубометров в год и завод по производству стеновых панелей производительностью 450 тысяч кубических метров в год. Общая сумма инвестиций оценивалась в миллиард евро.
Громадье планов объяснялось конечным владельцем «Свезы» - Алексеем Мордашовым. В тот момент его состояние оценивалось журналом Forbes в 22 с небольшим миллиарда долларов. Стальной олигарх грезил планами по захвату мирового господства на стальном рынке, и масштабы его лесного бизнеса просто терялись на фоне этих миллиардов.
Строго говоря, «Свеза» была создана для Алексея Мордашова на всякий пожарный случай - если что-то пойдет не так в основном бизнесе. Именно этим объясняется ее название - производное от сочетания «СВечной Заводик» - мечты отца Федора, героя романа «Двенадцать стульев». В «Свезу» собрали шесть комбинатов по производству фанеры, расположенных так называемом «березовом поясе» - в Костромской, Ленинградской, Вологодской и Свердловской областях, а также в Пермском крае. Тем не менее, несмотря на скромность названия, организаторам бизнеса в результате целой серии слияний и поглощений (часто носивших недружественный характер) удалось создать мирового лидера фанерной индустрии, появление которого совпало с мощным повышающим трендом цены на фанеру, которая выросла в 2000-е в два раза. Маржинальность фанерного бизнеса в наше время гендиректор «Свезы» Анатолий Фришман оценивает в 20-30%.
Таким образом, планы березовой «Свезы» осваивать бумажное направление отражали представление Алексея Мордашова о развитии бизнеса и выглядели вполне реально. Тем не менее они так и остались на бумаге. В 2009 году, по данным того же Forbes, состояние Алексея Мордашова оценивалось уже в 4,9 миллиарда долларов США. Приличная сумма, но миллиардные траты на «Свечной заводик» в нее уже не вписывались. Минус списали на финских партнеров по СП, у которых «изменились планы».
СП с государством
Но у самой «Свезы» планы не изменились, они только росли. Компания просто ждала удобного момента. По мнению менеджеров, он наступил в 2013 году. На этот раз «Свеза» обнародовала еще более масштабный план строительства ЦБК - на миллион тонн целлюлозы в год. Сумма инвестиций также выросла - до $2 млрд. Но партнером Алексея Мордашова, в полном соответствии с духом времени, должно было выступить государство. По планам «Свезы», государство должно было профинансировать 10% из общей суммы инвестиций и создать на базе завода ОЭЗ.
Но и этим мечтам было не суждено сбыться. Российское государство погрузилось в решение куда более серьезных геополитических проблем, а тратить деньги решило на освоение новых территорий. Свечной завод с наполеоновскими планами снова оказался на обочине большой истории. К счастью для обитателей Рыбинского водохранилища.
Но пасаран
Но и в следующий раз счастье оказалось совсем недолгим. Летом прошлого года стало ясно, что проект по строительству ЦБК готов к реализации, и даже прошел общественные слушания. На этот раз заявленная мощность составляла 1 млн 330 тысяч тонн, что делало комбинат абсолютным лидером на российском рынке.
До сих пор тон там задавали два ЦБК группы компаний «Илим Палп» - в соседнем Архангельске и далеком Иркутске. Мощность каждого из них лишь слегка превышала миллион тонн. Алексей Мордашов решил стать не просто березовым, но еще и бумажным лидером. В прямо смысле этого слова. Но на этот раз на его пути может встать общественное недовольство. Еще во время второй попытки против планов Мордашова начал формироваться целый фронт, состоящий из абсолютно противоречивых групп и интересов. В начале 2014 года против строительства нового ЦБК выступили представители небольших общественных организаций. А годом позже на стороне неформалов оказались представители «Единой России». В январе 2015 года на проблему ЦБК обратила внимание депутат от «Единой России» Людмила Ячеистова. По ее мнению, планы «Свезы» угрожают не только природе, но и малому бизнесу, которому просто не оставили возможностей, так как под нужды будущего ЦБК зарезервированы целые леса.
А осенью 2018-го против ЦБК открыто выступил губернатор соседней Ярославской области Дмитрий Миронов. Он составил обращение, в котором попросил перенести строительство целлюлозно-бумажного комбината «Свезы» из Вологодской области «куда-нибудь еще».
Стройка комбината, по версии Миронова, идет вразрез с программой по сохранению и предотвращению загрязнения Волги и нанесет непоправимый удар по экологии всего региона.
У каждой из этих групп есть свои основания для недовольства. Но все вместе они уже образуют самый настоящий национальный фронт, прорывать который березовым войскам Алексея Мордашова придется с большими сложностями.