Неожиданные и оттого вдвойне вдохновляющие победы сборной России на нынешнем футбольном чемпионате мира словно стали символом успехов страны в последнее десятилетие. Мы вернулись на внешнеполитическую арену в качестве одной из ведущих мировых держав, возрождаем военную мощь и экономический суверенитет. И, вот видите, теперь даже в футбол играем не хуже (а то и лучше), чем при Союзе. Однако за сполохами салютов и ревом фанфар не стоит забывать о том, что трижды проклятые «лихие девяностые» были совсем недавно – и не факт, что они ушли навсегда.
Именно тогда была заварена адская смесь из криминала, коррупции, кумовства и разгильдяйства, а повара этого варева и поныне не только живут рядом с нами, но и пытаются играть ведущие роли. Дай им волю – и последствия их деятельности аукнутся стране и обществу тяжелым похмельем.
Футбольная Москва стала Меккой не только для простых болельщиков. Давно уже столица не видела столько иностранных лидеров на единицу времени. Монархи Испании и Саудовской Аравии, президенты Южной Кореи и Португалии, даже представители правительства Швеции, ранее громко призывавшие к бойкоту России, воспользовались случаем, чтобы не только посмотреть игру своих команд, но и обсудить насущные проблемы с российскими коллегами.
Среди высокопоставленных фанатов оказался и новый премьер-министр Армении Никол Пашинян, пришедший к власти на волне антикоррупционной «бархатной революции». Очевидно, что одной из целей его визита, кратно перекрывающей по важности переживания на трибуне для вип-болельщиков, была встреча с главой группы ВТБ Андреем Костиным, на которой обсуждалась активизация инвестиционной деятельности банка в стране.
Речь, однако, не о том, как глава дружественной страны обсуждал с одним из ведущих российских банкиров условия кредитов для армянского бизнеса. Глянув на сопровождающие отчет о встрече фотографии, знающие люди обомлели и начали усиленно протирать глаза: рядом с Пашиняном и Костиным сидел экс-член Совета Федерации РФ, ближайший друг предыдущего руководителя Армении Сержа Саргсяна, Александр Тер-Аванесов. Причем, судя по выражению его лица, он и сам смутно понимал, как попал на встречу и что здесь делает.
Википедия, которую, пользуясь бессмертным выражением киевского мэра Кличко, могут наполнять «не только лишь все», утверждает, что бывший сенатор ныне трудится в ПАО Банк ВТБ, да не кем-нибудь, а старшим вице-президентом. С другой стороны, кто-то упорно распускает слухи о том, что именно Тер-Аванесов и организовал эту встречу на кромке футбольного чемпионата. Конечно, возможно все, но в это верится с трудом.
Дело даже не в том, что уроженец Баку Александр Тер-Аванесов никогда в жизни не имел отношения ни к банковской деятельности, ни к государственным интересам Армении – и не такие повороты судьбы встречаются. Но его биография даже при поверхностном, доступном любому пользующемуся интернетом, взгляде, вызывает инстинктивное желание держаться подальше от этого «российского государственного деятеля».
Странным образом все официальные жизнеописания этого «политика» начинаются с 2006 года, когда он впервые оказался в Совете Федерации от Костромской области (!). До того – лишь невнятные упоминания: закончил МГУ, Санкт-Петербургский Университет МВД России, трудился заместителем председателя некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и членов их семей «Забота». И все.
Заседая в Сенате, Тер-Аванесов перепрыгивал из комитета в комитет, и даже ездил в составе постоянной российской делегации в ПАСЕ, пока российскому руководству не надоело, что наши представители униженно поддакивают евродепутатам, поливающим нашу страну помоями, и эту лавочку не прикрыли.
Зато дипломированный юрист и обладатель целой россыпи наград (в основном, благодарностей и юбилейных медалей) от МВД успел отметиться в коррупционном скандале. В ноябре 2012 г. «Новая газета» заинтересовалась политиками, вопреки действующему законодательству успешно совмещавшими членство в Совфеде с частным бизнесом. Под расследованием оказался и Тер-Аванесов. Автор газеты утверждал, что сенатор попал в большую политику, уже будучи состоявшимся девелопером, нефтетрейдером и меценатом.
