Инвестиции в проект оцениваются в 6 млрд рублей. Аналогичный комплекс компания намерена возвести в подмосковном Домодедово. При этом «материнская» структура «Венталл-Девелопмент» и один из основных активов Митюшова Алексея Александровича – компания «Венталл» официально декларирует многомиллионные убытки.
Кроме того, бизнесмен выступает совладельцем банка «Финсервис», в залоге у которого находится целый ряд аффилированных с «Венталл» убыточных фирм. Крупным акционером «Финсервиса» и членом его Совета директоров является Наталия Коноваленко, ранее занимавшая пост заместителя гендиректора «Газпром Межрегионгаза» и отвечавшая за распределение контрактов предприятия. С экс-руководителем этой структуры Кириллом Селезневым близко знаком и Алексей Александрович Митюшов, ранее выступавший совладельцем нескольких крупных газпромовских подрядчиков.
Уход Селезнева с должности, которую он занимал на протяжении 16 лет, произошел вскоре после громкого ареста его одиозного советника Рауля Арашукова, сегодня вместе с сыном экс-сенатором Рауфом Арашуковым обвиняемым в целом ряде особо тяжких преступлений. Коррупционные схемы Арашукова-старшего оказались в центре внимания федерального руководства еще в 2011 году, но вместо увольнения он обосновался под «крышей» «Газпром Межрегионгаза». Скоропалительное увольнение Селезнева и последующее объединение подрядчиков «Газпрома» в рамках госкорпорации «Газстройпром», поставило точку на дальнейшем сотрудничестве с компаниями Митюшова. Сегодня бизнесмен вместе с деловыми партнерами занят тем, что вкладывает финансы, полученные от газового монополиста, в собственные масштабные проекты.
Убыточный «Венталл» Митюшова Алексея Александровича с финскими «корнями»
Финская«Sponda» закрыла сделку по продаже принадлежавшего ей земельного участка площадью 46,2 гектара, расположенного в поселке Янино-1 во Всеволожском районе Ленинградской области. Покупателем стала российская компания «Венталл-Девелопмент», входящая в структуру одноименного производителя металлоконструкций и официально зарегистрированная в августе прошлого года.
По информации «Коммерсанта», новый собственник планирует строительство здесь складского комплекса площадью до 100 тыс. кв метров, причем не под конкретного заказчика, а для сдачи в аренду на открытом рынке. По словам гендиректора компании Валерия Жукова, объем инвестиций в строительство составит порядка 6 млрд рублей. Стоимость сделки оценивается экспертами в 700-900 миллионов. Похожий проект «Венталл» намеревается реализовать в промзоне «Житнево» на территории подмосковного Домодедово, где также выкуплен участок площадью 72,7 гектара.
До 2020 года единственным собственником ООО «Венталл» выступал Митюшов А.А. – бывший топ-менеджер «Газпром энерго». На сегодняшний день он контролирует 15% компании через ООО «Корпоративный центр» и ООО «Севинвест»; еще 5% принадлежит Алексею Заварцеву (он же входит в число соучредителей «Венталл-Девелопмент»). Наконец, 80% находится в собственности Управляющей компании «Меркури Кэпитал Траст».
Обращают на себя внимание финансовые показатели «Венталл»: по итогам 2020 года при выручке в 3 млрд рублей предприятие задекларировало убытки в размере 145,9 миллиона. На этом фоне бросается в глаза процветание компаний самого Митюшова. Например, за тот же период прибыль его «Севинвеста» составила 1,9 млрд рублей при аналогичной выручке. Еще более финансово успешным выглядит ООО «Корпоративный центр»: при выручке в 410 млн рублей, компания, которой руководит Алексей Заварцев, принесла прибыль в размере 3,8 миллиарда.
