Что происходит, когда жадный бизнесмен и чиновник монополизируют жизненно важную отрасль, например лекарства? Увы, очень скоро мы можем узнать это ответ на собственной шкуре.
Нельзя объять необъятное. Примерно так отреагировали специалисты на новый тендер московских властей. Предполагается, что подрядчик наладит производство 31 препарата и будет поставлять их городу. Сделать это надо в рекордно короткие сроки – четыре года.
Эксперты отмечают, что все лекарства находятся в разных препаратных группах и за столько короткий срок построить различные производственные мощности просто нереально. Высказывается предположение, что данный тендер может быть объявлен под конкретного производителя. Но кто может обладать такими гигантскими мощностями?
В публичных слушаниях принимали участие несколько компаний: "Фармстандарт", "Биокад", "Герофарм", "Натива". Примечательно, что среди участников "Биокад" уже не только производит 7 из 31 наименования, но и имеет по ним контракт, который заключила в прошлом году с департаментом здравоохранения Москвы. Однако представитель компании заявил, что "Биокад" воздержится от участия в этом контракте. В рамках прошлогоднего, выигранного контракта, компания уже ведет строительство завода в Зеленограде. Более того по оценкам представителя компании, это предложение экономически не выгодно, так как потребует слишком больших инвестиций для запуска различных производственных линий.
За выигранный "Биокад" контракт в свое время боролся еще один крупный производитель лекарств – "Р-Фарм". Компания предложила меньшую цену, но заявка была отклонена из-за якобы имевших место несоответствий конкурсной документации. "Р-Фарм" могла бы побороться с "Биокад" и в этот раз, но только над компанией сгустились тучи.
Все дело в том, что в марте этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) свалилась со своей проверкой на Мидздрав как снег летом. В ходе проверке было установлено, что в ходе выполнение контрактов был нарушен закон "О защите конкуренции". Речь может идти о 19 контрактах, по которым "Р-Фарм", якобы, нарушила условия.
Можно предположить, что причина – три контракта, которые были прекращены по соглашению сторон, и 16 – в которых были изменены условия. Таким образом, по мнению ФАС, компания должна была попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Но этого не случилось, и компания продолжает участвовать в торгах. На фоне этих событий ввязаться в еще один крупный тендер компании было бы крайне неразумно.
Странно, что ФАС заинтересовалось этой ситуацией с "Р-Фарм" только сейчас. О том, что Мидздрав явно тяготеет к компании Алексея Репика, поговаривали в СМИ уже давно. В связи с этим по рынку поползли слухи, что сделано это может быть как раз в интересах того самого "игрока", который предпочитает оставаться в тени и держаться в стороне от обсуждения контракта.
Кто же он этот фармацевтический гигант, которому под силу выполнить контракт московских властей?
И жнец, и чтец, и на дуде игрец
В первую очередь, оценивая контракт, эксперты замечают, что создавать производственные базы с нуля – слишком дорого и не возможно в столь короткий срок. Исходя из этого, они предполагают, что компания, которая возьмется за выполнения этого контракта, должна обладать развитой производственной базой, которая позволила бы быстро запустить в производство необходимые наименования. Кроме этого городу нужно эти лекарства поставлять, а значит, должна быть налажена сеть дистрибуции. Трудно себе представить, что на 22,6 млрд руб. – цена тендера на поставку лекарств, останутся не востребованными.
И на удивление такой "игрок" на рынке есть. Это "простой", успешный бизнесмен – Винокуров Александр Семенович.
Действующий акционер, управляющий партнер и президент инвестиционной компании Marathon Group, основной акционер крупного российского фармацевтического дистрибутора "СИА Групп" (бывшая СИА Интернейшнл ЛТД), совладелец курганского фармацевтического завода "Синтез", ООО "Бентус-Лаборатории" (бренд Sanitelle), завода по производству лекарственных препаратов "Биоком", биофармацевтической компании "Форт" и член Совета директоров Нацимбио (Структура Ростеха).
Один этот перечень дает представление о почти безграничных возможностях предпринимателя. Только два актива – "СИА Групп" и близость к Нацимбио уже позволяет сгенерировать мощности достаточные для выполнения контракта. Но как так получилось, что огромная часть стратегически важного рынка оказалась в одних руках?
Захват СИА Интернейшнл ЛТД?
Закат "СИА Интернейшнл ЛТД "начался в 2014 году, когда по состоянию здоровья ее основатель – Игорь Рудинский был вынужден отойти от дел. Он был сильно болен и, как говорят близкие, серьезно обдумывал вопрос, кому передать бразды правления компанией. Как ни как, это было дело всей его жизни. Наиболее вероятным приемником называли главу "Р-Фарм" Алексея Репика. Вроде как он даже был вхож в дом к Рудинскому.
Ходят слухи, что в 2014 году сам основатель "СИА Интернейшнл" представил Репика как будущего партнера, якобы, практически приемника. Но как только по рынку поползли слухи, что на аппетитный "кусок" ищется "роток", как у компании начались проблемы.
К 2016 году, компания, которая еще недавно занимала ведущую позицию в отрасли, внезапно погрязла в долгах. Общий объем кредитной задолженности компании составлял 7,2 млрд рублей. Крупнейшими кредиторами были: Газпромбанк (3 млрд рублей), Глобэкс (2,5 млрд рублей), Нота-банк (1 млрд рублей) и Промсвязьбанк (700 млн рублей).