Помимо прочего, в публикации упоминались компания «Нефтьхолд», где, по данным ЕГРЮЛ генеральным директором значился Александр Борисович Тер-Аванесов и «Интер-Стандарт», чей пакет акций в тот же год почти полностью отошел кипрской Canadox Invest Ltd. Кто был владельцем офшорной прокладки, «Новая» не уточнила.
Поэтому неудивительно, что, при средней зарплате сенатора в 120 тысяч рублей (данные 2010 г.), в 2011 г. Тер-Аванесов задекларировал доход в размере 2,9 млн рублей, а также два объекта недвижимости — жилой дом площадью 243 кв. м и квартиру площадью 142 кв. м. Вполне мог себе позволить. Сам он, правда, яростно отрицал свою принадлежность к каким-либо бизнес-структурам, но в то, что свои миллионы и квартиры кандидат социологических наук (да, есть и такое звание у нашего героя) заработал исключительно чтением лекций, поверить крайне трудно.
Правда, вполне возможно, что столь вкусные дивиденды приносил сенатору прежде заработанный капитал, рачительно устроенный на депозит в Сбербанке. Но тут возникает другой вопрос: на каких-таких проектах поднялся успешный бизнесмен Тер-Аванесов? О чем стыдливо умалчивают авторы его официальной биографии?
Чтобы понять истоки успеха Тер-Аванесова, придется копнуть несколько глубже. В частности, среди прежних партнеров и коллег сенатора значился некий Павел Фукс, с которым политик и благодетель полицейских соучредил длинный список предприятий. Поговаривают, что Фукс и поныне остается верным альтер эго Александра Борисовича.
Но интересно не это, а обстоятельства знакомства будущих бизнес-партнеров. Еще на заре перестройки уроженец Харькова Павел Фукс сумел заслужить доверие одного из харьковских авторитетов Геннадия «Гепы» Кернеса (между прочим, сей достойный муж теперь занимает кресло мэра Харькова). Уже в те времена харьковская братва неплохо понимала, что незалэжность – это хорошо, но настоящие бабки крутятся все же в Москве.
Харьковскому десанту, что называется, «подфартило»: удалось частично взять под контроль Лужники. Это сейчас здесь стадион, принимающий мировой чемпионат, а тогда, напомним, там раскинулся всероссийский базар со всеми присущими базару прелестями. Ветераны московского РУБОПа помнят, как брали братка со стволом на руках, и как на следующий день он, как ни в чем не бывало, вновь появлялся на рынке. И на нем уже оперировала т.н. «липецкая» группировка, в которой будущий сенатор Тер-Аванесов занимал должность джиар-менеджера, улаживая проблемы с местными чиновниками и правоохранителями.
Вопреки ожиданиям первой на просторах СНГ мировой войны между украинскими бандитами и российским криминалом не произошло. Братки мирно поделили зоны ответственности, а Тер-Аванесов и Фукс даже стали если не закадычными друзьями, то, по крайней мере, хорошими приятелями. Вскоре от банального крышевания рыночных наперсточников они перешли к более солидным делам вроде коттеджного строительства. Работали с размахом: география строительства охватывала и элитную Рублевку, и глухую русскую провинцию, включая, к слову, Кострому. И все это время, по сведениям источников, за спинами партнеров маячили все тот же Гепа и липецкие авторитеты.
Довольно скоро интересы заметно разросшегося бизнеса (в корзине компаний Тер-Аванесова и Фукса появились офшорные и совместные с иностранными инвесторами предприятия) потребовали серьезной политической «крыши». Очевидно, братки решили двинуть от себя «смотрящим» в высшее политическое руководство страны презентабельного и пообтершегося в чиновных кругах Тер-Аванесова. Вопрос был решен просто: договорившись с администрацией Костромской области, в феврале 2006 года кандидат от российско-украинской братвы занял кресло сенатора.
В ноябре 2010 г. в ходе совместной операции нескольких спецслужб правоохранители задержали помощника сенатора Тер-Аванесова, Михаила Беридзе. Уроженец Грузии, представлявшийся бывшим Министром внутренних дел Аджарии занимался в Москве тем, что налево и направо торговал корочками советников и помощников депутатов Госдумы и членов Совфеда.