Такие показатели можно объяснить профессиональной работой топ-менеджеров. Но если проанализировать изменения в структуре собственников компаний, то обнаруживаются любопытные моменты. Например, в число совладельцев ООО «Венталл» ранее входила фирма «Раутаруукки Оуи» из Финляндии Возможно, заработанные в России миллиарды оседали на финских счетах? В этом случае профессионализм «топов» мог бы вызвать интерес сотрудников налоговых органов.
Митюшов, птенец гнезда Кирилла Селезнева
Не менее интересным является и другое направление коммерческой деятельности Алексея Митюшова: он контролирует 15,8% банка «Финсервис»; еще 33,2% акций кредитного учреждения оформлено на ООО «Севинвест». Кстати, в залоге у банка находятся доли ряда подконтрольных «Венталл» компаний, которыми руководит гендиректор «Венталл-Девелопмента» Валерий Жуков.
К числу таких предприятий относятся, например, ООО «Распределительный центр «Курский» и ООО «Распределительный центр «Брянский». Вот только с финансами у них явные проблемы. Так, РЦ «Курский» по итогам 2020 года при нулевой выручке и отрицательной стоимости активов получил прибыль в размере 44 тыс. рублей. У РЦ «Брянский» финансовые показатели за тот же период вообще нулевые, а активы оцениваются аж в 11 тыс. Получается, что господин Митюшов выдает банковские средства под залог собственных фирм-пустышек?
Такому положению дел могут способствовать коллеги бизнесмена из Совета директоров «Финсервиса», например, Наталия Коноваленко (ей принадлежит 13% акций банка). С Митюшовым ее связывает давнее знакомство: много лет они работали в структурах «Газпрома». Дело в том, что Коноваленко трудилась заместителем гендиректора по экономике и финансам в «Газпром Межрегионгазе», который в 2003-2019 гг. возглавлял небезызвестный Кирилл Селезнев.
Смена кадрового состава в газпромовской «дочке» началась весной 2019 года, сразу после громкого ареста сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова, занимавшего пост советника Селезнева. Напомним, что представителям влиятельного кавказского клана инкриминируется создание организованного преступного сообщества, объединявшего, в том числе, высокопоставленных коррумпированных сотрудников газовой монополии в южных регионах. Кроме того, экс-сенатор обвиняется в организации заказного убийства зампреда молодежного отделения черкесского движения «Адэге-Хэсэ» Аслана Жукова и советника президента КЧР Фраля Шебзухова.
Присутствие такого одиозного персонажа, как Арашуков-старший в ближайшем окружении Селезнева в итоге стоило ему занимаемого места: в апреле 2019 года он ушел с должности (с официальной формулировкой– в связи с окончанием контракта) и был назначен гендиректором созданного при участии «Газпрома» ООО «РусХимАльянс», реализующего проект создания комплекса по производству сжиженного природного газа в районе Усть-Луги. Деловым партнером «РусХимАльянса» стала аффилированная с Аркадием Ротенбергом компания «РусГазДобыча».
Арашуковы и «великий исход» Митюшова из «Газпрома»
В СМИ неоднократно озвучивалась версия, согласно которой деятельность Арашуковых оказалась в центре внимания Кремля еще в то время, когда Рауль Арашуков руководил ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», а затем ОАО «Ставрополькрайгаз». В 2011 году с подачи ставропольского губернатора Валерия Гаевского в регион прибыл Игорь Сечин, занимавший пост вице-премьера, курирующего ТЭК. Высокопоставленный визитер моментально «срисовал», как команда Арашукова-старшего делает деньги на сверхлимитных поставках газа в регионы СКФО и продаже должностей в структурах «Газпрома».
Вернувшись в Москву Сечин доложило происходящем лично Владимиру Путину, а глава государства, якобы, распорядился гнать зарвавшегося топ-менеджера из газовой отрасли. Но такое кардинальное решение вопроса пришлось по душе далеко не всем. В том числе, Кириллу Селезневу, в итоге назначившего Арашукова своим советником. Получается, что отъезд коррумпированного руководителя со Ставрополья, открыл перед ним новые, гораздо более масштабные перспективы, в столице.
