Если раньше кампании по «перетряхиванию» старательно освещались государственными СМИ, то нынешние события вообще остались за кадром. При этом о положении ряда арестованных лиц до сих пор ничего не известно, что дало повод окрестить их «исчезнувшими».
История началась еще 24 января, когда самолет обычного рейса «Белавиа» из Минска в Мюнхен, успев пройти более половины маршрута, в небе над польским Вроцлавом резко сменил курс и полетел в противоположном направлении – обратно в Белоруссию. Пассажирам объявили о технической неисправности. Самолет был посажен в аэропорту приграничного Гродно, где, по свидетельствам пассажиров на борт поднялась группа пограничников и таможенников, которые объявили имена шести человек, которые должны проследовать за ними с ручной кладью и багажом.
Среди выведенных с рейса «Белавии» были руководители двух белорусских сахарных заводов: директор Слуцкого сахарорафинадного комбината Николай Прудник и директор Городейского сахарного комбината Михаил Криштапович. Также из самолета были выведены члены их семей. В этот же день крупнейший белорусский Телеграм-канал NEXTA сообщил о задержании директора Жабинковского сахарного завода Виктора Миронова: руководителю предприятия инкриминируют получение взятки в размере 20 тысяч долларов США, он был выведен в наручниках прямо из рабочего кабинета. Чуть позже в этот день был задержан директор Скидельского сахарного завода Дмитрий Егоров. Таким образом, все руководители сахарной отрасли Белоруссии в один день оказались за решеткой.
Все «сахарные директора» в свое время получили должности благодаря президенту Белоруссии. Журналисты из независимых изданий так и не смогли узнать в пресс-службах сахарных заводов, где сейчас находятся их руководители. Кроме того, до сих пор отсутствуют официальные комментарии представителей Следственного Комитета и КГБ республики о статусе «исчезнувших» представителей «сахарной мафии», как уже успели окрестить руководителей отрасли в Сети.
В понедельник «детектив» получил дальнейшее развитие: под арест был отправлен бывший глава 2-ого управления ГУБОПиК МВД РБ Владимир Тихиня. По данным NEXTA, бывший силовик был задержан за получение взятки в 2000 долларов США от одного из минских бизнесменов за перевод из одной колонии в другую заключенного, связанного с «сахарной мафии». Кроме того, говорят, что именно Тихиня подсказал Криштаповичу и Пруднику идею с «отлетом на отпуск», так как обладал информацией о готовящихся зачистках.
Во вторник ситуация развивалась: список «исчезнувших» пополнил Дмитрий Кириллов, глава Белорусской сахарной компании, главного продавца сахара и продукции одной из крупнейших кондитерских фабрик Белоруссии «Коммунарка» на российском рынке. Пресс-служба компании на запросы журналистов TUT.BY ответила, что их руководитель находится в командировке и еще на прошлой неделе улетел в Минск.
Пока более подробной информации о ходе «сахарного дела» нет. Тем не менее, белорусский экономист, руководитель центра «Стратегия» Леонид Заико заявил в интервью порталу , что еще 10 лет назад он провел подсчеты и пришел к выводу, что практически во всех соседних странах белорусский сахар продавался по более низкой цене, чем на внутреннем рынке. По последним данным, ситуация не изменилась: если сейчас килограмм сахара производства Слуцкого комбината стоит в Москве 31 рубль 90 копеек, то в Минске аналогичную упаковку можно приобрести за полтора белорусских рубля (приблизительно 44 российских рубля).