Сегодня директор Федеральной службы безопасности перешагнул 70-летний рубеж. На этом посту он может встретить и следующий юбилей — больше возрастных ограничений для Александра Бортникова не существует. К бесконечности стремится и функционал его ведомства, которому сулят новые полномочия. Радужную картину немного портят громкие скандалы, в которые попадают сотрудники спецслужбы. О том, чем запомнился последний год для Бортникова и его подчиненных — в обзоре ПАСМИ.
Директор без отдыха
Директором ФСБ Александр Бортников, отмечающий сегодня 70-летие, был назначен 13 лет назад, и этот год мог стать для него последним на этом посту. Тема его скорой отставки муссировалась еще в конце 2020: по данным источников ПАСМИ, вопрос был лишь в выборе преемника. Делать этот выбор было необходимо — на тот момент предельный возраст для госслужащих составлял 70 лет, а значит, в ноябре 2021 Бортников должен был покинуть высокую должность.
Но в январе президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о снятии возрастных ограничений для тех чиновников, которых он сам назначает и снимает с должностей. К их числу, безусловно, относится и глава Федеральной службы безопасности. В марте закон был принят Думой, одобрен Советом Федерации и подписан главой государства.
С именем генерала Бортникова связывали еще один законопроект о предельном возрасте, который Владимир Путин предложил для рассмотрения нижней палаты в июле. Согласно инициативе, с маршалами, генералами армии и адмиралами флота, разменявшими восьмой десяток, может быть заключен новый контракт со сроком действия на усмотрение президента. 11 ноября поправки прошли второе чтение, третье назначено на 16 ноября.
Тайные доходы
Еще одной новацией ведомства Александра Бортникова стал отказ публиковать сведения о доходах и имуществе. Декларации директора ФСБ и его замов за 2020 год на сайте спецслужбы так и не появились, более того, с него были удалены соответствующие данные за предыдущие 10 лет. Источники в ведомстве объяснили “зачистку” прошлогодним законом, дающим право силовикам и судьям закрывать сведения о себе. Ранее секретить информацию позволялось лишь в случаях, если она представляла угрозу жизни и здоровью.
Согласно сохранившимся в сети данным, годовой доход директора ФСБ увеличивается: в 2019-м он подрос на 2 млн — с 11,3 до 13,6 млн рублей. В собственности у главы спецслужбы была задекларирована квартира площадью 99 кв. метров, гараж и два машино-места. У его жены — земельный участок площадью более 1,1 тыс. кв. метров, жилой дом площадью 150 кв. метров и квартира площадью 115 кв. метров. Транспортных средств у супругов, по данным декларации, не было.
Кстати, в 2021-м ФСБ оказалась единственной из трех спецслужб, не отчитавшейся о доходах. Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны скрывать сведения о заработках руководства и состава не стали.
Растущее влияние
Также юбилейный для Бортникова год отметился попытками расширить полномочия его ведомства. Так, неофициально сообщалось об идее усиления контроля ФСБ над МВД. Ее планируется реализовать путем слияния двух подразделений министерства Владимира Колокольцева — оперативно-поисковое бюро полиции присоединяют к бюро по специальным техническим мероприятиям, которое чекисты курируют через через аппарат прикомандированных сотрудников. Благодаря этой реорганизации, фээсбэшники получат полный прямой доступ к техническим средствам наблюдения, а также базе оперативных разработок МВД с девяностых годов.
Помимо этого, глава ФСБ предлагает раскрыть для его подчиненных данные об операциях с криптовалютой. Александр Бортников подготовил проект приказа, согласно которому его заместители, руководители служб, начальники региональных управлений и другие высокопоставленные чекисты смогут направлять в банки и налоговые органы запросы о сделках с цифровыми финансовыми активами. Глава спецслужбы пояснил, что новые возможности сотрудникам ФСБ необходимы для осуществления контроля исполнения антикоррупционного законодательства.