Тер-Аванесов привычно уже открестился от погоревшего «помощника», заявив, что отказался от его услуг еще за неделю до ареста, и вообще никогда не был с ним знаком. Но этот конфуз, очевидно, не прошел ему даром.
Срок прошел, как сон пустой: ничем не зарекомендовавшему себя сенатору Тер-Аванесову в декабре 2010 года угрожала ротация. Но ротироваться ужасно не хотелось, и сенатор бросился искать варианты. По некоторым данным, помочь ему смог близкий друг и крестный отец его детей Камо Авагумян – друг детства Сержа Саргсяна и его супруги Риты, а также совладелец многопрофильного холдинга «Авилон». Кстати, по совместительству г-н Авагумян еще является и… представителем прокуратуры Армении в Генпрокуратуре России.
Обладая крепкими связями с командой Сержа Саргсяна, Авагумян смог совершить немыслимое: убедил президента Армении лично замолвить словечко за сенатора перед российским тогда президентом Дмитрием Медведевым. Так что на встрече двух глав государств в конце декабря 2010 года шел разговор не о том, как развивать российско-армянское сотрудничество, а о том, как сохранить сенаторское кресло под смотрящим от липецко-харьковской братвы.
По истечении очередного сенаторского срока, в декабре 2015 года, Александру Тер-Аванесову указали на дверь. Судя по всему, губернатор Костромской области Сергей Ситников даже помог ему избраться депутатом костромской облдумы, чтобы затем выдвинуть на очередной сенаторский срок. Но, согласно некоторым данным, на пути к заветному креслу горой встала ФСБ. Говорят, одним из формальных поводов для протеста спецслужбы стало то, что его младший брат Владимир Тер-Аванесов женился на дочери Рубена Татуляна, также известного, как сочинский авторитет Робсон.
После того, как заветное кресло уплыло из-под носа, «российский политик» Александр Тер-Аванесов потерял всякий интерес к служению народу. Так ни разу и не появившись на заседаниях костромской облдумы, он тихо сдал мандат. И вскоре вынырнул как «старший вице-президент» ПАО ВТБ.
Но вот, однако, закавыка: официальный сайт группы ВТБ такого вице-президента попросту не знает. Поневоле напрашивается вывод, что бывший сенатор занимает должность жутко засекреченного топ-менеджера по особым поручениям. Ну, либо службу безопасности банковской группы просто не волнует, что их бренд марает человек с крайне неоднозначной репутацией.
Вполне возможно, что бывший сенатор, помимо прочего, входивший в комиссию по сотрудничеству с Национальным собранием Армении каким-то образом смог втереться в качестве прокладки в переговоры между Костиным и Пашиняном. Но поверить в то, что он и организовал эту встречу – невозможно. Во-первых, для Армении, ВТБ является одним из ключевых финансовых институтов, а ереванский дочерний банк в самой группе ВТБ считается одним из лучших подразделений. Очевидно, что такое совпадение интересов позволяет премьеру Армении и главе группы ВТБ обходится в общении без посредников.
Есть вопросы и к новому премьер-министру Армении Николо Пашиняну, позиционирующему себя, как непримиримого борца с криминалом и коррупцией и именно в этом имидже пришедшему к власти. Уютно ли ему было в компании с человеком, за которым тянется грязный и дурнопахнущий след?
И последнее. Как стало известно, в настоящее время Александр Тер-Аванесов находится в Ереване и через своего друга бизнесмена Артема Кукшяна решает вопрос о своем назначении чрезвычайным и полномочным послом Армении в России. И это, невзирая на то, что совсем недавно Никол Пашинян тепло отозвался о работе посла Армении в Российской Федерации Вардана Тоганяна!
Говорят, что Серж Саргсян вместе с семьей сбежал в Москву. Видимо, ему нужен Александр Тер-Аванесов в армянском посольстве – кто-то же должен решать бытовые вопросы экс-руководителя Армении. А Вардан Тоганян на звонки Сержа Саргсяна не отвечает. Неуважение, однако.