Александр Мамут намертво вцепился в Nginx

Источник
Что вменяют одной из самых успешных IT-компаний из России.
На этой неделе в уголовном деле против основателей Nginx, возмутившем представителей российской IT-индустрии, была поставлена точка — его закрыли. Зато выяснилось, что разбирательства продолжатся в США — в суде в Калифорнии кипрская компания Lynwood, которую связывают с совладельцем Rambler Александром Мамутом, попробует взыскать с основателей, инвесторов и покупателя Nginx $750 млн, а заодно — оспорить регистрацию товарного знака Nginx. Но доказать свою правоту в США ей будет так же непросто, как и в России, выяснил The Bell.

Второе дело Nginx

Даже если вы не фанат юридических документов, ознакомиться со 140-страничным исковым заявлением Lynwood против основателей, инвесторов и покупателя Nginx все равно стоит. Юристы, нанятые компанией Александра Мамута, преподнесли дело как настоящий триллер с остросюжетными деталями вроде удаления секретной переписки и уничтожения серверов.

«Ответчики Игорь Сысоев и Максим Коновалов с сообщниками нагло похитили Nginx у своего работодателя Rambler», — утверждает Lynwood. Под личиной высококлассных программистов скрывались непорядочные бизнесмены, которые стремились нажиться на возможностях, предоставленных Rambler, — так коротко можно пересказать фабулу иска.

Что мы узнали из иска

Rambler узнал о регистрации Nginx только в 2019 году от своего свидетеля — бывшего топ-менеджера Rambler Александра Короткова, утверждается в иске. Lynwood считает это прямым нарушением прав компании: «Естественно, Rambler мог бы вложиться и развивать Nginx Enterprise, если бы только сообщники проинформировали о его существовании», — говорится в иске. Но основатели сервиса вместо этого обратились к внешним инвесторам — именно для того, чтобы похитить продукт.

В 2010 году Коротков и Коновалов вели с Сысоевым переписку, которую основатели Nginx якобы впоследствии пытались уничтожить. В ней они обсуждали планы развития Nginx как коммерческого сервиса и составляли презентацию для инвесторов. Первое реальное использование товарного знака Nginx произошло не позднее 1 марта 2011 года, когда основатели еще работали в Rambler, говорится в иске.

Основатели намеренно скрывали истинную ценность Nginx от Rambler, утверждает истец. В иске приводится эпизод, когда Коновалов при оценке перспективности сервиса для Rambler поставил ему низший балл — единицу, хотя в тот же момент якобы уже обсуждал с Сысоевым продажу сервиса за $100 млн.

Lynwood настаивает, что Nginx был разработан для того, чтобы решить проблемы Rambler, а сам Сысоев это признавал. За свою работу он получал высокую зарплату и премии (какие — не уточняется). Но утверждения, что руководство Rambler поручало Сысоеву разрабатывать продукты Nginx, в иске нет.

Истцы заявляют, что соответчики — инвестировавшие в Nginx фонды Runa Capital и E.Ventures — знали, что права на продукты Nginx принадлежали Rambler, но подталкивали Коновалова и Сысоева к выделению.

Американская F5 Networks, купившая Nginx в 2019 году за $670 млн, также якобы знала о правах Rambler. По мнению истца, на это указывает то, что в ходе due diligence F5 признала, что первое коммерческое использование бренда предшествовало уходу сооснователей из Rambler.

Свидетель обвинения

Одним из посредников, который якобы помог основателям Nginx «похитить» бизнес, был Александр Коротков — в 2007–2009 годах CTO Rambler, утверждается в иске. Большинство эпизодов, которые касаются последних лет работы основателей Nginx в Rambler, взяты именно из его показаний: в 2019 году, после продажи сервиса американской F5, он предоставил Rambler копию переписки с основателями от 2010 года, которую те пытались уничтожить, утверждается в иске. Он же рассказал о том, что партнеры Сысоева и Коновалова после их увольнения уничтожили серверы Rambler, на которых хранилась информация о сервисе.

Коротков тоже был «подельником» Сысоева и Коновалова, утверждается в иске: именно он помог тогда еще работавшим в Rambler основателям связаться с венчурным сообществом и найти инвесторов «для финансирования новой компании сообщников». Через нее планировалось легализовать платный продукт Nginx Enterprise, основанный, по версии Lynwood, на похищенной интеллектуальной собственности.