За и против коррупции
Пресечение коррупции на всех уровнях власти назвал одной из главных задач сотрудников Бортникова президент России в феврале на заседании коллегии ФСБ. И это поручение чекисты исправно выполняют: практически во всех сообщениях об уголовных делах с коррупционным составом можно увидеть формулировки “дело возбуждено по материалам ФСБ” или “оперативно-розыскные действия проводились сотрудниками ФСБ”.
Правда, нередко на коррупции попадаются и сами подчиненные Бортникова. Так, летом были арестованы три офицера из 6-го отдела управления авиации ФСБ. Главу подразделения полковника Юрия Кравченко, его зама подполковника Артема Сохина и майора Сергея Романова обвиняют в хищении около 63,5 млн рублей. Деньги были украдены на поставках сборных складских комплексов хранения имущества для воздушных судов.
В августе задержали краснодарского подполковника ФСБ Александра Кубрака. Он занимался обеспечением энергетической безопасности региона и, согласно материалам уголовного дела, в течение нескольких лет получал деньги от местного бизнесмена Алексея Мирошникова, который владеет рядом энергетических компаний. Общая сумма взяток оценивается в 110 млн рублей.
Бывшего заместителя гендиректора по кадрам ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина» генерал-лейтенанта ФСБ Сергея Солодовникова уже признали виновным в мошенничестве более чем на 180 млн рублей. Как установил суд, деньги были похищены при выполнении оборонных контрактов предприятия, которое занимается разработкой космических аппаратов. Генерал получил 16 лет колонии.
Оперуполномоченный из службы экономической безопасности ФСБ России Дмитрий Грицкевич был приговорен к 5 годам колонии общего режима. Он пытался заработать на пермском застройщике и экс-кандидате в губернаторы региона Александре Репине.Чекист сообщил, что в отношении предпринимателя якобы ведется проверка в Центральном аппарате ФСБ, грозящая миллиардным убытком, а он может решить эти проблемы. Грицкевича задержали с поличным при передаче муляжа в 25 млн рублей.
Экс-командир управления «Вымпел» ФСБ, бывший директор ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России» Владимир Подольский решения суда не дождался и сейчас объявлен в розыск. По версии следствия, генерал фиктивно устроил на пост заместителя свою жену и сына коллеги, чем причинил бюджету ущерб свыше 25 млн рублей.
Взятку в таком же размере, по версии следствия, получили от вора в законе Миро Амадяна бывший замначальника 8-го отдела Управления К ФСБ РФ Игорь Фролов и экс-замруководителя одного из управлений ГУУР МВД Евгений Кузин. Взамен они обещали не привлекать авторитета к уголовной ответственности за серию особо тяжких преступлений.
Разбойники в погонах
Впрочем коррупционными преступлениями чекисты не ограничиваются. Так, близится к логическому концу резонансное дело “налетчиков из ФСБ”. Гособвинение запросило по делу о разбое реальные сроки от 8 до 12 лет пятерым сотрудникам управлений «К», «В» и «А» —Александру Карелину, Дмитрию Капышкину, Артуру Власову, Роману Оболенскому и Владимиру Урусову. Под видом оперативных мероприятий они отобрали у предпринимателя Бориса Караматова 136,5 млн рублей, которые он привез в банк для обмена на доллары.
Еще одна громкая история, в которой засветились подчиненные Александра Бортникова, — так называемое “дело енотов”. По версии следствия, бывший оперуполномоченный отдела службы контрразведывательного обеспечения объектов транспорта и связи московского УФСБ Александр Мрищук и его коллега Антон Барякшев привлекали участников «Единого народного общинного товарищества» (ЧВК «Е.Н.О.Т.») к оперативным действиям по уголовным делам. Бойцы ЧВК с применением насилия якобы отбирали ценные вещи у задержанных предпринимателей. Дело Барякшева еще расследуется, а Мрищук уже предстал перед судом присяжных, но материалы вернули в прокуратуру — выяснилось, что обвинительное заключение не подписано следователем.
