Артиллерийские снаряды, детонировавшие от пожара и лупившие по всем направлениям, полностью разрушили несколько домов в ближнем поселке Каменка и некоторых СНТ. Были эвакуированы 16.000 жителей. Мы пообщались с теми, кто оказался под обстрелом без объявления войны.
Хроника событий
Три ЧП за неделю
2 августа ФСБ задержала членов террористической ячейки, планировавших нападение на воинскую часть под Владимиром.
5 августа взрывы прогремели в воинской части под Ачинском.
8 августа на военном полигоне в Архангельской области произошел взрыв при испытании жидкостной реактивной двигательной установки. 5 человек погибли, у 3 пострадавших были диагностированы ожоги и травмы. Врачи скорой, одетые в костюмы химзащиты, отправили их в московский госпиталь. По словам медиков, на пострадавших «не было живого места». В районе взрыва было зафиксировано кратковременное повышение радиационного фона. В аптеках Архангельска и Северодвинска раскупили йод.
Грохочет до сих пор
Люба, жительница Игинки, что находится в 30 км от военных складов, и сейчас слышит звуки взрывов. МЧС успокаивает: все под контролем, просто саперы занимаются утилизацией. Работы у них действительно много: поселок Каменка, который стоит в паре километров от части, усеян болванками и фрагментами снарядов. Воронками изрыты огороды и улицы. К одному из местных жителей снаряд прилетел через окно, приземлился прямо на диван.
Несколько деревянных домов уничтожено полностью. У тех, что сделаны из бетона, разбиты окна. Стены некоторых строений расходятся.
Сигнал о взрыве поступил на оперативный пульт МЧС 5 августа в 17:40 (по местному времени). Но первые тревожные сообщения жителей в телеграм-каналах и соцсетях появились на 20 минут раньше. Быстро стали публиковаться аудиозаписи хлопков и фотографии черного гриба из дыма, который плавно вырастал над территорией военной части. Местным не надо было ждать официальной информации, чтобы понять, что взорвалось и где.
– Раньше думала: ну военчасть и военчасть, подумаешь, солдатики служат. Лет в 25 узнала, что у нас там, оказывается, и ракеты, и снаряды, чего только нет, – рассказала жительница Ачинска Лариса, которая спасалась в ночь эвакуации с дочерью и 8-месячным внуком.
«Метров на 15 откинуло»
Под Ачинском подорвался не просто склад, а артиллерийские запасы Центра материально-технического обеспечения (то, что раньше называли службой тыла) Центрального военного округа. Местному складу ракет и артиллерийских боеприпасов присвоен 1-й разряд (это означает, что он способен вместить несколько тысяч вагонов груза).
– Я в армии служил, поэтому, услышав в воздухе свист, сразу понял, в чем дело. Упал на землю. Потом хлопок – и меня метров на 15 откинуло, – говорит Виталий. Он родился в Каменке и живет всю жизнь на этой, как он говорит, пороховой бочке.
– В ту сумасшедшую ночь, когда начались взрывы, мы уехали в чем были и не взяли теплые вещи. Дождь заморосил, но, к счастью, семейная пара, которую мы встретили на трассе, поделилась с нами пледом, – вспоминает Лариса из Ачинска. – Люди бежали кто куда. Наши дома не затронуло, но в садовых товариществах между Ачинском и Каменкой много разрушений. Люди бежали в ту сторону, не зная, что она тоже «под обстрелом».
Люди вспоминают, что солдаты стаскивали с себя берцы, чтобы двигаться быстрее.
Из местных СМИ известно о 90-летней жительнице Каменки, которая пыталась пройти пешком 11 км до станции Улуй, чтобы сесть на поезд, но на середине дороги у нее отнялись ноги. Возле путей ее подобрали военные.
Те, кто покидал поселок на машинах, встали в пробку напротив АЗС – бензина на всех не хватило. Так же как не хватило воды и хлеба в магазинах. Поселок, расположенный в нескольких км от стратегической военной части, к эвакуации оказался не готов.
Поселок в 500 метрах от арсенала – это нонсенс
На прошлой неделе начала работать комиссия по оценке ущерба. Заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков, по его словам, лично насчитал 5 разрушенных домов, 15 окон без стекол и 3 крыши без шифера.
Но больше всего его удивило другое.
– Населенные пункты стоят в 500 метрах от арсенала – это нонсенс. Этого быть никогда не может по всем градостроительным нормам! – удивлялся он в присутствии журналистов и губернатора Красноярского края Александра Усса.
Военная часть под Ачинском известна еще со времен ВОВ. В 2016 году здесь прошла масштабная модернизация: усилили безопасность, подвели к каждому складу отдельный подъездной железнодорожный путь. Те, кто проходил здесь срочную службу, даже подшучивают: служили не артиллеристами, а грузчиками. Постоянно приходилось разбирать вагоны с новым пополнением запасов.
– Я проходил службу в местной пожарке, которая была создана специально для предотвращения ЧС в военной части. Основная работа – следить за выгрузкой боеприпасов. С безопасностью все строго – проверки и учения были почти каждый день, – рассказывает бывший срочник Евгений.
Пропажа снарядов
Однако от пропаж военный склад не смогла уберечь даже модернизация.
В прошлом году Минобороны судилось с заведующей складом №3 по фамилии Витковская. Ее обвиняли в недостаче снарядов на сумму почти в миллион рублей (992 тысячи). Среди потерявшегося вооружения – мощные «дуры» калибром от 57 до 85 мм. Такие и разлетелись во все стороны после детонации.
По официальным данным, из 32 пострадавших только двое военных этой части, хотя они ближе других находились к эпицентру взрыва.
– В мое время в части служили около 200 солдат. Возможно, сейчас больше, – рассказывает Артем, который ушел на дембель в 2013 году. Бомбоубежища, где, по официальной информации, укрылся личный состав, он в части не помнит. – Может, оно появилось после 2016 года? Насколько я знаю местных командиров, в случае пожара они скорее отправили бы солдат его тушить, чем спасаться в укрытии.
По словам замминистра обороны, ачинский арсенал будет расформирован. Главное военное следственное управление Следственного комитета возбудило уголовное дело по факту пожара. По неподтвержденной информации, на складах войсковой части все-таки нарушались требования безопасности: часть хранилищ не была оборудована автоматической пожарной сигнализацией, не хватало огнетушителей. Но приоритетная версия ЧП – человеческий фактор.
Версия о диверсии
Может ли августовская серия ЧП в воинских частях России быть простым совпадением, мы спросили военного эксперта, преподавателя военных дисциплин Марселя Закирова.
– Красноярск – Центральный военный округ, Архангельск – Северный, Владимир – Западный. Сразу несколько эпизодов в одно время – думаю, это не случайность. Слишком много, чтобы быть совпадением. Исторически сложилось, что рядом с военными объектами строились некие поселения. Раньше они были закрытые. В постперестроечное время многие режимные ограничения были сняты, и народ стал селиться кто где мог. В результате люди оказались в зоне опасности.
Говорят, что главная причина взрывов – человеческий фактор. Меня это не удивляет. Объект военный – значит, руководить им эффективный менеджер не может. Это обязательно будет человек в погонах. Если выявляются пропажи снарядов, как это было в Ачинске, если командир, находясь на должности, втихую что-то сплавляет, то, естественно, и его подчиненные могут заниматься чем угодно. Какой уж тут порядок.