Кроме того, именно Коротков, переехавший в Кремниевую долину, зарегистрировал на свое имя домен Nginxplus.com и торговую марку в США, утверждается в иске. Спустя два дня после заявления в суд Lynwood обратилась с жалобой и в ведомство по патентам и товарным знакам США на регистрацию товарного знака Nginx App Protect. Саму заявку в конце 2019 года подала F5 (под этой маркой работает сервис на базе платной версии веб-сервера Nginx Plus, защищающий сайты и приложения от хакерских атак, утечек данных и других внешних угроз).

Появление в иске показаний бывшего соратника основателей Nginx может показаться странным. Но, как рассказал The Bell Денис Калинин, возглавлявший Rambler в 2004–2007, Коротков проявлял интерес к судьбе Nginx уже давно: «Он позвонил мне около двух лет назад и рассказал, что они собирают людей для подачи коллективного иска против Nginx и Сысоева, потому что он, работая в Rambler, украл у компании продукт. Я ему ответил — они же ничего не крали, все были в курсе». Но Коротков, утверждает Калинин, ответил на это, что Nginx готовит миллиардную сделку и что на этом есть шанс заработать.

Калинин рассказывает, что назвал предложение Короткова бредом и больше с ним не контактировал, но на всякий случай связался с основателями Nginx. Они заверили, что все возможные риски давно изучены юристами (на тот момент у компании уже были инвесторы, которые проводили свой due diligence) и никаких претензий быть не может. Коротков не ответил на звонки и сообщения корреспондента The Bell в соцсетях, с момента подачи иска Lynwood эту историю он публично не комментировал.

Перспективы в суде

В то, что Rambler до 2019 года не знал о существовании главного в мире сервиса веб-серверов, которым пользуется 450 млн сайтов (о чем говорится и в заявлении Lynwood), верится с трудом. «Если в Rambler действительно не знали, что такое Nginx, то, наверное, там после меня работали полные идиоты, — говорит Калинин. — Весь мир знал, а Rambler нет? Этот продукт известен всем, на нем работают все, начиная с Netflix и Yahoo».

В Rambler о том, что есть такой сервис и что это — свободное ПО, в середине нулевых знали все, утверждает он. Что касается инвесторов, то они вложились в компанию, которая занималась продуктом, созданным на основе того, который Сысоев, работая в Rambler, выложил в свободный доступ: «Инвесторы купили компанию, разработавшую платное ПО на основе открытого кода».

Де-юре главный вопрос пока — примет ли вообще американский суд заявление Lynwood, считают юристы. «Подача иска не означает, что разбирательство автоматически состоится — для начала суд США должен признать за собой юрисдикцию рассматривать этот кейс», — объясняет адвокат фирмы Forward Legal Людмила Лукьянова. «Весь центр притяжения всех обстоятельств этого дела — в России. Вполне допускаю, что ответчики подадут ходатайство об отказе в рассмотрении дела, потому что США имеют крайне опосредованное отношение к событиям, описываемым в иске», — соглашается руководитель практики международных споров Buzko Legal Евгений Краснов.

Главный вопрос, который мог бы встать в этом деле в российском суде, — было ли у Сысоева задание от компании на разработку Nginx и была ли подобная работа прописана в его должностной инструкции, объясняли The Bell юристы по интеллектуальной собственности в начале дела Nginx. В американском суде вопрос будет стоять так же, считает Краснов. «Вопрос в том, смогут ли истцы доказать, входила ли разработка такого сервиса в должностную инструкцию Сысоева или были ли у него какие-то другие письменные соглашения с компанией. По американскому закону об авторских правах должно быть именно письменное соглашение между сотрудником и работодателем о том, что все созданные на работе произведения принадлежат работодателю», — говорит юрист.

