Как стало известно “Ъ”, ГСУ СКР по Москве завершило расследование громкого уголовного дела о коррупции в АО «Мособлэнерго». Глава этой организации Алексей Брижань и его бывший заместитель Алексей Астапов обвиняются в получении взяток от предпринимателей за возможность заключать крупные контракты на оказание услуг «Мособлэнерго». Следствие полагает, что мзду энергетики брали начиная с 2013 года, фактически сразу после того, как перешли на свои должности из «Кубаньэнерго».
Фигурантами уголовного дела, возбужденного по факту получения взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), Алексей Брижань и Алексей Астапов стали в августе 2020 года с интервалом в два дня. Взяткодателем, как следует из материалов расследования, являлся гендиректор ООО «Стройресурс» Алексей Долинский. Начиная с 2016 года его организация, специализировавшаяся на производстве электромонтажных работ, весьма плодотворно сотрудничала с «Мособлэнерго». Вплоть до 2019 года между сторонами были заключены контракты на сотни миллионов рублей. Однако после этого деловые взаимоотношения между партнерами по каким-то причинам прервались — то ли «Стройресурс» перестал выигрывать тендеры, то ли вообще прекратил в них участвовать.
Как бы то ни было, но примерно через полтора года у сотрудников ФСБ и СКР появились показания господина Долинского о том, что в 2018 году в качестве взятки за возможность участвовать и побеждать в проводимых «Мособлэнерго» тендерах он купил и передал Алексею Астапову Mercedes-Benz S 63 стоимостью более 12 млн руб.
Кроме того, за время сотрудничества с «Мособлэнерго» коммерсанту якобы приходилось оказывать господам Астапову и Брижаню и другие услуги, которые обошлись ему в сумму от 3 до 4 млн руб. При этом самого Алексея Долинского, по данным “Ъ”, ввиду деятельного раскаяния от уголовной ответственности за дачу взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ) освободили. В октябре прошлого года Арбитражный суд Москвы признал его ООО «Стройресурс» банкротом.
Во время обысков в подмосковных особняках высокопоставленных энергетиков следователи нашли не только подаренный господином Долинским Mercedes, но и Bentley Continental и другие люксовые иномарки, а также крупные суммы как наличными, так и на банковских счетах.
Кстати, и сами особняки чиновников в Истринском районе Подмосковья стоят не одну сотню миллионов, что, как считают в СКР, явно не соответствует официальным доходам господ Брижаня и Астапова.
Это обстоятельство, по некоторым данным, уже якобы заинтересовало Генпрокуратуру, которая после соответствующей проверки может подать иск и через суд добиться обращения в доход государства имущества, в отношении которого отсутствуют доказательства его приобретения в установленном законом порядке. Кстати, часть имущества предполагаемых коррупционеров, включая квартиры, оформленные на третьих лиц, уже находится под арестом.
Отметим, что после разразившегося скандала заместителя Алексея Брижаня из «Мособлэнерго» уволили, тогда как сам он на сайте компании по-прежнему значится руководителем.
По ходатайству следствия обоих фигурантов Хамовнический райсуд Москвы отправил в СИЗО. Однако в апреле прошлого года следователь неожиданно ходатайствовал об изменении Алексею Астапову меры пресечения на домашний арест. Любопытно, что произошло это на фоне того, что обвиняемый Астапов в это время, как заявил в суде сам представитель СКР, не только проверялся на причастность к аналогичным преступлениям коррупционной направленности, но уже и стал фигурантом еще одного дела о взятке. По некоторым данным, речь может идти о крупных откатах от представителей некоей фирмы «Мастерс». Преступной же деятельностью, как полагает следствие, господа Брижань и Астапов могли заниматься начиная с 2013 года, когда перешли на руководящие должности в «Мособлэнерго» из «Кубаньэнерго».
Несмотря на протесты надзорного ведомства, суд все же перевел Алексея Астапова под домашний арест, где он в ближайшие дни и приступит к ознакомлению с собранными следствием материалами. Его бывшему шефу и приятелю Брижаню эту же процедуру предстоит пройти в СИЗО. Адвокаты обвиняемых комментировать ситуацию с уголовным преследованием своих клиентов отказались.