Саратовский куратор
Не миновал ведомство Бортникова и скандал с пытками заключенных в туберкулезной больнице №1 УФСИН по Саратовской области. Правозащитный проект Gulagu.net уже опубликовал десятки видеозаписей с истязаниями. По данным основателя проекта Владимира Осечкина, процесс издевательств курировали сотрудники ФСИН и ФСБ для дальнейшей вербовки заключенных. Среди имен высокопоставленных кураторов, которые назвал правозащитник, — глава отдела “М” саратовского управления ФСБ Дамир Ямбаев.
Пыточный скандал уже стоил ему должности: по данным источника ПАСМИ, чекисту обеспечили тихую отставку, и теперь он будет надзирать за областным медицинским университетом в качестве прикомандированного сотрудника ФСБ. О других санкциях речи пока не идет, хотя, кроме скандала с тюремным насилием, Ямбаев фигурировал еще и в историях с вымогательством денег у бизнесменов.
Месть за разоблачения
Отметились чекисты и в разборках с журналистами. Так, в марте «Важные истории»* опубликовали расследование о новом заме Бортникова Сергее Королеве. Журналисты заявили, что Королев мог быть связан с лидерами криминального мира, среди которых Олег Маковоз, Геннадий Петров и Аслан Гагиев.
Для автора расследования Романа Анина* эта статья аукнулась обыском, организованным чекистами. В апреле — спустя месяц после публикации — сотрудники ФСБ допросили его в качестве свидетеля по уголовному делу о вмешательстве в частную жизнь. В августе Минюст признал «Важные истории»* СМИ-иноагентом. Также в реестр был внесен главный редактор издания Роман Анин*.
А карьере Сергея Королева расследование не повредило, более того, спустя три месяца после публикации Владимир Путин подписал указ о присвоении ему звания генерала армии. Ранее такое звание было только у самого директора Александра Бортникова и главы погранслужбы Владимира Кулишова.
Продолжился в 2021-м и скандал, связанный с экс-корреспондентом «Коммерсанта» и «Ведомостей» и бывшим советником главы «Роскосмоса» Иваном Сафроновым. Ему предъявили обвинение по новому эпизоду госизмены. По версии следствия, в 2015 году Сафронов якобы передал сведения о деятельности российских вооруженных сил в Сирии за вознаграждение в $248. Ранее его обвиняли в передаче секретной информацию о военно-техническом сотрудничестве РФ в Африке и деятельности ВС на Ближнем Востоке.
Кроме того, в этом году на основании материалов чекистов было возбуждено дело в отношении защитника Сафронова — главы «Команды 29» адвоката Ивана Павлова. Адвоката обвинили в разглашении данных предварительного расследования.Причем, записку председателю СКР Александру Бастрыкину написал лично Александр Бортников.
Не прекращаются в текущем году и разбирательства, связанные с отравлением оппозиционера Алексея Навального. В 2020-м международная группа журналистов выпустила совместное расследование об «отравителях» Навального. В нем утверждается, что к нему якобы причастны сотрудники ФСБ, которые тайно сопровождали политика с 2017 года.
В феврале журналисты заявили,что чекисты могли приложить руку к отравлению еще одного оппозиционера — Владимира Кара-Мурзы-младшего. А в июне 2021-го The Insider* и Bellingcat* опубликовали еще одно расследование, согласно которому жертвой покушения мог стать и писатель Дмитрий Быков.
А в начале ноября те же издания представили материалы уголовного дела в отношении «пробивщиков», которые слили журналистам данные о биллингах звонков сотрудников ФСБ, предположительно причастных к отравлению Навального. Документы подтверждают, что «пробивщики» получили данные о биллингах именно тех сотрудников спецслужбы, которых расследователи указывали в качестве предполагаемых отравителей, и что эти данные являются достоверными.