«В иске, поданном в суд США, Lynwood не делает акцент на конкретных трудовых обязанностях создателей Nginx, а обвиняет их в хищении результата интеллектуальной деятельности и сговоре», — говорит Лукьянова. «Но если Lynwood докажет, что при создании Nginx ответчики действительно пользовались интеллектуальной собственностью Rambler и намеренно скрыли появление продукта, шансы на победу есть, — считает она. — Суды США и Англии глубже смотрят на категорию сговора, чем российские». То, что основатели Nginx обсуждали коммерческие перспективы сервиса во время работы в Rambler, вели переговоры с инвесторами и скрывали от коллег ценность сервиса, — это косвенные доказательства для суда, не соглашается Краснов: «Без доказательств, что по должностным инструкциям и соглашениям с компанией все права на продукт должны были перейти работодателю, этот аргумент не сработает». Зато истец может рассчитывать на то, что для покупателя Nginx иск создаст репутационные риски, и F5 в итоге согласится на компенсацию «просто, чтобы во все это не ввязываться», рассуждает он.
Персоны Компании
Кто фабриковал показания ИТ-директора «Рамблера» по делу Nginx
Считается, что это Александр Мамут (совладелец Rambler)и его сын. Они были владельцами офшора Lynwood Investments CY Limited, который сейчас имеет права требовать Nginx у Игоря Сысоева и Максима
Мамут с Кипра достал новых владельцев Nginx
Спор за права на крупнейший веб-сервер Nginx, основанный выходцами из Rambler, вышел за пределы России. Кипрская компания Lynwood, связанная с Александром Мамутом, подала в суд на  владельца стартапа, его основателей и инвесторов. 
Тарико, Хотин, Ананьевы: из кого глава «Траста» выбивает долги
Александр Соколов рассказал, как кризис повлияет на работу банка проблемных активов, и кто из его крупнейших должников уже столкнулся с трудностями.
Университеты для наследников российских бизнесменов
Какие вузы оканчивали богатейшие наследники российских миллиардеров. На первом месте среди университетов по числу выпускников оказался Йельский университет, хотя российские вузы выбрало абсолютное большинство выпускников.
У Вадима Беляева отбирают алмазы
ФАС и ЦБ хотят признать недействительной сделку на $1,45 млрд по покупке "Открытием холдинг» у «Лукойла» алмазодобывающей компании.
Александру Мамуту долг «Трасту» в жизни не отдать
Глава «Траста» Александр Соколов сообщил, что бизнесмен должен банку 23,5 миллиарда рублей. Если у заемщика возникнут сложности, банку придется придумывать новые условия реструктуризации.
Александр Несис срочно сливает активы
Неназванный акционер "Полиметалл" продает 7 миллионов акций неизвестной компании. Но это не единственная "выгодная" сделка миллиардера.
Александр Мамут зовет на последний сеанс
Сеть кинотеатров Александра Мамута накопила миллионные долги. На этот раз скандального бизнесмена никто не спасет.
Rambler Group пытался отжать Nginx через казахского решалу
Кенес Ракишев и Юрий Калоев «слепили» уголовное дело с помощью левых опросов экс-сотрудников Рамблера.
Кто ответит за фабрикацию дела Nginx?
​​​Кенес Ракишев, Юрий Калоев, Владимир Тимошин, Максимилиан Гришин
У Аркадия Воложа стащили «Афишу»
Палата по патентным спорам отменила регистрацию товарных знаков «Яндекс.Афиша» и «МТС.Афиша», следует из решения палаты, опубликованного на ее сайте. 
Роман Ротенберг размахнулся на «Яндекс»
Компания «Телеспорт», владеющая правами на трансляцию итальянского футбола, подала в суд на «Яндекс», предметом разбирательства стал показ на сайте «Яндекса» фрагментов матчей Серии А.
Хозяева Уралкалия высасывают компанию досуха
Дмитрий Рыболовлев «снял» денег и укатил в Монако, «забив» на экологическую и социальную катастрофу. А сын Дмитрия Мазепина кутит на вечеринках во время траура по погибшим горнякам, пока папа доводит стратегическую компанию до перманентных убытков.
Между Грефом и Собяниным: кем Сергей Гордеев обложил свой ПИК
Коронавирус долго не мог нарушить график строительства ГК «ПИК» и рабочий маршрут ее хозяина Сергея Гордеева, чье Tesla курсирует между резиденцией Германа Грефа и Московской мэрией.
Сергей Гордеев: рейдерство, откаты, выселения
Как владелец ГК "ПИК" прошел путь от захвата московских НИИ до откатов жене Германа Грефа и друзьям Сергея Собянина.
Как Александр Соколов убеждает российских миллиардеров возвращать деньги государству
Когда-то банк «Траст» был известен по рекламе с Брюсом Уиллисом, теперь он судится по всему миру с бывшими собственниками крупнейших частных банков России, рухнувших в 2017 году.
Экс-банкир и экс-девелопер Сергей Кириленко может лишиться последнего
Как Рустем Терегулов пытается «обнулить» своего приятеля юности.
От замгубернатора ЯНАО до помощника министра культуры: кого грабят рублевские воры
Воры уносят у чиновников миллионы, происхождение которых вызывает вопросы у граждан, но не у правоохранителей.