Здесь уместно задаться вопросом: насколько в курсе происходящего был Алексей Миллер? Мог ли Селезнев, считавшийся вторым по степени влияния человеком в «Газпроме», без ведома своего непосредственного шефа дерзко «забить» на хоть и неформальное, но все-таки исходящее от президента распоряжение? Как бы то ни было, но спустя несколько лет «схемы Арашукова» привели к настоящему исходу топ-менеджеров «Газпрома». В их числе оказались и сам Селезнев, и его зам Наталия Коноваленко, напомним, ставшая акционером и вошедшая в Совет директоров банка «Финсервис».
Обратим внимание: ранее в числе акционеров банка РБК называл Владимира Карташяна и Ивана Миронова. Карташян, по данным издания, также является выходцем из структур газового монополиста: в 2009-2013 гг. он руководил компанией «Газпром Стройтэк Салават», подконтрольной предприятию «Газпром нефтехим Салават», Совет директоров которого возглавлял никто иной, как Кирилл Селезнев. Что касается Ивана Миронова, то с ним все просто: о нем РБК пишет, как о сводном брате все того же Селезнева.
Финансы «Газпрома» уходят в «Венталл» Митюшова?
Из структур «Газпрома» Алексей Митюшов официально вышел к 2014 году, начав создавать собственный строительный бизнес. Тем не менее, с Кириллом Селезневым его связывает гораздо более давнее и тесное знакомство, чем десятилетие работы в госкорпорации. По информации РБК, они – однокурсники и вместе оканчивали Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова.
Не исключено, что давнее знакомство помогло Селезневу «пристроить в нужные руки» такие газпромовские компании-подрядчики, как «Салаватнефтехимстрой» и «Нефтехимстрой»: их покупателем стал Митюшов. Обе продолжили получать «газовые» контракты и за пять лет их выручка превысила 150 млрд рублей. В 2013 году Митюшов и Карташян выкупили 50% компании «Стройтрансгаз», оформив доли на зарегистрированные на Британских Виргинских островах офшоры «Folmar Services» и «Capstone Resources».
В 2016 году «Стройтрансгаз» переименовали в «Стройтранснефтегаз». К тому времени в число его крупных акционеров входил миллиардер Геннадий Тимченко. Сама компания считалась вторым по величине подрядчиком «Газпрома». Тем не менее, в июле 2020 года компаньоны продали перспективное предприятие. Покупателем стала «дочка» газовой госкорпорации «Газстройпром», получившая полномочия единого подрядчика и консолидировавшая профильные структуры.
Заметим, что активная коммерческая деятельность на базе «Газпрома» велась еще до ареста Рауля Арашукова, то есть, в то время, когда Кирилл Селезнев считался «человеком №2» после Миллера. Тогда же проявляла особую активность и уже знакомая нам Наталия Коноваленко, игравшая главную роль в распределении миллиардных контрактов «Газпром Межрегионгаза», в том числе, между хорошо ей знакомыми бизнесменами.
Вот только с уходом Селезнева перед его бывшими подчиненными и неофициальными деловыми партнерами замаячили отнюдь не самые радужные перспективы. В итоге одни стали увольняться, другие – продавать ранее прибыльный бизнес.
Кстати, дела у самого бывшего топ-менеджера, назначенного гендиректором «РусХимАльянса», идут не столь блестяще, как на прошлом месте работы, где он к тому же «пригрел» изгнанного со Ставрополья Арашукова-старшего. В частности, по итогам 2020 года при нулевой выручке убытки возглавляемой им компании составили 31,2 млн рублей. Выходит, управленец не справляется с возложенной на него задачей? А может время поменялось и сегодня Селезнев, Митюшов, Коноваленко и их компаньоны просто-напросто вкладывают финансы «Газпрома» в собственные проекты? Такие, например, как логопарки «Венталл-Девелопмент»?