Как говорили эксперты причиной стало то, что объемы затрат на производство превысили доходы от реализации. Учитывая, что значимую часть дохода компании составляли государственные контракты, можно предположить, что именно их резкое уменьшение дестабилизировало финансовое состояние. На рынке стали поговаривать, что компании "ставят палки в колеса" в интересах нового собственника.
Очень скоро выяснилось, что новым собственником стал Александр Винокуров. Это несколько удивило тех, кто был в курсе ситуации. Поскольку до последнего считалось, что СИА Интернейшнл ЛТД перейдет "Р-Фарм" Алексея Репика. Поговаривали, что на родственников Игоря Рудинского, якобы, оказывалось давление, результатом которого стала сделка. Достоверно это не известно.
Винокуров мог получить 50% акций "СИА Интернейшнл лтд", 34% обыкновенных и 31% привилегированных акций завода "Синтез" в Кургане и 75% акций завода "Биоком", говорится в совместном заявлении сторон. В итоге Винокуров мог стать косвенным владельцем 100% акций "СИА Интернейшнл", 51,6% голосов "Синтеза" и 75% акций "Биокома".
Таким образом, бизнесмен сконцентрировал у себя в руках производственные и сбытовые мощности. Стоит заметить, что "СИА Интернейшнл" является одним из крупных поставщиков лекарств для бесплатного обеспечения населения. Их аптеки располагаются во многих поликлиниках, в том числе и в Москве. Однако в последнее время все чаще слышны жалобы, что в этих самых аптеках нет нужных лекарств. Из-за этого пенсионеры вынуждены самостоятельно приобретать лекарства, а порой и просто отказывать себе в медикаментах из-за их дороговизны. Связано ли это с новым владельцем "СИА Интернейшнл"?
Чемезов с Винокуровым – родственные души
Одних только активов "СИА Групп", присоединенных к уже имеющимся бизнесам Винокуровова достаточно, чтобы в ФАС заерзали и стали задаваться вопросом, а не появляется ли слишком "весомый" игрок на фармакологическом рынке? Но предприниматель пошел дальше.
В прошлом году стало известно, что "Марафон Групп", принадлежащая Винокуровову и "Ростех" планируют создать единую компанию, которая объединить фармацевтические активы. Базой для создания гиганта может выступить Национальный иммунобиологическая компания ("Нацимбио"). Процесс объединения планировали закончить уже в этом году.
Пока о новом "монстре" мало что известно. Точнее неизвестно, почти, ничего, даже название. Планировалось, что объединение произойдет, что называется по дружбе, - без денег, путем обмена акциями. Новая компания займется как производством так и дистрибуцией препаратов. В нее войдут "Нацимбио", дистрибуторские и производственные активы "Марафон Групп", в частности упомянутая выше "СИА Групп".
Во всем этом несколько "напрягает" тот факт, что "Нацимбио" и раньше подозревалось в злоупотреблении своим доминирующем положении. Причем это злоупотреблении больно било по бюджету. Так Transparency International Russia заявила, что у дочки Ростеха явно есть конфликт интересов. Все дело в том, что по их мнению "Нацимбио" является единственным поставщиком для государства вакцин, включенных в национальный календарь прививок. При этом закупая эти прививки, госкомпания переплатила поставщику препарата компании "Форт" 640 млн. руб. Что не удивительно – контрольный пакет "Форта" принадлежит "Марафон Групп". При этом эксперты давно подмечали, что продукция "Нацимбио" удивительным образом идеально подходит под государственные заказы.
Чиновник и бизнесмен явно на одной волне. Может тому причина родственные связи Александра Винокурова? Он оказался очень удачно женат на дочери Сергея Лаврова, нынешнего министра иностранных дел. Поговаривают, что после этого поворота в его жизнь, бизнес начал расти просто как на дрожжах. Кстати есть у Чемезова и Винокурова родственно-деловая связь. Аптечная сеть "Мега Фарм" вроде как в совместном пользовании у Винокурова и падчерицы Чемезова Анастасии Игнатовой. Об этом писало издание "Документы и факты".
Вот только "Мега Фарм" уплыла - Х5 Retail Group, акции предприятия находятся в залоге у кипрской компании, которую на рынке считают связанной с Х5. Интересно, что Х5 и раньше всплывал в истории активов Винокурова. В 2016 году президентом компании "СИА Интернейшнл" был Сергей Пивень (бывший главный финансовый директор X5 Retail Group). Совпадение? К слову, недавно Минпромторг поднимал вопрос о том, чтобы законодательно разрешить продавать лекарства в продуктовых магазинах. Это прекрасная точка взаимодействия двух гигантов. Только если это так, то мы имеем дело просто с каким-то исполином от фармакологического бизнеса. Но даже если возможное партнерство с X5 – это всего лишь фантазии, то одних активов Ростеха и Винокурова хватит для "порабощения" рынка, и получения лидирующих позиций в списке поставщиков по государственным закупкам.
Вот и получается, что госкомпания может влиять на государственные закупки препаратов, при этом практически являясь поставщиком этих препаратов. Напомним, что у той же "СИА Групп", уже существуют аптечные киоски в поликлиниках, где бесплатно отпускают лекарства по рецептам. Только за эти "бесплатные" лекарства платит государство.
Московский тендер яркое доказательство того, как образовавшийся "монстр" может вынимать средства из бюджета, ведь на рынке практически нет другой компании, которая аккумулирует такие производственные мощности и дистрибьюторские сети. И такое доминирующее положение должно напрячь ФАС, а возможные финансовые потери государства – соответствующие органы.